ЧОУ Институт проблем предпринимательства

ФИЛОСОФ РЕНАТА САЛЕКЛ: „Капитализм - это невроз человечества“



Источник: Журнал "Профиль"
Одно из величайших достижений капитализма состоит в том, что даже последний пролетарий чувствует себя хозяином положения.

Свобода - это благо, не так ли? - Не всегда, убеждена философ Рената Салекл. В условиях современного капитализма она деградировала до „тиранию выбора“ из карьерных возможностей или сортов кофе и сопряжена с постоянным риском фиаско.

SPIEGEL ONLINE: Госпожа Салекл, у киоска сети быстрого питания Subways приходится принимать чуть ли не с десяток решений, прежде чем вам выдадут ваш сэндвич. Это и есть то, что в своих лекциях вы называете „тиранией выбора“?

Салекл: Я стараюсь избегать таких мест, как Subways. А если я в них все же оказываюсь, то всегда заказываю одно и тоже. „Тиранией выбора“ я называю идеологию, зародившуюся в постиндустриальном капитализме. Она начиналась с американской мечты, с идеи человека, всего достигшего самостоятельно, начавшего с мытья посуды и ставшего миллиардером. Постепенно из такой карьерной перспективы складывалась универсальная жизненная концепция. Сегодня мы считаем, что можем выбирать абсолютно все: кого любить, как выглядеть И даже над выбором кофе из меню нужно хорошенько продумать. Но это пагубно.

SPIEGEL ONLINE: Почему?

Салекл: Мы все время испытываем стресс. Перегрузку. И даже чувство вины. Ведь если дела у меня идут неважно, значит, согласно такой идеологии, это моя вина. Значит, я сделал неправильный выбор.

SPIEGEL ONLINE: А если я выбираю правильно?

Салекл: Тогда меня не покидает чувство, что за углом ждет что-то еще более хорошее. И в результате по-настоящему довольны мы никогда не бываем. А окончательные решения принимаем со скрипом.

SPIEGEL ONLINE: „Чернь не должна ничего решать! Для этого она слишком глупа“, - под таким соусом автократы веками обосновывали свой стиль правления. Неужели вы признаете их правоту?

Салекл: Нет. Я критикую не свободу политического выбора, но извращение данной концепции капитализмом. Иллюзию, будто вся моя жизнь в моих руках.

SPIEGEL ONLINE: Но ведь так и есть. Я могу самостоятельно решать, чего мне хочется - даже если это требует определенных усилий.

Салекл: Отнюдь. Одна моя подруга, психолог, рассказывала мне о своей пациентке. Женщина получила хорошее школьное и высшее образование, у нее была хорошая работа, дом, любимый муж. „Все в своей жизни я делала правильно, - недоумевала она. - Но я все еще несчастлива“. Она никогда не делала того, чего хотелось ей самой, всегда руководствовалась своими представлениями о том, чего ждет от нее общество.

SPIEGEL ONLINE: То есть нам стоит больше „гнаться“ за личным счастьем?

Салекл: Это еще одна иллюзия. Счастье превратилось в мерило успеха. Мир наводнен женскими журналами, которые „учат“, что может сделать нас счастливыми. И статусами в социальной сети Facebook, показывающими, чего другие достигли в своей жизни. Существуют даже индексы, якобы отражающие уровень счастья той или иной нации! „Ты должен быть счастлив“, - гласит общественный императив. И если ты несчастлив, значит, ты неудачник.

SPIEGEL ONLINE: Но в то же время такой посыл означает: у тебя есть выбор. А значит, ты в большей степени контролируешь свою жизнь.

Салекл: Да. Но и это верно только до определенной степени. Мы не всегда можем контролировать последствия наших решений. А это уже следующий шаг: мы хотим иметь не просто свободу выбора, но гарантию, что то, что мы выбераем, окажется именно тем, чем оно представляется нам.

SPIEGEL ONLINE: Почему мы так боимся стать свободными?

Салекл: Потому что всякий раз, когда мы принимаем решение в пользу одного, мы теряем другое. Это видно по людям, которые покупают машину.Некоторые из них читают отзывы автомобилистов не только до покупки, но и после нее - чтобы убедиться, что не попали впросак.

SPIEGEL ONLINE: Выходит, если у меня нет будет выбора за отсутствием денег, то я стану счастливее?

Салекл: Как ни парадоксально, нет. Одно из величайших достижений капитализма состоит в том, что даже последний пролетарий чувствует себя хозяином положения. Раб верит, что у него есть выбор и шанс изменить свою жизнь. Идеология человека, всего достигшего самостоятельно, движет нами: мы больше работаем и в конечном счете „потребляем“ самих себя. Последствия - выгорание, булимия, прочие болезни цивилизации.

SPIEGEL ONLINE: Почему мы обходимся с собой настолько дурно?

Салекл: Еще Зигмунд Фрейд говорил, что страдания доставляют нам странное мазохистское наслаждение. Тирания выбора использует эту слабость. Общество изобилия становится для нас причиной постоянного стресса, мы страдаем, мы разрушаем самих себя. И мы просто не можем остановиться.

SPIEGEL ONLINE: Но мы ведь не жертвы. В конечном счете это мы сами создали такую систему, и, пока будет существовать потребление, будет существовать и она. Ведь капитализм лишь отражает человеческую природу.

Салекл: Это верно. Фрейд также говорил, что человек сам выбирает себе неврозы. И капитализм - это невроз человечества.

SPIEGEL ONLINE: Но все может быть и иначе. В Лондоне есть ресторан, в котором подают одно-единственное блюдо - и люди выстраиваются перед ним в очередь. А в Берлине некая компания продает футболки, которые покупателю до этого не показывают.

Салекл: Это примеры хитрой маркетинговой стратегии. Как с ребенком: если в кинотеатре спросить, какой фильм ему хочется посмотреть, он оказывается в тупике. А если незадолго до этого предложить сходить на „Джеймса Бонда“, то в ответ очень даже можно услышать: „Нет, мамочка, именно на этот фильм я не хочу“. Когда ограничения снимаются, мы сразу же пытаемся нащупать новые.

SPIEGEL ONLINE: Но ведь однажды мы станем по-настоящему свободными?

Салекл: Нет. Но мы можем меньше себя терзать. Смириться, что наши решения иррациональны. Что мы всегда ориентируемся на свое окружение. Что всякий раз, когда мы что-либо выбираем, теряем что-то еще. И что последствия наших решений, как правило, нам не подвластны.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011897
Rambler's Top100