ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Школа МСФО: практические занятия


В рамках подготовки к международному конкурсу IFRS PROFESSIONAL,организованному компанией «Профессиональная Арена» и Российской Коллегией аудиторов при поддержке МГО ОПОРЫ РОССИИ прошло обучение в очередной Школе МСФО.

Предыдущие занятия в Школе МСФО имели теоретическую направленность. На этот раз организаторами был сделан акцент на закрепление теоретических знаний с помощью практических примеров на основе деятельности реальных компаний. Занятия провела Лариса Карасева, член экспертного совета международного конкурса IFRS PROFESSIONAL, практикующий специалист, руководитель департамента по МСФО аудиторско-консалтинговой группы компаний АКИГ.

На занятиях рассматривались проблемы и особенности подготовки отчетности по МСФО. Важно, что лектор рассмотрел также типичные ошибки при подготовке отчетности по МСФО и возможные способы их корректировки.

Лариса Карасева отметила, что способ подготовки отчетности по МСФО с помощью ведения параллельного учета достаточно непопулярен. Самым популярным способом подготовки отчетности по МСФО по-прежнему остается трансформация. Положительные стороны этого подхода очевидны: незначительные затраты на внедрение, простота и наглядность при сравнении данных российского и международного бухгалтерского учета, быстрота внедрения. К недостаткам трансформации относят высокий риск ошибки из-за человеческого фактора, низкую оперативность при получении информации. Самая большая сложность процесса трансформации заключается в расчете корректировок.

Лектор также рассказал про структуру процесса подготовки отчетности.

На этапе проектирования специалистами по МСФО, руководством компании рассматривается, какие ресурсы, какие задачи необходимо решать при закрытии российской бухгалтерии, как оптимизировать ресурсы при трансформации отчетности, а также разработка технических средств и методологии. Кроме того, на данном этапе обсуждается разделение должностных обязанностей сотрудников компании, состав остальных этапов и процессов отчетности, а также периодичность и сроки подготовки отчетности, контрольные процедуры.

На этапе подготовки отчетности (в него включаются этапы трансформации) необходимо разработать учетную политику компании по МСФО, методические материалы, рабочие документы и другую информацию для целей трансформации, а также непосредственно осуществить саму трансформацию отчетности на основе уже подготовленной российской. На этапе представления отчетности необходимо подготовить материалы для публикации отчетности, осуществить контрольные процедуры.

Лектор также отметил, что процесс трансформации включает следующие этапы: разнесение данных РСБУ в трансформационные таблицы, расчет и подготовка трансформационных корректировок, формирование информации для примечаний к отчетности, контрольные процедуры. Каждый из этих этапов докладчик рассмотрел на примерах с помощью трансформационной модели.

Следующий этап — представление отчетности. Данный этап очень важен, так как следует осуществить контрольные и проверочные мероприятия, подготовить материалы для публикации во внешних источниках, а также провести мероприятия по распространению финансовой отчетности.

Лектор рассмотрел виды трансформационных корректировок, среди них:

корректировки, связанные с реклассификацией статей активов и обязательств без изменения при этом суммы оценки актива или обязательства (реклассификационные поправки);

корректировки, связанные с изменением оценки либо списанием отраженных в российской отчетности активов и обязательств, либо отражением в финансовой отчетности по МСФО тех активов и обязательств, которые не отражаются в российской отчетности либо отражаются за балансом.

Докладчик отметил, что процесс подготовки отчетности заканчивается только после аудиторской проверки, так как очень много времени должно уделяться подготовке дополнительных таблиц, примечаний для аудиторов.

Во второй день, на занятиях была продолжена специальная тема первого дня, которая была посвящена примерам трансформационных корректировок. В качестве таких примеров была рассмотрена реклассификация авансов, выданных на покупку внеоборотных активов, основных средств, расходов будущих периодов, резервов, условных обязательств, товаров, выручки, расходов и начислений. Особый интерес слушателей вызвал участок учета условных обязательств — ведь не всегда существует возможность проинформировать пользователей о сумме и сроках выплаты судебных исков. Лектор посоветовал отражать такую информацию (в том объеме, в котором она имеется) в финансовой отчетности по МСФО в любом случае.

Лектор также уделил большое внимание теме раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности. Ведь при подготовке примечаний нужно быть очень внимательными: с одной стороны, раскрыть всю необходимую информацию, с другой — не отразить «лишнего». В качестве примеров были рассмотрены участки учета, информация по которым подлежит обязательному раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности; среди таких участков учета: внеоборотные активы, финансовые активы и обязательства, товары, доходы и расходы. Лектор обратил внимание слушателей на тот факт, что необходимо также внимательно подходить к вопросу раскрытия информации в основной финансовой отчетности компании по строке «Прочие... (внеоборотные активы, обязательства и т. д.)». Аудиторы обращают внимание на эту статью отчетности, так как учетные специалисты часто скрывают в ней те активы и обязательства, которые требуют отдельного представления. На втором занятии были также рассмотрены вопросы выбора функциональной валюты для компаний, имеющих материнскую и дочерние филиалы в разных странах мира. Лектор доступно и с помощью наглядных примеров отвечал на вопросы слушателей, а также разбирал задачи практического характера. Каждый слушатель после занятий имел возможность ознакомиться с материалами занятий дополнительно, в том числе и трансформационной моделью финансовой отчетности.

Один из наиболее сложных вопросов — подготовка отчета о движении денежных средств. Порядок разнесения денежных потоков в отчет о движении денежных средств зависит от разделения деятельности компании по видам: инвестиционная, финансовая, операционная деятельность.

Выделяют два метода подготовки отчета о движении денежных средств — прямой и косвенный. Лектор рассказал, что включать в «эквиваленты денежных средств», так как обычно компания сама решает, что включать в это понятие, и раскрывает в Примечаниях к финансовой отчетности. В частности, к эквивалентам денежных средств могут быть отнесены: инвестиции компании, краткосрочные вложения, высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости и т. д. Лектор отметил, что при косвенном методе прибыль (убыток) до налогообложения корректируется:

на неденежные статьи доходов и расходов;

статьи доходов и расходов, которые приносят притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности (например прибыль от продажи основных средств);

статьи доходов и расходов, которые отражаются в отчете о движении денежных средств отдельной строкой (например проценты уплаченные);

изменения текущих активов и обязательств;

прочие статьи, не относящиеся ни к инвестиционной, ни к финансовой деятельности.

Чаще всего достаточно сложно разобраться с тем, что включать в неденежные статьи. Примерами неденежных статей могут быть: амортизация основных средств, нематериальных активов, признанный убыток от обесценения, восстановленный ранее признанный резерв по сомнительным долгам, восстановленный ранее признанный убыток от обесценения (по основным средствам, нематериальным активам, запасам), начисленный резерв по сомнительным долгам, восстановленный ранее признанный резерв по сомнительным долгам, курсовые разницы по основной деятельности, признанный дисконт по резерву за счет сокращения периода дисконтирования, выявленные в ходе инвентаризации недостачи и излишки запасов и основных средств, брак, благотворительность, безвозмездно полученные материальные ценности.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012155
Rambler's Top100