Роль международных стандартов финансовой отчетности в организации управленческого учета Ю.К. Харакоз Источник: GAAP.ru В статье рассматриваются вопросы применения принципов и требований международных стандартов финансовой отчетности в организации управленческого учета.
Процесс глобализации мировой экономики, необходимость в большей информационной открытости международных рынков капитала, расширение инвестиционных возможностей изменили требования к финансовой отчетности. Развитие и широкое распространение транснациональных корпораций предопределило необходимость стандартизации бухгалтерского учета – разработки единых норм, направленных на гармонизацию и унификацию бухгалтерского учета в мировых масштабах. Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости внедрения в национальные системы учета единых правил, формирования финансовой отчетности, понятной различным внешним пользователям. Такими правилами стали международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — совокупность общепринятых требований классификации, признания, оценки объектов учета, а также систематизация показателей финансово-хозяйственной деятельности для формирования финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. В результате соглашения, достигнутого бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии, 29 июня 1973 г. была основана международная профессиональная неправительственная организация — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International accounting standards committee, IASC). В рамках реструктуризации в апреле 2001 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (International accounting standards board, IASB) [1, 15]. Целью СМСФО является создание единого набора высококачественных, понятных, практически реализуемых, имеющих законную силу и признанных в мировом масштабе стандартов финансовой отчетности. СМСФО — это независимая организация, выполняющая следующие функции:
Совет работает совместно с национальными организациями по разработке стандартов в области бухгалтерского учета, с комитетами по ценным бумагам и с биржами ряда стран, с Мировым банком, а также с межправительственными организациями, такими как Европейская комиссия, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и др. МСФО прошли следующие этапы развития и внедрения в практическую деятельность организаций [1, с. 19]:
Основные факторы перехода реального и банковского секторов экономики Российской Федерации на МСФО можно классифицировать по трем уровням: глобальному, макроэкономическому (на уровне государства) и микроэкономическому (на уровне отдельных организаций). Глобальные рынки могут эффективно работать только при наличии МСФО, которые разработаны и согласованы на международном уровне. Применение МСФО позволит снизить издержки за счет того, что отчетность станет более доступной для потенциальных инвесторов, кроме того, единые стандарты будут способствовать обеспечению финансовой прозрачности. Среди основных макроэкономических факторов можно выделить:
Микроэкономические факторы характеризуются преимуществами, которые получили банки при переходе на МСФО [8, с.25]:
К числу преимуществ использования МСФО относятся:
Процесс признания и практического применения в российской экономике МСФО был длительным и сложным. Впервые решение о переходе РФ на международные стандарты финансовой отчетности было принято в январе 1992 г. (распоряжение Верховного Совета РСФСР «О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики» от 14 января 1992 г. №2184 рн-1) [9, 12]. В соответствии с этим документом Центральный банк РФ утвердил Временную инструкцию «О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками» от 24 августа 1993 г. №17, целью которой стало создание базы данных с учетом требований МСФО, позволяющей кредитным организациям и надзорным органам более реально оценивать показатели ликвидности, платежеспособности и доходности, определять финансовое состояние банка. В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране» (о положении в стране и основных направлениях политики РФ)» от 3 апреля 1997 г. №278, было дано задание разработать и утвердить программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета с 1998 г. [11, с. 22]. В соответствии с указом Президента РФ была разработана и принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283. В целях приведения национальной системы учета и отчетности к общепринятым в международной практике стандартам с 1 января 1998 г. в кредитных организациях были введены новые правила ведения бухгалтерского учета и План счетов. Совет директоров Центрального банка РФ поставил задачу разработать и внедрить в практическую деятельность кредитных организаций как можно больше новых норм и принципов бухгалтерского учета, содержащихся в международных стандартах. К ним относятся непрерывность деятельности, постоянство методов учета, раздельное отражение активов и пассивов, открытость учета, консолидация счетов. В качестве координирующего органа по перестройке российского учета в 1998 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам реформы бухгалтерского учета и аудита, в которую вошли представители Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Федеральной налоговой службы РФ, Государственного комитета по статистике и других учреждений. Институтом профессиональных бухгалтеров было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» от 6 марта 1998 г. № 283 (протокол №14 от 29 сентября 1998 г.). Данное положение было одобрено Межведомственной комиссией по вопросам реформы бухгалтерского учета и аудита (протокол №8 от 30 сентября 1998 г.). Цель этого документа — организация подготовки и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета, а также разработка учебников и учебных пособий, учитывающих новые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [2, 5]. В РФ развивается деятельность Международного центра реформы системы бухгалтерской отчетности (International center for accounting reform, ICAR), которая направлена на оказание содействия в приведении принципов формирования бухгалтерской отчетности и правил проведения аудита в соответствие с международными стандартами. Основной акцент Международный центр реформы делает на оказании технической поддержки, проведении консультаций и передаче ноу-хау всем вовлеченным в этот процесс индивидуальным лицам и организациям. Главным направлением поддержки стала публикация на русском языке огромного количества материалов технического характера по МСФО и международным стандартам аудиторской деятельности [6, с. 32]. Ключевым элементом реформирования национальной системы учета и отчетности на данном этапе стала разработка новых и уточнение уже существующих стандартов по бухгалтерскому учету, а также внедрение их в практическую деятельность. План мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283, по срокам был рассчитан до 2000 г. включительно. Однако по истечении этого периода оказалось, что Министерством финансов РФ были утверждены всего 14, а не 22, как планировалось, российских положений по бухгалтерскому учету. Действия по приведению к МСФО банковской отчетности также не принесли ожидаемых результатов. Корректировки, предусмотренные Временной инструкцией Центрального банка РФ «О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками» от 1 октября 1997 г. №17, на основании которых кредитные организации ежемесячно составляли около 20 форм отчетности, международными экспертами в качестве финансовой отчетности, составленной по МСФО, не были признаны [6, с. 35]. В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу с 2004 по 2010 гг. (приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. №180) [7, 11]. В соответствии с концепцией определены следующие этапы перехода на МСФО:
Для наиболее быстрого и эффективного внедрения МСФО в отечественную банковскую практику с 1 января 2001 г. был внедрен совместный проект Центрального банка РФ и Европейского союза «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе». Основная цель проекта — отработка на практике конкретных мер по приближению действующей банковской отчетности к требованиям МСФО. Реализация проекта была поручена проекту «Техническая помощь странам Содружества Независимых Государств», ТАСИС (Technical assistance to the commonwealth of new independent states, TACIS). Тендер на его практическое исполнение выиграла аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) [5, 8]. Проект TACIS/PwC направлен на создание информационной базы перехода банковской системы к использованию новых правил бухгалтерского учета и отчетности, соответствующих МСФО, и включает в себя следующие направления, осуществляемые параллельно. Первое — пилотные банки. В рамках проекта TACIS / PwC предусматривалось, что ряд российских (пилотных) банков с 2001 г. полностью переходят на МСФО. При этом все необходимые корректировки по приведению финансовой отчетности в соответствие требованиям международных стандартов формируются зарубежными специалистами. В число пилотных банков по программе TACIS вошли Московский индустриальный банк, Никойл, НОМОС-банк, «Российский капитал», «Русский стандарт» и Инвестиционная банковская корпорация [5, с. 42]. Опыт пилотных банков в сочетании с информационной поддержкой впоследствии предполагается использовать при переходе на МСФО всей банковской системы. Второе направление — обучающее. Сотрудниками компании Pricewaterhouse-Coopers проводилось обучение специалистов кредитных организаций с сущностью, принципами и правилами применения МСФО. Обучение и консультирование в области МСФО включали в себя следующие направления:
Третье направление — разработка нормативной базы. Работа по подготовке изменений в нормативную базу включает следующие элементы:
Для совершенствования нормативной базы была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех департаментов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, которые в кратчайшие сроки разработали необходимые для переходного этапа на МСФО нормативные акты, например:
На сегодняшний день законодательной основой принятия МСФО стал Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. №208-ФЗ. Данный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическими лицами и распространяется на кредитные, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Данный закон стал первым практическим шагом по переходу российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности. Основная задача стандартов — определение единого порядка подготовки и представления финансовой отчетности, в том числе выработка критериев признания отдельных статей и операций, их классификация и порядок отражения в отчетности; методы оценки, объем информации, подлежащей раскрытию в отчетности и описанию в примечаниях. Международные стандарты направлены на повышение качества представляемой в отчетности информации, унификацию правил для ее построения, совершенствование процедур, применяемых при подготовке финансовых отчетов для обеспечения всех заинтересованных пользователей нейтральной и объективной информацией о работе компании. Применение концептуальных основ МСФО в организации управленческого учета существенно повысит качество управленческой отчетности. При формировании управленческой отчетности должны учитываться следующие качественные характеристики отражения информации [10, с. 36]:
Использование методов и учетных принципов МСФО в организации управленческого учета, позволит снизить затраты компании, а также даст возможность более эффективно организовать процесс подготовки отчетности. Кроме того, наличие достоверных сведений о состоянии финансово-хозяйственных процессов в организации позволит ее руководству принимать правильные и своевременные управленческие решения [12, с. 17].
Список литературы
Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=013397
|