ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Автопром под ударом

В июле продажи новых автомобилей в России обвалились на 22,9%. Вялый рост экономики и доходов населения будет и дальше продавливать рынок, - считают эксперты


Анна Королева
Источник: «Expert Online»
Автопром под ударом

Как говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса, в июле в России продолжилось сжатие автомобильного рынка. Так, в отчетный период объем продаж легковых автомашин упал на 22,9%, или на 53 598 штук, по сравнению с июлем 2013 года, показатель составил 180 767 автомобилей.

При этом за семь месяцев текущего года объем российского автомобильного рынка снизился на 9,9%, или на 154 864 штук, проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). В 2014 году было продано всего 1 410 606 автомобилей.

В отчетный период наиболее востребованным автомобилем в России оказалась Lada – было продано 28,014 тыс. машин, хотя сам показатель упал на 25% по сравнению с июлем 2013 года. Вторыми по уровню спроса стали автомобили Kia – 15,3 тыс. (-11% в годовом сопоставлении). На третьем месте – автомашины Renault (продано 15,2 тыс. автомобилей, снижение на 16%).

В целом спад коснулся уже не только недорогих автомашин, но и премиальных моделей. Рост спроса на машины отмечен лишь у трех производителей автомобилей премиум-класса. Так, продажи Mercedes-Benz выросли на 13%, до 4,3 тыс. единиц, у Porsche — на 29%, до 385 единиц, у Lexus — на 21%, до 1,5 тыс. машин. У BMW продажи упали на 38%, до 2,1 тыс. машин, у Audi — на 12%, до 2,6 тыс. автомобилей, у Cadillac — на 29%, до 81 машины, у Jaguar — на 23%, до 135 машин. Среди бюджетных марок больше всего продажи Ford упали на 52%, до 4,5 тыс. машин, у Chevrolet — на 45%, до 8,4 тыс. машин, у Mitsubishi – на 42%, до 3,5 тыс. машин.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, скорость сжатия российского авторынка в июле увеличилась. «В целом, – заявил он, – тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?»

Сейчас население отказывается большей частью от дорогих приобретений "до лучших времен", то есть до наступления периода экономической стабилизации, объясняет происходящее аналитик МФЦ Анна Линевская. Плюс ко всему, играет роль традиционное летнее сокращение спроса в целом. Данные за сентябрь-октябрь будут тут более информативными. Скорее всего, считает эксперт, сектор премиум-автомобилей сохранит своих поклонников, глобальная "тройка" производителей в лице Mercedes-Benz, Porsche и Lexus сохранят свою долю рынка и по итогам года покажут прирост продаж в пределах 10% в среднем. Средний ценовой сегмент продемонстрирует динамику - те покупатели, которые раньше делали выбор в пользу собираемый в РФ европейских автомобилей, обратят внимание на азиатский автопром. Переток спроса тут может составить не менее 5%. Количество покупателей российских автомобилей меньше не станет, но объемы покупок сократятся еще на 12-15% до конца года.

Снижение продаж автомобилей на российском рынке по итогам первого полугодия на самом деле не является хоть сколько-нибудь неожиданным, говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. А вот предположения западных экспертов относительно того, что это каким-то образом связано с вооруженным конфликтом на Украине и санкциями, по меньшей мере, выглядят надуманными. Российский автомобильный рынок теряет позиции уже довольно давно, как минимум с середины прошлого 2013 года, ситуация уже была кризисная, так что влияние санкций можно назвать лишь косвенным, поскольку они имеют влияние на состояние экономики РФ и сказываются на покупательной способности рубля, что, естественно влияет на уровень спроса на новые автомобили со стороны граждан. Падение продаж новых автомобилей на российском рынке продолжается уже больше года, небольшое «просветление» наступило лишь в период девальвации, когда граждане на фоне резкого снижения курса рубля активно изымали сбережения со счетов и совершали отложенные покупки, но эффект был краткосрочным.

Что касается дальнейшего развития ситуации, то прогноз выглядит вполне оптимистично и, вероятнее всего, строится на том положении, что темпы спада на автомобильном рынке сохранятся на текущем уровне, что уже не так плохо, полагает Дмитрий Раннев. В четвертом квартале прошлого года очень популярным было мнение о том, что дно будет достигнуто в первом квартале текущего года, но прогноз явно не сбылся, и момент достижения дна все еще откладывается. «На мой взгляд, такие факторы как вялый рост экономики и темпов роста доходов домохозяйств будет и дальше продавливать рынок, как минимум, до конца этого года. Особенно чувствительно это отразится на сегменте коммерческих автомобилей, поскольку бизнес сейчас проявляет минимальную активность по обновлению и пополнению собственных автопарков», – прогнозирует эксперт.

Что касается российского автопрома, то большинство предприятий сейчас продолжает политику оптимизации расходов и снижения уровня производства, чтобы «не работать на склад». О ситуации сейчас проще всего судить по АвтоВАЗу, который по итогам первого полугодия сократил продажи на внутреннем рынке аж на 15%. Несмотря на надежды руководства автогиганта к концу года нивелировать спад, чуда ожидать не стоит: ситуация в экономике накаляется и перспектив роста спроса на автомобили пока не видно.

Пока нет оснований полагать, что к концу 2014 года продажи автомобилей могут начать расти, соглашается советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. Скорее всего, если в этом направлении и будут положительные изменения, то минимум через 1-2 года. Рост продаж автомобилей напрямую связан с доходами их покупателей, которые в свою очередь зависят от состояния экономики страны. Если доходы населения будут расти, будет улучшаться качество жизни, снизится инфляция, уменьшатся цены, перестанет колебаться рубль и внешняя политика более или менее устаканится, то и продажи автомобилей начнут расти. Другими словами, зависеть это будет от состояния российской экономики и макроэкономических факторов.

Впрочем, власти уже заявили, что собираются защищать отечественный автопром. «Мы потенциально готовы ввести и защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и в других отраслях», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. Впрочем, на текущий момент неясно, о каких именно защитных мерах в автопроме, идет речь. Вероятно, полагает заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова, будет введен ряд ограничений на ввоз автомобилей из стран, которые ввели санкции против России. Также могут быть повышены ввозные пошлины, введены запреты на поставку комплектующих. Как напоминает эксперт, в России уже давно работает значительное количество совместных предприятий, производящих автомобили на территории России. При этом нарастить выпуск здесь у этих концернов хватит ресурсов, так что возможное снижение импорта вполне можно будет перекрыть. Таким образом, защитные меры могут вполне сыграть на руку местным компаниям.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=013464
Rambler's Top100