ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Леонид Меерович: «Нельзя перепрыгнуть через эпоху»

Президент группы компаний «Эликор»


Какая стратегия привела вас к успеху?

Я думаю, что причины успеха две: хорошая команда и диверсификация. Когда все это начиналось, я думаю, что не все понимали риски. Скорее, все не понимали. И мы не понимали. Мы развивались «степ бай степ», каждый год прибавляли сколько-то процентов. Я даже не могу сказать, что мы так уж успешны. Мы выросли из маленькой компании и долго сохраняли атмосферу команды, семьи. На определенном этапе этот уровень доверия очень важен.

А сейчас, я думаю, нас спасает стратегия диверсификации наших направлений. На фоне принятия решений совершенно волюнтаристских без подобной диверсификации мы бы не выжили. Например, сейчас решили в шесть раз поднять ввозную пошлину на азиатский фарфор. Это одно из наших направлений. Заложить в стратегии бизнеса такие решения невозможно. Если бы мы делали ставку только на это направление, была бы смерть. Мы называем свою систему системой катамаранов. С точки зрения классики капитализма это не очень правильно. Там предпочитают концентрироваться на чем-то одном. Но в условиях современной России это рискованно.

Насколько такой путь типичен для современного российского бизнеса?

Возможно, это свойство молодого бизнеса. Иначе просто не выжить. Но для России это вообще типично. Российские бизнесмены способны мыслить шире. На Западе люди специализируются на узких темах. Наши более эрудированны, но при этом поверхностны. Это дает возможность заниматься и тем и тем — всем понемножку. Возьмите «Альфа-Групп».

Что сейчас вами движет? Почему вы продолжаете заниматься этим?

Два фактора. Первое — ответственность перед людьми, с которыми ты уже работаешь. Есть проекты, которые нельзя тормозить, потому что там люди и у них нет вариантов. Для меня это серьезно, иначе я бы уже давно на пенсию ушел. Второе, конечно, это азарт. Мы все немножко игроки, спортсмены. Деньги, вообще материальная сторона, уже не значит ничего. Это пройденный этап.

Как менялась ваша мотивация? Зачем вы ввязались в эту историю в начале 90-х?

Тогда, конечно, деньги были нужны. Особенно когда появилась возможность их зарабатывать. И второе: всегда в России была такая категория людей, которым интересно сделать что-то новое. Но я думаю, что тогда российский бизнес не имел стратегий, жил коротким горизонтом.

Из чего сейчас складывается репутация бизнесмена? Неспособность к предательству? Честность? Образованность? Менялись ли эти ценности?

У нас любят удачливых. Фартовых. Ко всем факторам, которые вы называли, добавьте удачливость и еще договороспособность. Для меня эти ценности не менялись никогда. Но так не для всех.

Что сейчас может испортить репутацию бизнесмена?

Нечистоплотность, непорядочность. Трудно определить точнее. Неумение держать слово, соблюдать обязательства. Способность к предательству. Я лично не способен заниматься любыми видами бизнеса любыми способами. Я люблю белый честный бизнес. Исключаю обман, мошенничество. Может, пафосно прозвучит, но для меня так. Если мы должны платить налоги, мы их будем платить. Я не люблю мутные схемы. Если ко мне кто-то придет и скажет: «А давай мы тут замутим что-нибудь такое», я откажусь не глядя. И я в этом смысле не единичное явление. Мне кажется, что это транслируется и на партнеров. Я знаю многих, кто близок мне по духу.

Как вы видите будущее своего бизнеса? Экономики? Страны?

Пока у меня нет избыточного оптимизма. Хочется жить в цивилизованной стране, заниматься цивилизованным бизнесом. Но мы находимся в информационном секторе, а без развития науки этот бизнес не пойдет. Без университетов ничего не будет. Силиконовая долина — она все-таки вокруг Стэнфордского университета создавалась.

Возможны и другие варианты. Вот в Таиланде одежду шьют. Мне очень китайский путь нравится. Они сначала решили простые проблемы, а сейчас, если вы поедете в мировые бизнес-школы, вы там одних китайцев и увидите. Если ставить все задачи сразу, можно ничего не сделать. Мы тоже так идем — постепенно. С одной стороны, нужно действовать, а с другой — нельзя перепрыгнуть через эпоху. Я не революционер. Бизнес-единицу можно сформировать и у нас. Кто-то создает бизнес на неэффективности всех остальных. Чем слабее мое окружение, тем легче мне. Эффективные проекты востребованы. Но это все-таки локальные проекты. Быть счастливым в несчастной стране, наверно, нельзя.

 

Андрей Бережной
Гендиректор обувной компании Ralf Ringer

Бережной — предприниматель-пассионарий. Только с таким настроем можно извлекать прибыль на российском обувном рынке, который по всем законам экономики уже давно должен был умереть под напором китайской продукции. Родился в Запорожье, по образованию инженер компьютерных систем, прошел путь от мелкого дистрибутора индийской обуви до крупнейшего отечественного производителя. На полном серьезе утверждает, что построил свою компанию не на экономических законах, а на правильных мировоззренческих принципах.

Александр Лепихов
Учредитель и собственник ООО СП «Аркаим»

Александр живет и делает бизнес в глухом углу Хабаровского края. Тем не менее он хорошо известен даже в московских бизнес-кругах. Пока лесопромышленники Сибири и Дальнего Востока с пеной у рта доказывали, что обрабатывать древесину на своей территории невыгодно, Лепихов, которому надоело тупо гнать кругляк за границу, совершил невозможное — всего за 18 месяцев построил один из крупнейших в России деревообрабатывающих комплексов мирового уровня. Коллеги по бизнесу утверждают, что для отрасли это проект фантастический, а по значению для Дальнего Востока сравним с проектом SuperJet 100. «Вот во что могут превратиться деньги в руках профессионалов!» (Валерий Пытнев, руководитель Дальневосточного банка Сбербанка России).

Александр Лысковский
Генеральный директор компании «Алавар»

Александр родился, вырос и пригодился в городе Новосибирске. Начинал научным сотрудником Сибирского отделения РАН, занимался моделированием цунами. Бизнесом начал заниматься, скинувшись с приятелем по восемьсот долларов и заняв еще три с половиной тысячи. За 14 лет, которые существует компания «Алавар», она вошла в десятку мировых издателей казуальных, мобильных и социальных игр. Имеет оригинальное хобби — коллекционировать способы гармоничного совмещения работы и личной жизни. «Живая, растущая, очень перспективная компания» (Александр Галицкий, Almaz Capital Partners).

Павел Петухов
Исполнительный директор компании «Вологодская ягода»

Павел успешно развивает дело своего отца, который начал бизнес с мелкооптовой закупки и перепродажи необработанных дикоросов и довел его до собственной линии очистки и заморозки. Сегодня оборот компании — 8 млрд рублей, среди партнеров крупнейшие ретейловые сети страны, а доля в общероссийском сборе дикорастущих ягод и грибов для дальнейшей переработки — 70%. Уже под началом Петухова-младшего «Вологодская ягода» открыла собственный комплекс по выращиванию овощей и ягод мощностью 100 тыс. тонн в год.

Леонид Меерович
Президент группы компаний «Эликор»

Даже на фоне мировых грандов, которые идут в Калужскую область, как звери на водопой, бизнес Леонида Мееровича выглядит очень достойно. Начинал он в ранние девяностые, но всегда делал ставку не на прибыль любой ценой, а на развитие. И разваливающегося ВНИИ материалов электронной техники создал предприятие по производству бытовой техники и товаров для дома. А во второй половине нулевых открыл частный технопарк. Здесь он дает возможность молодым предпринимателям попробовать свои силы в бизнесе, а в наиболее успешные проекты вкладывается сам. Но потолок развития Меерович уже чувствует собственным затылком: «Мы все упираемся в необходимость развития фундаментальной науки».

Андрей Романенко
Председатель совета директоров группы QIWI

Крупнейшую в СНГ сеть электронных платежей Андрей Романенко начал строить в 2000 году. Начал с «Магазина пластиковых карт» — небольшой фирмы по распространению карт экспресс-оплаты за услуги связи. Тогда Андрею был всего 21 год. 12 лет спустя он был признан самым успешным мужчиной России моложе 33 лет. Бренд QIWI представлен на четырех континентах. По мнению самого Андрея, секрет его успеха во внимательном отношении к людям: «За 14 лет количество контактов в моей записной книжке превысило 5000 человек…»

Даниил Мишин
Совладелец сети Bear Hostels

Свой первый хостел Даниил открыл, когда ему было 16 лет, в доставшейся по наследству двухкомнатной квартире в родном Севастополе. Окончив школу, приехал учиться в Москву и здесь вместе с братом Владиславом продолжил свой бизнес. В 20 лет стал совладельцем крупнейшей в стране сети гостиниц эконом-класса. «Талантливый парень, правильно нацелен, с определенными принципами правильного ведения бизнеса» (Андрей Коркунов, компания «А.Коркунов»).

Иван Смольников
Основатель компании «Переведем.ру», генеральный директор ABBYY Language Services

Родился в Амурской области, окончил МФТИ, стажировался в компании Samsung в Сеуле. В 2003 году вместе с друзьями создал ресурс «Переведем.ру», который быстро превратился в ключевого игрока на рынке услуг перевода. От конкурентов, которые работали по старинке, компания выгодно отличалась тем, что предлагала
быстрый перевод онлайн, а также устный перевод по телефону в режиме реального времени. В 2007 году «Переведем.ру» продала пакет акций компании ABBYY, а Иван Смольников стал одним из ее главных менеджеров.

Максим Ноготков
Президент группы компаний «Связной»

Бизнес начал еще студентом Бауманки — продавал АОНы. Первый миллион долларов заработал в 20 лет. В 2002 году решил переключиться на торговлю мобильными телефонами. Тогда это казалось не лучшей идеей — уже несколько лет существовала компания «Евросеть», главный конкурент. С тех пор «Связной» не только выжил, но и превратился в группу компаний, а Максим вошел в мировой рейтинг миллиардеров по версии Forbes. Но приумножение капитала — не единственная забота Ноготкова. Предприниматель не чужд политических амбиций, а также неравнодушен к современному искусству.

Вадим Швецов
Генеральный директор ОАО «Соллерс»

Карьеру начал на Череповецком металлургическом комбинате, дослужился до заместителя гендиректора «Северстали», стал инициатором приобретения компанией малопривлекательных на тот момент автозаводов в Ульяновске и Заволжске. В 2007 году Вадим Швецов выкупил у металлургического гиганта «Северсталь-авто» и отправился в самостоятельное плавание под брендом Sollers. Сегодня компания производит автомобили УАЗ, SsangYong и Isuzu на пяти собственных заводах.


Комментарий РР

Еще лет 6–7 назад составители рейтингов богатейших людей России с грустью комментировали: слишком много тех, кто разбогател на водке и нефти. Мы же при выявлении самых уважаемых молодых бизнесменов столкнулись с другой проблемой: слишком много айтишников. На вопрос, кто из молодых вас приятно удивил своим успехом, даже седовласые герои 90-х называли лидеров стремительно взлетевших стартапов, а вовсе не отпрысков первой волны олигархов и не пожирателей административной ренты. Мы даже вынуждены были посвятить интернет-гуру отдельную номинацию, а здесь пустить вперед людей попроще.

В целом наш опрос выявил новый и очень позитивный тренд. Представители бизнес-сообщества научились уважать друг друга не за большой капитал, а за способность к созиданию. Наиболее популярные аргументы, которые мы слышали во время опроса, звучали так: «Он ничего не украл, все создал с нуля», «Он совершил невероятное, никто не верил, что такое возможно», «Он изменил реальность, мы теперь все стали жить по-другому».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012350
Rambler's Top100