ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Интервью Министра финансов Антона Силуанова агентству "Рейтер"

Минфин РФ передал эстафету экономии монополиям и бизнесу



Источник: Минфин России
МОСКВА (Рейтер) - Правительству России удалось сохранить жесткую бюджетную политику в условиях торможения экономики и увеличения части социальных расходов, но судьба сбалансированного бюджета до 2016 года зависит от готовности монополий и бизнеса вслед за правительством сократить издержки, сказал глава Минфина РФ Антон Силуанов в интервью Рейтер.

Проект трехлетнего бюджета, который правительство передаст в Госдуму на следующей неделе, решает проблему финансирования предвыборных обещаний Владимира Путина без увеличения расходов, дефицита и займов или раскупоривания стабфонда. Однако за трехлетним горизонтом ждет навес из неподкрепленных источниками финансирования расходов, объем которых Силуанов оценил в 1,5-2,0 процента ВВП.

"Решения, принятые за пределами 2016 года, очень затратны, по ним пока еще нет решения, что их нужно будет пересматривать и отменять. Мы видим существенные риски в 2017-2018 годах. Нам сейчас уже надо готовиться к этому сложному периоду", - сказал Силуанов в интервью на Саммите Рейтер во вторник.

Он признал, что доволен результатами работы над первым полноценным бюджетом правительства, назначенного Путиным по возвращении в Кремль на третий срок в мае 2012 года.

"В условиях непростой экономической ситуации бюджет, на мой взгляд, получился неплохим", - сказал Силуанов и предположил, что резерв роста за счет структурных преобразований правительство не исчерпало.

"Я считаю - и мы по этому пути идем, - что новому правительству надо проводить более глубокие реформы. Мы к этому идем, это и делается. Но Минфину хотелось бы более глубоких реформ. Они, возможно, более дискуссионные, более сложные к исполнению, но мне казалось бы, что можно в первый период деятельности правительства это сделать", - сказал он.

"Ситуация с экономикой будет вынуждать нас проводить более глубокие преобразования и работать над эффективностью госрасходов".

В поиске средств на социальные расходы, которые Путин определил как "приоритетные", правительство перераспределило 1,8 из 14 триллионов внутри расходных статей бюджета. Полностью закрыть образовавшуюся "дыру" дополнительными источниками доходов не удалось, и власти постановили сократить "неприоритетные" госрасходы на 5 процентов. Теперь очередь монополий и бизнеса, говорит Силуанов.

"Ситуацию в экономической политике можно охарактеризовать как работу по сокращению издержек. Это, на наш взгляд, главная задача в течение ближайших лет. Государство начало с себя, - сказал он. - Мы надеемся, что такие же решения по сокращению издержек должны пойти по системе и приниматься большинством секторов экономики".

Помочь в этом должно объявленное ограничение роста тарифов монополий на три года инфляцией предыдущего года минус 30 процентов. Силуанов обещает последовательность в этом вопросе и жесткость в контроле за тем, чтобы монополии компенсировали выпадающие доходы сокращением издержек, а не инвестиций, а потребители не конвертировали неожиданную экономию на тарифах в прибыль.

"Решение принято. Будем исполнять. Какой смысл принимать решение, чтобы через полгода его пересматривать?" - сказал он.

"Мы монополистов настраиваем на то, что при неувеличении тарифов натуральные закупки, количественные закупки не должны сокращаться. Можно говорить о возможности снижения издержек от 5 до 10 процентов... Многие зарабатывают не за счет прибыли, а на издержках", - сказал Силуанов и посоветовал Минэкономики "глубже подходить к анализу инвестпрограмм естественных монополистов".

Профилактические беседы предстоят и потребителям их услуг.

"Правительство будет сейчас встречаться с крупными компаниями-потребителями, с тем чтобы у них не росла прибыль из-за этого, а чтобы - также снижая издержки, снижая затраты, - это пошло бы и дальше по системе. Только так мы можем говорить о снижении инфляции, о повышении прибыли и конкурентоспособности".

"ДВОЙНОЙ УДАР"

Правительство и тут собирается подать пример: урезать расходы, но не перекрывать полностью кран госинвестиций, и частично заместить выпадающие госрасходы вложением части пенсионного резерва - Фонда национального благосостояния - в инфраструктуру.

"У нас меньше стали доходы, это связано со снижением прибыли предприятий, снижением объемов импорта и снижением темпов роста экономики. По идее, мы должны были бы сократить расходы на 500-600 миллиардов рублей. Мы этого не сделали, и по сути, это является одним из факторов поддержания государственного спроса в сложный для экономики период", - сказал Силуанов.

"В период снижения темпов роста экономики государственный спрос не должен сокращаться, потому что будет двойной удар по экономике. Посмотрите, как делают это наши западные коллеги. Бюджетная консолидация проводится, но очень аккуратно".

Летом Путин разрешил правительству инвестировать до половины $80-миллиардного ФНБ в проекты в России и отписал первые $15 миллиардов на автобан вокруг Москвы и две железные дороги.

"Госинвестиции особо сильно не растут у нас, но если бы мы сейчас сильно раздули расходы бюджета, то тогда меньше была бы вероятность, что к нам придут частные инвестиции. С другой стороны, мы задействовали ресурсы ФНБ - это развитие инфраструктуры, пожалуйста. Бюджет немножко поджимается, но пошли в экономику ресурсы государственных институтов, таких как наши резервные фонды", - описал Силуанов компромисс между госэкономией и господдержкой.

ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

Правительство, по его словам, полно решимости сохранить жесткую фискальную политику и проводить реформы. В качестве примера он привел 100 миллиардов рублей, расписанных в бюджете 2014 года на помощь в перераспределении рабочей силы в моногородах ради повышения производительности труда.

"Если раньше мы консервировали рабочие места, очень аккуратно относились к увольнениям, то сейчас основная задача - повышение производительности труда. Мы готовы как государство к сокращению рабочих мест - будем помогать найти занятость", - сказал Силуанов.

Предложения ослабить бюджетную политику ради роста глава традиционно консервативного Минфина отверг:

"Странно было бы иметь 50 процентов нефтегазовых доходов и большой дефицит бюджета. Скажут: ну вот, всё проедают. Поэтому мы не планируем увеличивать дефицит, соответственно, не планируем увеличивать резко и долг", - сказал Силуанов.  

Он оценил внешние займы в прежние $7 миллиардов в год, а чистое привлечение с внутреннего рынка - в 500-600 миллиардов рублей ежегодно.

"Это и есть основной источник финансирования дефицита бюджета, - сказал он. - Объем госдолга у нас сейчас около 11 процентов ВВП, на следующий год планируем около 13 процентов. Надеюсь, что будет меньше. Мы не планируем увеличивать государственный долг, хотя сами для себя установили безрисковую планку на уровне порядка 25 процентов ВВП".

"Особо сильно долговая политика не меняется. Мы не раздуваем дефицит бюджета, и не собираемся с внутреннего рынка больше брать ресурсов, влияя на ставки в экономике", - сказал министр.

(При участии Лидии Келли и Дагласа Басвайна. Текст Алексея Калмыкова. Редактор Дмитрий Антонов)


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012306
Rambler's Top100