ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Жертвы экономии


Екатерина Шохина
Источник: Журнал "Эксперт"
Сокращение расходов на здравоохранение и образование и перекладывание социальных обязательств из центра в регионы лишь усугубит экономические проблемы и усилит негативные процессы в структуре экономики и демографии страны.

30 сентября в Госдуму был внесен новый трехлетний бюджет на 2014–2016 годы. Представляя документ две недели назад на заседании правительства, а позже и у главы государства Владимира Путина, министр финансов Антон Силуанов назвал его «трехлеткой снижения издержек» и подчеркнул, что бюджет на фоне той макроэкономической ситуации, «которая сегодня есть и которая заложена в прогнозах», получился «непростым».

В своем окончательном варианте проект бюджета на 2014 год предусматривает дефицит в размере 389,6 млрд рублей, или 0,53% ВВП. В следующем году доходы бюджета запланированы в размере 13,57 трлн рублей, расходы — 13,96 трлн рублей. Планируется, что цена на нефть составит 101 доллар за баррель. Бюджет рассчитывался исходя из базовой версии социально-экономического прогноза на 2014–2016 годы, подготовленного Минэкономразвития. По расчетам министерства, рост ВВП в 2014 году составит 2,8%, в 2015-м — 3,2%, в 2016-м — 3,3%.

Выжать все

«Экономическая ситуация, к сожалению, несколько хуже, чем мы ожидали: темпы роста экономики замедлились, доходы бюджета ниже, чем те, которые прогнозировались, — это касается и текущего года, и того проекта, который правительство вскоре внесет в Госдуму», — констатировал первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков.

Согласно расчетам Министерства финансов, казна недосчитается почти 0,5 трлн рублей доходов. В бюджете 2013 года говорится, что в 2014-м доходы должны вырасти до 14,06 трлн, а по последним уточненным данным, они составят 13,57 трлн рублей. В абсолютных цифрах это, правда, почти на полтриллиона больше доходов бюджета 2013 года (12,9 трлн рублей).

 

Виной всему сокращение доходов от экспорта сырья: цены на него снижаются, а его объем уменьшается, — а также недополучение денег от приватизации. В будущем году от приватизации планируется выручить порядка 190 млрд рублей, что на 375 млрд меньше запланированного.

Ситуация была бы еще более пессимистичной, если бы Минфин не придумал так называемый налоговый маневр, доходы бюджета от которого составят 174 млрд рублей. В его рамках планируется снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное увеличение НДПИ. Маневр этот, кстати сказать, может подтолкнуть к росту цены моторных топлив на внутреннем рынке. Но разве такие «мелочи» важны, когда Минфин поставил задачу выжать максимум из стагнирующего хозяйства?

Помочь бюджету должна и борьба с теневой экономикой. От сокращения теневого сектора и введения более эффективного механизма уплаты налогов Минфин в 2014 году собирается дополнительно получить еще 50 млрд рублей, в 2015-м — 100 млрд рублей, в 2016-м — свыше 250 млрд рублей.

Расходный маневр

В 2014 году утвержденные расходы сокращены на 240 млрд рублей по сравнению с планируемыми ранее. В масштабе трехлетки «бюджетный маневр» от Силуанова предусматривает экономию средств в размере почти 3 трлн рублей.

Основная новация — сокращение перечислений бюджетных средств во внебюджетные фонды, в первую очередь в Пенсионный. За три года экономия по всем фондам составит почти 2 трлн рублей.

Представляя проект бюджета в правительстве, министр финансов довольно расплывчато рассказал о том, какие именно расходы и в каком объеме будут секвестрованы. По словам министра, снижение расходов федерального бюджета планируется обеспечить, в частности, за счет переноса части программы вооружения на более поздний срок, замораживания зарплат военнослужащих и госслужащих, сокращения субсидий госучреждениям на 2%, уменьшения на 5% объема госзакупок и ряда других мер.

На первый взгляд довольно безболезненный и небольшой секвестр. Однако, как следует из текста закона о новом трехлетнем бюджете и пояснительных записок к нему, в будущем году Минфин собирается сэкономить не только на зарплатах чиновников и госзакупках, но и на образовании, здравоохранении и ЖКХ. При этом в общей статье расходов этого сокращения не увидеть. Во многом речь идет о перераспределении расходов в пользу армии и крупных инфраструктурных проектов.

 


Спикер Госдумы Сергей Нарышкин ожидает жарких дебатов
Фото: ИТАР-ТАСС

Затраты федерального бюджета на ЖКХ, например, предлагается уменьшить на четверть, или на 37 млрд рублей: со 154,3 млрд до 117,6 млрд рублей. К 2016 году их планируется сократить еще в два раза.

Расходы по статье «Образование» предлагается уменьшить на 88 млрд рублей, или на 13%: с 681,5 млрд до 593,4 млрд рублей. В дальнейшем их предлагается понемногу увеличивать, но их доля в общих бюджетных расходах и ВВП будет только снижаться: с 5,4 до 3,9% от бюджета и с 1 до 0,7% ВВП.

Здравоохранение недосчитается 44,4 млрд рублей (9%): расходы на него урежут с 515 млрд до 470,6 млрд рублей. К 2016 году доля расходов на здравоохранение в бюджете снизится с нынешних 3,8 до 2,6%, в ВВП — с 0,8 до 0,5%.

Деньги планируют сэкономить, переведя содержание медучреждений на средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Эксперты, правда, сомневаются, что за три года в России удастся наладить систему ОМС так, чтобы за счет фондов оказывалась не только специализированная, но и высокотехнологичная медицинская помощь, например проводились хирургические операции.

По словам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Василия Власова, ОМС зависит от зарплат и налогов. Сегодняшняя ситуация в экономике не дает оснований надеяться, что они будут расти. Федеральные деньги составляют половину денежного объема всего здравоохранения. «Урезание федеральных расходов также предполагает увеличение региональных. А это невозможно, поскольку регионы находятся в критической ситуации, денег там нет. Сокращение на 44 миллиарда рублей само по себе не катастрофично, однако надо понимать, что речь идет о сокращении финансирования дорогостоящей, высокотехнологичной помощи больным, например онкологическим, — подчеркивает Власов. — Лечение именно такого рода болезней осуществляется из денег федерального бюджета. На практике это означает еще большее ограничение доступа больных к химиотерапии и другим жизненно важным формам лечения».

Обязательства по статье «Образование» все больше будут перекладываться на плечи регионов. Расходы на это у регионов за будущий год должны вырасти с 2,3 трлн почти до 3 трлн рублей.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, «в условиях, когда экономика и так имеет маленькие темпы роста, урезание расходов — это дополнительный удар, который провоцирует дальнейшее замедление. Есть два выхода: либо искать средства для стимулирования инвестиций — это хороший вариант. Либо накапливать дефицит. Будет стагнация, потом рецессия».

С Орловой согласна и директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова, которая подчеркивает, что «абсолютные сокращения затронули в основном человеческий капитал». Она отмечает, что в развитых странах расходы на здравоохранение составляют не менее 5% ВВП против 3,5% в российском консолидированном бюджете.

Увеличивать же обязательства регионов в текущей ситуации равносильно их убийству. Темпы роста регионального госдолга к концу лета превысили 20% — по состоянию на 1 сентября 2013 года совокупный госдолг второго и третьего уровня бюджетной системы составил 1,6 трлн рублей против 1,3 трлн год назад. Это следует из опубликованных на прошлой неделе данных Минфина о состоянии регионального госдолга в сентябре. Дефицит регионального бюджета в целом сравнялся с дефицитом бюджета федерального и достиг уже 0,7% ВВП, или почти 500 млрд рублей.

«О каком развитии может идти речь, если дефицитные регионы будут тянуть на себе все социальные обязательства? — возмущается заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. — Нельзя делать инфляцию фетишем и подчинять любую ситуацию “бюджетному правилу».

Во имя безопасности

Сэкономленные на здравоохранении и образовании деньги министр Силуанов перебросил на финансирование армии и инфраструктуры. Расходы на оборону в 2014 году не только не уменьшатся, но вырастут на 391 млрд рублей, или на 18,6% по сравнению с нынешним годом, — до 2489,4 млрд рублей. За три года доля оборонных расходов в федеральном бюджете вырастет с 15,7% в 2013 году до 20,6% в 2016-м. Вместо 3,1% они будут составлять 3,9% ВВП.

Статья расходов «Национальная экономика», куда входит инфраструктура, увеличится на 391 млрд рублей, или на 14,4%. К этому можно прибавить еще 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, на которые Минфин собирается купить инфраструктурные облигации. «Инфраструктура — возможность увеличить потенциальный рост, и государство должно активно в этом участвовать», — говорит директор департамента Минэкономразвития Олег Засов.

Не пострадают и так называемые социальные майские указы Владимира Путина, на которые из госбюджета будет выделено 2,1 трлн рублей до 2017 года.

Василий Зацепин из Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара отмечает, что столь значительные оборонные расходы далеко не всегда эффективны. «Прошлогодний оборонный заказ не выполнен на 20 процентов, а деньги все ушли», — подчеркивает он.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин уже заявил, что ожидает жарких дебатов по поводу проекта бюджета. Он подчеркнул, что полномочия нижней палаты парламента в этой сфере за последнее время были расширены, а значит, изменения в первоначальном проекте главного финансового документа страны не исключены.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012399
Rambler's Top100