ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Взаимозачет финансового актива и финансового обязательства — дополнения к IAS 32 и IFRS 7


Взаимозачет (offsetting) финансовых активов и обязательств — один из важнейших аспектов презентации статей баланса в финансовой отчетности. В общих случаях под взаимозачетом понимается представление на нетто-основе взаимных требований и обязательств, возникших между двумя компаниями. В результате взаимозачета одна из компаний отражает в своем отчете о финансовом положении чистую сумму актива, другая — чистую сумму обязательства.  

Такие операции могут приводить к существенному снижению валюты горизонтального баланса, а также влиять на многие важнейшие финансовые показатели компаний, в основном такие, как показатели ликвид ности и финансовой устойчивости. В наибольшей степени влиянию взаимозачета подвержены банки и другие финансовые институты, имеющие на своих балансах огромное количество деривативов и прочих финансовых инструментов. По сравнению с компаниями реального сектора, где взаимные требования и обязательства возникают достаточно редко в условиях широко развитой сети контрагентов, компании банковского сектора часто вынуждены реализовывать свои финансовые продукты между собой в силу ограниченного количества соответствующих институтов, а также в целях снижения рисков, возникающих при реализации финансовых инструментов.

В рамках глобальной конвергенции Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Общепринятых принципов бухгалтерского учета США (ОПБУ США) Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США (ССФУ) был разработан совместный проект по пересмотру требований к взаимозачету финансовых активов и обязательств.

Проект был начат в июне 2010 г. в целях сближения существующих моделей взаимозачета. Многочисленная критика со стороны пользователей отчетности и многих ведущих организаций, в том числе таких, как Совет по финансовой стабильности, свидетельствовала о том, что существующие различные подходы к взаимозачету, а также его раскрытию в отчетности значительно затрудняют сопоставимость финансовых показателей компаний, особенно в сфере финансового сектора. Откликом на данную критику стал опубликованный в январе 2011 г. и открытый для общественных комментариев проект, направленный на создание единой модели взаимозачета для отчетностей, подготавливаемых в соответствии с МСФО и ОПБУ США. Однако в результате обсуждений и комментариев, полученных в рамках проекта, оба Совета решили оставить существующие модели без изменений, но в то же время дополнить соответствующие стандарты одинаковыми требованиями к раскрытию зачтенных активов и обязательств. Данные дополнения направлены на облегчение усилий инвесторов при сопоставлении отчетностей, подготавливаемых в различных системах стандартов.

Итогом проекта со стороны Совета по МСФО является выпуск 16 декабря 2011 г. дополнений к IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие». Также Совет решил дополнить Руководство по применению IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации» пунктами AG38A—AG38F. Данные дополнения направлены на снижение дивергенции непосредственно в практике применения IAS 32 и улучшение сопоставимости отчетностей, подготавливаемых на основе МСФО.

Существующая модель взаимозачета и дополнения к IAS 32

В большинстве случаев МСФО требуют отдельного представления полной суммы финансовых активов и обязательств в отчете о финансовом положении.

СПРАВОЧНО

Согласно параграфу 42 (а) IAS 32 взаимозачет является исключением и должен применяться тогда и только тогда, когда предприятие:

• имеет на текущий момент юридически закрепленное право осуществить зачет признанных сумм;

• намеревается произвести расчет на нетто-основе или реализовать актив и исполнить обязательство одновременно.

Несмотря на то что параграф 42 достаточно точно предусматривает критерии, необходимые для проведения взаимозачета, предыдущая версия стандарта не дает четкого определения понятию «на текущий момент юридически закрепленное право» (currently has a legally enforceable right of set-off). В зависимости от юрисдикции, в которой осуществляет свою деятельность та или иная компания, исполнение данного права может варьироваться и быть условным. Так, например, некоторые локальные законодательства ограничивают исполнение данного права при наступлении дефолта или в момент процедуры банкротства.

Новые дополнения к Руководству по применению IAS 32 (AG38A—AG38D) уточняют, что «юридически закрепленное право» должно быть безусловным (не зависеть от будущих событий) и осуществимым для каждой из сторон, осуществляющей взаимозачет, при следующих обстоятельствах:

• в ходе нормальных условий хозяйственной деятельности (the normal course of business);

• в случае дефолта (the event of default);

• в случае неплатежеспособности и банкротства (the event of insolvency and bankruptcy).

Таким образом, данные дополнения ограничивают возможность применения взаимозачета и устраняют различия в практике применения вышеуказанного критерия между компаниями, осуществляющими свою деятельность в различных правовых юрисдикциях.

Согласно IAS 32 существование одного лишь «юридически закрепленного права» не дает достаточных оснований для взаимозачета. Стандарт также требует наличия «намерения произвести расчет на неттооснове или реализовать актив и исполнить обязательство одновременно». При наличии такого намерения представление актива и обязательства на нетто-основе лучше отражает величину и распределение во времени будущих потоков денежных средств, а также рисков, которым эти потоки подвергаются.

Если компания имеет право на зачет, но все-таки не намеревается ни производить нетто-расчет, ни реализовать актив и исполнять обязательство одновременно, то влияние этого права на кредитный риск, которому подвергается компания, раскрывается в соответствии с параграфом 36 IFRS 7.

Судить о намерении компании произвести расчет на нетто-основе можно на основании прошлой практики, текущей рыночной ситуации, требований финансовых рынков и других обстоятельств, которые могут либо инициировать, либо ограничить стремление компании в применении взаимозачета. Однако то, что подразумевается под понятием «реализовать актив и исполнить обязательство одновременно», вызывает многочисленные дискуссии среди составителей отчетности и приводит к различным интерпретациям данного критерия.

В дополнениях к стандарту (AG38E—AG38F) уточняется, что критерий, указанный в параграфе 42 (b), выполняется только в том случае, когда потоки денежных средств от зачета равны нетто-основе или чистой сумме. Это происходит тогда и только тогда, когда компания применяет такую систему взаиморасчетов (или клиринговую систему), в результате использования которой кредитный риск и риск ликвидности либо полностью элиминируются, либо снижаются до незначительного уровня. В дополнениях к стандарту приводится пример такой системы взаиморасчетов и основные характеристики, которыми она должна обладать, для того чтобы соответствовать критерию, приведенному в параграфе 42 (b). Ниже представлены некоторые из данных характеристик:

• финансовые активы и обязательства предоставляются к зачету в один и тот же момент (так, например, если реализация актива и исполнение обязательства происходят в одно и то же время, но в разных часовых поясах, критерий «одновременности» не выполняется);

• как только финансовые активы и обязательства представлены к зачету, стороны обязаны выполнить расчет;

• денежные потоки, возникающие от реализации актива и исполнения обязательства, не могут быть изменены с того момента, как актив и обязательство представлены к зачету;

• неудачные операции по зачету будут повторно проводиться системой до тех пор, пока не станут исполнены;

• расчет производится одним институтом.

Выпущенные дополнения не окажут значительного влияния на суммы, подлежащие взаимозачету, так как большинство клиринговых систем в основном удовлетворяют вышеприведенным характеристикам. Однако если раньше наличия одного лишь соглашения с клиринговой палатой было достаточно для удовлетворения критерия 42 (b), теперь компаниям все-таки придется тестировать используемые системы взаиморасчетов на предмет соответствия характеристикам, приведенным в стандарте.

ВАЖНО

Основное отличие модели взаимозачета, используемой в МСФО, от модели ОПБУ США заключается в том, что МСФОтребует произвести зачет, когда компания удовлетворяет критериям, приведенным в стандарте IAS 32 (параграф 42), в то время как ОПБУ США разрешает, но не требует проведения взаимозачета при исполнении соответствующих критериев. Кроме того, в отличие от МСФО американская система стандартов позволяет произвести зачет приусловном «юридически закрепленном праве», т. е. зависящем от будущих событий, например дефолта или банкротства, а также в случае, когда компания не имеет намерения осуществить расчет на нетто-основе.

Основанием для возникновения различий в отраженных суммах также может стать наличие генерального соглашения о взаимозачете . Как правило, такое соглашение подразумевает под собой право на зачет требований, однако это право становится юридически закрепленным и оказывает влияние на реализацию финансового актива и обязательства только в случае наступления определенных будущих событий, влекущих за собой неисполнение обязательства, наступление которых не ожидалось в ходе обычной деятельности. К таким событиям, например, можно отнести банкротство контрагента. В соответствии с параграфом 50 IAS 32 генеральное соглашение о взаимозачете само по себе не создает оснований для взаимозачета, за исключением случаев, когда соблюдены оба критерия, указанные в параграфе 42, в то время как в рамках ОПБУ США данное соглашение может стать причиной отражения сумм на нетто-основе.

Вышеуказанные различия приводят к сложностям при сопоставлении отчетностей, подготовленных в двух системах стандартов. Так, например, при осуществлении одних и тех же операций компании, отчитывающиеся по МСФО, могут отразить в своем балансе суммы, значительно превышающие те, что отражены по стандартам США. Как было сказано ранее, суммы зачтенных активов и обязательств могут оказать существенное влияние на показатели ликвидности, финансовый леверидж, кредитный риск и достаточность капитала, особенно среди компаний финансового сектора.

Для того чтобы преодолеть существующие сложности при сопоставлении отчетностей, оба Совета решили выпустить одинаковые требования к раскрытию информации о проведенных взаимозачетах. Совет по стандартам финансового учета США дополнил ASU (Accounting Standard Update) № 2011-11, Balance Sheet (Topic 210): Disclosures about Offsetting Assets and Liabilities, Совет по МСФО выпустил дополнения к IFRS 7 Financial Instruments: Disclosures.

Дополнения к IFRS 7

Согласно новым дополнениям (13A—13B) к IFRS 7 компания должна раскрывать в своей финансовой отчетности эффект или потенциальный эффект на отчет о финансовом положении сумм, зачтенных в соответствии со стандартом IAS 32. Таким образом, новые дополнения актуальны для финансовых активов и обязательств, подлежащих взаимозачету на основании параграфа 42 IAS 32, а также не подлежащих зачету, но входящих в генеральное соглашение о взаимозачете согласно параграфу 50 IAS 32.

Как было сказано ранее, новые дополнения к IFRS 7 были выпущены для того, чтобы помочь пользователям отчетности сопоставить суммы активов и обязательств, отраженных в соответствии с МСФО и ОПБУ США. С этой целью IFRS 7 требует раскрывать на каждую отчетную дату следующую информацию:

а) суммы финансовых активов и обязательств до проведения взаимозачета;

б) суммы зачтенных активов и обязательств на основании выполненных критериев параграфа 42 IAS 32;

в) чистые суммы, отраженные в отчете о финансовом положении, после проведения взаимозачета;

г) суммы, подлежащие зачету в рамках генерального соглашения о взаимозачете или иных подобных соглашений, но не включенные в п. «б», среди которых отдельно раскрываются:

• суммы, которые не были зачтены по причине невыполнения критериев параграфа 42 IAS 32;

• суммы, относящиеся к обеспечению (включая денежные средства) в соответствии с договорами залога;

д) чистые суммы, полученные после вычитания п. «г» из п. «в».

 Компания также должна раскрыть дополнительную информацию о правах взаимозачета, возникших на основании генерального соглашения о взаимозачете или иных подобных соглашений, на основании которых отражены суммы в п. «г».

Приведенные ниже примеры (табл. 1 и 2) иллюстрируют один из возможных вариантов представления информации, требуемой к раскрытию в соответствии с IFRS 7, в случае отражения в балансе либо чистой суммы актива, либо чистой суммы обязательства.

Таблица 1

Финансовые активы, в отношении которых был проведен взаимозачет по состоянию на 31 декабря 201X г., тыс. руб.

 

 

Сумма актива до проведения взаимозачета

Сумма обязательства, зачтенного против актива

Чистая сумма актива, отраженная в отчете о финансовом положении

Сумма обязательства, подлежащего к зачету против актива в случае исполнения ГСВ

Обеспечение полученное

Чистая сумма актива

 

а

б

в (а – б)

г

д

в – г –д

Финансовый актив 1

100

60

40

15

25

 

 

 

 

 

 

Финансовый актив №

250

200

50

50

Всего активов

350

260

90

15

75

 

Таблица 2

Финансовые обязательства, в отношении которых был проведен взаимозачет

 

 

Сумма обязательства до проведения взаимозачета

Сумма актива, зачтенного против обязательства

Чистая сумма обязательства, отраженная в отчете о финансовом положении

Сумма актива, подлежащего к зачету против обязательства в случае исполнения ГСВ

Обеспечение переданное

Чистая сумма обязательства

 

а

б

в (а – б)

г

д

в – г – д

Финансовое обязательство 1

300

100

200

100

30

70

 

 

 

 

 

 

Финансовое обязательство №

280

80

200

100

100

Всего обязательств

580

180

400

200

30

170

 

Активы и обязательства, приведенные в таблицах, также могут быть сгруппированы в зависимости от способа их оценки — либо по справедливой, либо по амортизированной стоимости.

Влияние дополнений на подготовку отчетности

Кроме своей первоначальной задачи улучшить сопоставимость между отчетностями, подготовленными в соответствии с МСФО и ОПБУ США, новые опубликованные требования к раскрытию финансовых активов и обязательств, зачтенных в финансовой отчетности, позволят инвесторам:

• более точно оценить кредитный риск и риск ликвидности, присущий финансовым инструментам, подлежащим взаимозачету;

• более точно спрогнозировать будущие потоки денежных средств;

• повысить прозрачность требований, предъявляемых к взаимозачету со стороны обеих систем стандартов.

Дополнения к IFRS 7 и IAS 32 будут применяться ретроспективно и вступят в силу для отчетных периодов, начинающихся с или после 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. соответственно. Для того чтобы своевременно отвечать требованиям новых поправок, руководству компаний заранее необходимо выяснить, какое влияние они окажут на суммы, отраженные в отчете о финансовом положении. В этих целях менеджменту в первую очередь придется пересмотреть критерий «безусловности» юридически закрепленного права, подтвердив, что не только договорная база, но и локальное законодательство ни при каких условиях не ограничивают применение взаимозачета. Кроме того, для доказательства выполнения второго критерия IAS 32 — 42 (b) — руководству придется протестировать используемую клиринговую систему на предмет ее соответствия характеристикам, приведенным в стандарте.

Раскрытие информации согласно новым требованиям IFRS 7 не повлечет за собой значительных затрат и усилий со стороны составителей отчетности, так как не подразумевает никаких изменений в принятой учетной политике, однако обещает стать полезным и многофункциональным инструментом для многих пользователей.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012307
Rambler's Top100