ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Новые поправки в федеральный закон “О бухгалтерском учете”



Источник: ИА Клерк.ру
В конце минувшего года Президент РФ подписал ряд федеральных законов, призванных упростить порядок ведения бухгалтерского учета для ряда налогоплательщиков и привести правила бухучета в соответствие с международными нормами.

Напомним, согласно ранее действовавшим правилам, руководитель экономического субъекта был обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Причем исключение составляли только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имели право принять ведение бухгалтерского учета на себя. По новым правилам перечень исключений дополняется руководителями некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом № 425-ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Следовательно, закон распространяется далеко не на все некоммерческие организации, и самостоятельно вести бухучет смогут лишь руководители НКО, которые по закону могут применять упрощенные способы ведения бухучета.

К ним не относятся руководители НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Кроме того, в перечень исключений попадают микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании, политические партии и их региональные отделения или иные структурные подразделения, саморегулируемые организации, некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Федеральный закон вступил в юридическую силу со дня его официального опубликования.

Упростив порядок ведения бухгалтерского учета для одних юрлиц, принятые законодателями поправки осложнили его для всех прочих. Так, другой Федеральный закон № 357-ФЗ от 21 декабря 2013 г. привел положения отечественного закона в соответствие с положениями Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Данный акт обязывает Россию к созданию нормативов, направленных на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета путем препятствования оформлению скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок и использованию фальсифицированных документов.

В указанных целях понятия законом вводятся понятия "мнимый и притворный объект бухгалтерского учета", а также создаются условия для исключения на практике возможности принятия к учету документов, оформляющих не имевших место факты хозяйственной жизни. Предположительно, теперь юрлицам станет сложнее вести двойную бухгалтерию, осуществлять неучтенные сделки, отражать несуществующие расходы и пассивы и использовать поддельные документы. По закону под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида.

В том числе, к ним относятся неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни. В свою очередь под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, в том числе притворные сделки. При этом законодатель уточняет, что не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством, и расходы на их создание.

В качестве мер по ужесточению правил бухучета закон вводит целый комплекс запретов. В частности, устанавливается прямой запрет на принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Наряду с введением запретов новые правила уточняют требования к порядку составления самой бухгалтерской отчетности. В первоначальной своей редакции закон провозглашал, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Помимо этого, при формировании отчетности требовалось исходить из принципа приоритета экономического содержания объектов бухгалтерского учета над их юридической формой.

Позднее данные правила из текста документа были исключены. Теперь, согласно закону, отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Между тем, новыми правилами значительно осложняется порядок публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. Закон предусматривает, что к обязательному экземпляру такой отчетности, представляемому в орган государственной статистики, в обязательном порядке должно приобщаться и аудиторское заключение.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Без представления аудиторского заключения такая отчетность будет считаться недостоверной.

Одновременно ужесточается и ответственность бухгалтеров. Так, по закону, лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Правда, здесь же делается оговорка, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования законодательства о бухучете с учетом мнения бизнеса и общественности, закон определяет жесткий порядок размещения в интернете федеральных стандартов учета и отчетности при их разработке и публичном обсуждении. Так, со дня размещения проекта федерального стандарта на официальном сайте разработчик проводит публичное обсуждение проекта федерального стандарта.

Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах. Согласно закону, доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик размещает на своем сайте не позднее 10 рабочих дней.

Закон вступил в силу уже с 1 января 2014 года.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012847
Rambler's Top100