ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Спам-терапия

В России могут запретить рекламные SMS-рассылки


ДИАНА ЕВДОКИМОВА, ЕЛЕНА ФИРСОВА
Источник: Новые Известия

Вчера стало известно о подготовленном в Совете Федерации законопроекте о защите пользователей мобильных телефонов от SMS-спама. Согласно документу, допустимыми окажутся только те рассылки, на получение которых имеется письменное согласие абонента. Мобильные операторы могут блокировать лишь спам, отправляемый их собственными абонентами, и бессильны при рассылках из-за рубежа, предупреждают эксперты.

Законопроект предлагает внести поправки в федеральный закон «О связи». Согласно им, абонент сможет получать только те SMS-рассылки, на которые дал ранее свое согласие. «Оператор связи обязывается ограничивать пропуск на свою сеть трафика, содержащего рассылку. Реализация предлагаемых изменений позволит значительно уменьшить объем получаемого абонентами спама», – заявил один из авторов законопроекта председатель комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Руслан Гаттаров. Он утверждает, что, по данным опроса международной антивирусной компании ESET, от мобильного спама страдают 76% российских пользователей.

Разработчики законопроекта ссылаются на зарубежный опыт защиты от SMS-спама. Например, в Евросоюзе, по словам г-на Гаттарова, любая реклама может рассылаться только с предварительного согласия абонента. В США любая рассылка в рекламных целях должна содержать физический адрес компании-отправителя и давать возможность отписаться. В России же законодательство пока что не обязывает мобильных операторов блокировать отправку рекламных SMS.

Пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» (сотовый оператор Beeline) Анна Айбашева сообщила «НИ», что недавно внедренная технология позволила «анализировать номера отправителей и подписи в SMS, а также блокировать входящий трафик в случаях, если он признан неправомерным», благодаря чему «удалось в 2013 году значительно снизить объем спама, исходящего от абонентов» их сети. Г-жа Айбашева добавляет, что «сейчас по законодательству» они не могут «блокировать спам, приходящий» к их «абонентам из других сетей». Представители других операторов «большой тройки» (МТС и «Мегафона») на запрос «НИ» не ответили.

Опрошенные «НИ» эксперты начинание одобрили, но в его эффективности сомневаются. «Закон не даст большой отдачи. Спам-рассылки будет очень трудно заблокировать, ведь большинство из них идет не с российских номеров», – поясняет «НИ» аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин, подтвердив, что пока операторы не имеют правовых оснований блокировать SMS-спам.

Г-н Муртазин отметил, что «у двух из большой тройки операторов связи уже стоит оборудование, позволяющее распознавать и блокировать рассылки». Так, МТС предлагает своим абонентам бесплатную услугу «Запрет контента», которая блокирует отправку и прием платных SMS/MMS с коротких номеров, а также звонки на платные короткие номера.

«Рекламные SMS отвлекают людей от работы, вождения машины и многого другого», – заявил «НИ» председатель Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов, добавив, что к нему поступает множество жалоб на рекламные звонки и SMS. Однако он не считает нужным полностью запрещать подобные рассылки: «Рассылать их следует в экстренных случаях, например, как штормовые предупреждения либо с согласия абонентов, чтобы человек получал SMS лишь от интересующих его компаний».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012664
Rambler's Top100