ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Самые дорогие российские бренды



Источник: КоммерсантЪ

«Секрет фирмы» представляет новый рейтинг российских брендов, составленный ведущим международным брендинговым агентством Interbrand.

«Газпром» 1261,6 млрд руб.
Национальное достояние
«„Газпром“ — национальное достояние», «Мечты сбываются», «Приумножая победы России», «Газпром — детям» — эти слоганы для федеральных рекламных кампаний газового концерна придумала студия Shandesign (прежде «НТВ-дизайн»). Ее руководитель Сергей Шанович в 2003-м долго убеждал функционеров «Газпрома», что компании нужны именно такие истории, которые показывают ответственность большого бизнеса перед человечеством. Нынешняя реклама «Газпрома» мало напоминает ее первые наивные ролики 1997 года.
 
МТС 192,1 млрд руб.
Простые и доступные инновации, которые изменяют жизнь людей к лучшему
«Голова такой же формы (в виде яйца.— СФ), шучу, шучу, Николай — серьезный человек, вызывающий доверие»,— написал один из победителей конкурса МТС в поддержку дальнейшего участия в рекламных роликах боксера Николая Валуева. Похоже, что доверием и непринужденным общением со своими клиентами МТС прочно завоевала популярность среди пользователей телекоммуникационных услуг.
 
«Билайн» 155,5 млрд руб.
Живи на яркой стороне
«Разбудите ночью нашего клиента и спросите, с чем у него ассоциируется „Билайн“,— говорит директор по маркетингу массового рынка и управлению брендом компании „Вымпелком“ Юлия Конева. — Если он ответит „удобный, простой, жизнерадостный“ — значит, мы донесли до него суть нашего бренда». Судя по позициям «Билайна» в рейтинге самых дорогих брендов России Interbrand, клиент оператора и в ночи даст правильный ответ.
 
«Мегафон» 114,2 млрд руб.
Будущее зависит от тебя
Бренд второго по выручке российского оператора сотовой связи появился в декабре 2000 года. За все время существования марки "Мегафон" ни разу не проводил ребрендинг. В 2013 году компания планировала это сделать, но передумала из-за высоких расходов на рекламу во время Олимпиады-2014.
 
«Норильский никель» 111,5 млрд руб.
Крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Позиционируется как производитель цветных и драгоценных металлов наиболее эффективным и безопасным способом. Выбросы загрязняющих веществ по российским компаниям "Норильского никеля" снизились в 2012 году на 0,3% — c 1946 тыс. до 1938 тыс. тонн. Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды в 2012 году в целом по группе составили 19 млрд руб.
 
Сбербанк 106,7 млрд руб.
Всегда рядом
Крупнейший финансовый институт РФ эксплуатирует свой народный имидж. Бренд Сбербанка укрепили кампания «170 лет: всегда рядом» (декабрь 2011 года), а также переформатирование 37% офисов в 2012-м. По рекламному бюджету (6 млрд руб.) Сбербанк в 2012 году занял второе место среди российских компаний после "Мегафона".
 
ТНК 99 млрд руб.
ТНК — «заправочный» бренд с западным уклоном, чье родство с British Petroleum всячески подчеркивалось в рекламных кампаниях и концепции АЗС как центров услуг. В 2012 году «Роснефть» приобрела компанию ТНК-ВР. Основным событием, повлиявшим на бренд, стало решение «Роснефти» сохранить старую марку ТНК для сети АЗС.
 
ЛУКОЙЛ 75,2 млрд руб.
Всегда в движении
Крупнейшая частная нефтяная компания мира (по доказанным запасам нефти) респектабельна во всем: от лаконичного логотипа с капелькой нефти до штаб-квартиры в Москве, соперничающей только со зданием «Газпрома». Бренд ЛУКОЙЛа развивается без особых усилий маркетологов за счет количественного роста бизнеса: числа скважин, АЗС, объемов выпуска бензина и моторных масел.
 
«Балтика» 56,2 млрд руб.
Там, где Россия
Крупнейший бренд на российском пивном рынке: по данным Nielsen, в 2012 году компания занимала на нем 38,2% в натуральном выражении. «Балтика» остается флагманской маркой для компании с точки зрения маркетинговых затрат — в 2012 году она стала поставщиком Олимпиады-2014 в категории «пиво» и партнером Континентальной хоккейной лиги.
 
«Татнефть» 53,8 млрд руб.
Ценность бренда нефтяной компании зависит от ее объемов добычи нефти, а также от разветвленности сети АЗС (по которой о компании узнает рядовой потребитель). «Татнефть» в 2012 году открыла 30 новых АЗС в Центральном регионе России. Восприятие марки корпоративным сектором улучшилось после запуска НПЗ «Танеко» в конце 2011 года — до тех пор «Татнефть» единственная из нефтяных компаний РФ не имела собственной нефтепереработки.
 
«Русал» 40,8 млрд руб.
Логотип крупнейшего в мире производителя алюминия создан одновременно с компанией в 2000 году. Он пережил даже слияние с СУАЛом и Glencore в 2007-м. По стратегии 2011 года «Русал» стремится стать самой эффективной алюминиевой компанией в мире.
 
«Газель» 38,5 млрд руб.
Самый продаваемый грузовик на рынке легкого коммерческого транспорта (до 3,5 тонны грузоподъемностью). Бренд занимает более 40% рынка и по продажам новых автомобилей, и по структуре парка. Первый автомобиль сошел с конвейера 20 июля 1994 года. Продвижение новой модели было построено вокруг слогана «ГАЗель Next меняет все». Для самого ГАЗа это был выход в новый — средний — ценовой сегмент.
 
«Роснефть» 31,3 млрд руб.
На благо России
Крупнейшая нефтяная компания РФ «Роснефть» активно использует спортивную тематику, чтобы казаться современной и динамичной. В преддверии Олимпиады в Сочи «Роснефть» провела брендинг своего бензина высшей ценовой категории «Фора», а также спонсировала «Большую игру» — чемпионат 100 дворовых хоккейных команд из восьми регионов России.
 
«Ростелеком» 28,3 млрд руб.
Бренд «Ростелеком» появился в августе 1993 года, но до недавнего времени компания работала под множеством региональных марок. В конце 2011 года она объединила 60 дочерних компаний под общим названием «Ростелеком». В течение двух лет оператор собирался потратить на ребрендинг 750 млн руб. Новым символом компании стал логотип в форме уха, разработанный агентством TNС.Brands.Ads.
 
«Металлоинвест» 26,2 млрд руб.
Ресурсы создают возможности
Компания «Металлоинвест» в ее нынешнем виде сформировалась в 2006 году. До 2010 года шел процесс интеграции горнодобывающих и металлургических активов в единый холдинг. В 2010 году компания решила провести ребрендинг. Изменению должны были подвергнуться логотип и стиль внутренних коммуникаций. Ребрендинг был призван убедить партнеров в том, что «Металлоинвест» — «современная, динамичная компания». Еще одной задачей ребрендинга было разъяснить персоналу, что они в первую очередь работники «Металлоинвеста» и лишь потом сотрудники конкретных предприятий. Компания объявила о ребрендинге в конце 2012 года.
 
«Уралкалий» 26,2 млрд руб.
Крупнейший в мире производитель калийных удобрений подчеркивает свою полезность для человечества: удобрения нужны для производства продуктов питания. Укреплению бренда «Уралкалия» способствовало слияние с ближайшим конкурентом «Сильвинитом» в 2011 году.
 
«Аэрофлот» 25,9 млрд руб.
Крупнейшая российская авиакомпания, создана в 1923 году. В 1932 году получила на- звание «Аэрофлот». Позиционируется как бесспорный лидер гражданской авиации России. В октябре 2013 года создана бюджетная авиакомпания, получившая название «Добролет» (так назывался «Аэрофлот» до 1932-го). Первые рейсы лоукостер выполнит весной 2014 года. Фирменный стиль создавала компания Landor, автор стиля для авиакомпании S7 и золотого сокола для Gulf Air.
 
«Сургутнефтегаз» 21,8 млрд руб.
Сила бренда «Сургутнефтегаз» не в популярности у потребителей, тем более что у компании нет единого бренда в регионах. Имя компании ассоциируется с политическим влиянием. Бенефициар «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов — пар- тнер Юрия Ковальчука, друга президента РФ Владимира Путина, по банку «Россия».
 
«Тонус» 21 млрд руб.
Соковый бренд-долгожитель, создан в 1994 году. Позиционируется как натуральный продукт без сахара для активных людей, которые стремятся поддерживать себя в форме. В прошлом году спонсировал забег на шпильках журнала Glamour.
 
СТС 15,4 млрд руб.
Объединяем семью
В последние два года канал СТС, который позиционируется как «первый развлекательный», терял аудиторию (минимум был летом 2012 года — 8,9%). С 2013 года канал сузил свою целевую аудиторию: теперь это возрастная категория 10–45 лет вместо прежних 6–54 года. Новое позиционирование позволило каналу остановить падение.
 
Банк «Русский стандарт» 11,4 млрд руб.
«Русский стандарт» был сначала водкой — предприниматель Рустам Тарико начал производить ее в 1998-м, дав публичное обещание доказать, что «водку можно продавать в России по $10». Доказал, и в 1999-м запустил одноименный банк, который тоже был инноватором: первым поставил на широкую ногу выдачу потребкредитов. В 2012 году банк активно расширял ассортимент: новые продукты и сервисы появлялись почти каждый месяц.
 
«Арсенальное» 10,9 млрд руб.
Пиво с мужским характером
Марка «Арсенальное» вошла в портфель «Балтики» в 2000 году, уже в 2005-м она стала вторым по объему продаж брендом в сегменте эконом с долей 5,7% в натуральном выражении. В 2012 году произошло репозиционирование марки — она стала более премиальной и менее брутальной.
 
РБК 10,6 млрд руб.
Медиахолдинг и бренд РБК появились в 1993 году. Логотип просуществовал без изменений почти 20 лет. В прошлом году РБК запустил ребрендинг. Первые изменения коснулись телеканала и интернет-проектов. В начале 2013 года появился новый логотип. Все медиаресурсы РБК планирует обновить к 2014 году.
 
«Мечел» 10,2 млрд руб.
Горнодобывающая и металлургическая компания, создана в 2003 году. Позиционируется как одна из немногих компаний, практически полностью обеспечивающая себя собственным сырьем. Крупнейший и самый важный проект компании — развитие Эльгинского угольного месторождения в Якутии (запасы коксующегося угля — 2,2 млрд тонн) — нацелен на азиатских покупателей. На эту часть света приходится около 43% дохода «Мечела» за 2012 год по сравнению с 35% годом ранее.
 
Альфа-банк 8,3 млрд руб.
Позиционирует себя как самый технологически передовой российский банк. В этом году первыми на российском рынке запустили услугу для юридических лиц — приложение для интернет-банкинга для смартфонов. Летом запустили кампанию по интернет-банка для частных клиентов c «участием» Железного Человека от Marvel.
 
«Фруктовый сад» 8,3 млрд руб.
Самый быстрорастущий соковый бренд России в 2012-м, по данным AC Nielsen. В прошлом году занял второе место на рынке с долей почти 15%. В этом году Pepsi продвигает его под слоганом «Очевидно, что очень вкусный и полезный».
 
«Магнит» 8,2 млрд руб.
У нас удобно совершать покупки повседневных товаров по доступной цене
Крупнейшая розничная компания России «Магнит» на рекламу почти не тратится (меньше 1% всех расходов): самую лучшую рекламу ей делают 7648 магазинов под одноименным брендом в 1763 городах и деревнях страны.
 
«Домик в деревне» 7,9 млрд руб.
Это лучшая забота от бабушки
«Домик в деревне» был одним из ключевых брендов компании «Вимм-Билль-Данн», купленной в 2010 году Pepsi. Ключевое сообщение бренда новый владелец формулирует так: «„Домик в деревне“ — это лучшая забота от бабушки». Каждый год бренд устраивает в крупных городах гуляния в честь Масленицы.
 
«Первый канал» 6,4 млрд руб.
Бренд «Первый канал» появился в 2002 году. С 2012 года канал, по словам генерального директора Константина Эрнста, сузил целевую аудиторию со всех россиян 18+ до 14–59 лет. Новый слоган канала — «Всегда на первом месте». Канал действительно продолжает лидировать по аудитории, хотя его доля среди зрителей в выбранной им возрастной аудитории меньше, чем в старой, — всего 12,8%.
 
«Невское» 6,2 млрд руб.
Питерское пиво, созданное на заводе с более чем вековой историей
Один из первых российских пивных брендов, появился в начале 1990-х годов. В состав «Балтики» вошел в конце 2006-го. В 2012 году «Балтика» позиционировала «Невское» как премиальный бренд, который ассоциируется с отдыхом, неспешной жизнью. В 2013 году в рекламной кампании марки акцент был сделан на ее территориальную специфику — Петербург.
 
«Я» 6,1 млрд руб.
Премиальный бренд соков (одна упаковка стоит 70–140 руб.) занимает 4,3% доли рынка в натуральном выражении. Весной прошлого года, после двухлетнего перерыва, PepsiCo запустила для бренда новый рекламный ТВ-ролик под старым слоганом «Где наслаждение — там Я».
 
Банк Москвы 4,5 млрд руб.
Крупнейший российский банк, который специализируется на обслуживании компаний Москвы и Московской области. Входит в группу ВТБ. Позиционируется как универсальное кредитное учреждение с упором на обслуживание малого и среднего бизнеса. 110 млн руб. Банк Москвы потратил на поддержку проекта создания велосипедной инфраструктуры в городе — Velobike.ru, который был реализован в 2013 году совместно со столичным департаментом транспорта. Этот проект должен поддержать позиционирование банка как прогрессивного для современного города.
 
«Ингосстрах» 4,1 млрд руб.
Ингосстрах платит. Всегда
Самый известный бренд на страховом рынке, существует с 1947 года. Позиционируется как международное страховое содружество. В январе 2012 года «Ингосстрах» осуществил крупнейшую выплату на российском страховом рынке в связи с полной гибелью космического аппарата «Экспресс-АМ4», который был неудачно запущен в августе 2011 года. Компания выплатила ФГУП «Космическая связь» возмещение в размере 7,522 млрд руб. В сентябре 2012 года компания получила статус представляющего партнера эстафеты олимпийского огня.
 
Mail.ru 3,7 млрд руб.
Ключевой сервис холдинга — почта — появился в 1998 го-ду. Сейчас холдинг практически не проводит масштабных рекламных кампаний своих проектов. В 2012 году Mail.ru взял курс на «мобилизацию» — выпустил приложения для своих сервисов на всех платформах, запустил Mail.ru для бизнеса, сервис для хранения данных «Облако». Готовится к запуску версии для зарубежных рынков — My.com.
 
«Моя семья» 3,5 млрд руб.
«А ты налей и отойди!» — рекламный телесериал середины 2000-х годов сделал «Мою семью» одним из самых известных соковых брендов России. После 2007 года его доля на рынке стремительно упала, и никакие маркетинговые ходы — ни смена упаковки, ни новая рекламная кампания — не могут ее вернуть.
 
«Связной» 3,5 млрд руб.
Живи общением!
По данным Business Intelligence Group, узнаваемость «Связного» в России достигает 95%. Бренд, начинавшийся с сотового ритейла, уже включает в себя целую линейку услуг: путешествия, страхование, банковский бизнес. Для работы над брендом привлекает Interbrand, Saatchi & Saatchi, McCann Erickson.
 
НТВ 3,4 млрд руб.
Бренд НТВ появился в 1993 году. Эту ничего не обозначающую аббревиатуру придумал первый директор канала Игорь Малашенко. Долгое время канал позиционировался как оппозиционный. В 2012 году аудитория телеканала снизилась с 15% до 14,7%. Возможно, дело поправит новый слоган Гостелерадио СССР «Говорит и показывает», права на который НТВ получило бесплатно осенью 2013 года.
 
ВТБ 3,4 млрд руб.
Второй по величине активов банк России. Бренд создан в 2006 году (до этого носил название Внешторгбанк). Позиционируется как универсальная кредитная организация (ВТБ 24 обслуживает физических лиц, малый и средний бизнес, ВТБ — корпоративных клиентов) с широким международным присутствием (более 20 стран мира). Единственный в России банк, который провел народное IPO. На российской территории у ВТБ и ВТБ 24 более 900 офисов (пятое место).
 
«Сухой» 3,2 млрд руб.
Крупнейший российский авиахолдинг, третий в мире производитель истребителей. С 2000 года идет программа по созданию семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Sukhoi — единственный бренд россий- ских авиапроизводителей, в логотипе которого не используется кириллица.
 
«Ярпиво» 3,1 млрд руб.
Качеством славится и ценой нравится
Бренд вошел в портфель марок «Балтики» в 2007 году и относится к среднеценовому сегменту. В 2012 году марка стала спонсором ярославского футбольного клуба «Шинник».

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012647
Rambler's Top100