ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Улюкаев предлагает поправить бюджетное правило в связи с оттоком капитала


Маргарита Лютова, Максим Товкайло
Источник: Газета "Ведомости"

Министр экономического развития Алексей Улюкаев предлагает пересмотреть бюджетное правило — оно должно учитывать отток капитала. У рейтинговых агентств появится дополнительный повод снизить рейтинг России, предупреждают эксперты.

С подачи Минэкономразвития в правительстве реанимирована дискуссия о пересмотре бюджетного правила. В четверг и пятницу министр экономического развития Алексей Улюкаев дал понять, что при обсуждении параметров федерального бюджета на 2015-2017 гг. будет настаивать на смягчении правила.

С 2013 г. расходы федерального бюджета не должны более чем на 1% ВВП превышать доходы, посчитанные исходя из средней цены на нефть за последние несколько лет (начиная с 2018 г. — за 10 лет). Дополнительные нефтегазовые доходы изначально планировалось направлять в резервные фонды, однако летом 2013 г. правило скорректировали: Минфин может компенсировать за счет этих средств недополученные ненефтегазовые доходы. Так было в прошлом году.

Правило придумали, чтобы сделать бюджет контрциклическим, напомнил Улюкаев, — при хорошей конъюнктуре пополнять резервные фонды, чтобы активнее тратить их при ее ухудшении. «Сейчас в дискуссии с моим другом Антоном Силуановым [министр финансов РФ] он говорит: вот, мы же как ты хочешь, так и делаем, мы же не уменьшаем расходы», — рассказал Улюкаев. Однако в платежном балансе кроме текущего счета есть капитальный, и бюджетное правило должно учитывать отток капитала. По мнению Улюкаева, если отток большой, как в этом году, то дефицит бюджета нужно увеличивать на 1%.

За январь — февраль чистый отток капитала составил $35 млрд. По расчетам Минэкономразвития, при оттоке за год в $100 млрд рост ВВП в 2014 г. не превысит 0,6%, а инвестиции сократятся на 1,3%. При оттоке в $150 млрд экономика просядет на 1,8%, инвестиции — на 8%.

Деньги, чтобы компенсировать отток капитала, есть, считает Улюкаев, — это 700 млрд руб. дополнительных доходов от снижения курса рубля. Средства могли бы пойти на финансирование федеральных целевых программ, затраты на которые в прошлом году были сокращены на 300 млрд, развитие Крыма и моногородов.

Фактически это предложение нарастить расходы, указывает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Но на дополнительные ненефтегазовые доходы в этому году лучше не рассчитывать, предупреждает он: благодаря ослаблению рубля вырастут поступления от импортного НДС и импортной пошлины, однако слабые темпы экономического роста ставят под угрозу сборы внутреннего НДС.

Минфин против пересмотра бюджетного правила (см. врез). «Понимаем коллег из Минэкономразвития, но менять бюджетное правило сейчас, в условиях непредсказуемости, неправильно», — считает сотрудник Минфина. Президент Владимир Путин неоднократно говорил, что бюджетное правило должно исполняться, напоминает сотрудник администрации президента.

У премьера совещаний на эту тему пока не было, обсуждение идет у первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорит пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Представитель Шувалова комментировать ситуацию не стал. Такое обсуждение у Шувалова действительно идет, он раздумывает над предложениями Минэкономразвития, сообщил сотрудник аппарата правительства.

Смягчение бюджетного правила насторожит инвесторов, у рейтинговых агентств появится аргумент в пользу снижения суверенного рейтинга России, считает главный экономист HSBC Александр Морозов. Fitch и S&P уже пересмотрели прогноз долгосрочного рейтинга России со «стабильного» на «негативный».

Для корректировки правила не лучшее время, согласен Чернявский, но проблемы в российской экономике серьезные и, возможно, настало время поддержать ее рост за счет резервов. Лучше избежать мегастроек и потратиться на небольшие региональные проекты с понятными перспективами завершения, советует Морозов. Но нарастить госинвестиции можно, не меняя правила, считает он: резервов для повышения эффективности госрасходов достаточно. Например, дефлятор по госрасходам значительно выше дефлятора по ВВП, а значит, цены на госзакупках завышены.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=013275
Rambler's Top100