ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Улучшения МСФО: Инициатива по раскрытиям – поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 7


Семен Спиридонов, старший аудитор BDO MALTA
Источник: Электронный журнал «МСФО на практике»

Совет по МСФО периодически предлагает на обсуждение инициативы по улучшению стандартов – в них речь идет не о технических предложениях и замечаниях, а о более общих изменениях, затрагивающих, как правило, несколько стандартов. К примеру, практически каждый стандарт содержит свои требования по раскрытию информации. Пользователи отчетности отмечают чрезмерность раскрытий, которые иногда отвлекают от существенной информации. Что же в планах Совета по МСФО и каких изменений можно ожидать?

История вопроса

Практика работы над улучшением действующих стандартов такова, что все поступающие от пользователей и составителей отчетности вопросы выносятся на обсуждение Совета по МСФО и дальше включаются в ежегодные улучшения стандартов (annual improvements) или откладываются до следующего изменения отдельного стандарта.

Однако иногда рамок существующих стандартов не хватает для внесения назревших изменений, когда корректировки затрагивают несколько стандартов сразу и настолько глобальны, что требуют анализа их влияния на МСФО в целом. В этом случае Совет по МСФО открывает новый проект для обсуждения общей концепции изменений. А обновленные версии стандартов (или даже новые стандарты) утверждаются в обычном порядке.

Одним из таких проектов стала Инициатива по раскрытиям (Disclosure Initiative). Еще в 2011 году Совет по МСФО обратил внимание, что существующие стандарты требуют от составителя отчетности все больше и больше раскрытий. При этом зачастую анализ существенности раскрытий говорит об их чрезмерности, а сопоставление раскрытий по разным стандартам, бывает, свидетельствует об их противоречии друг другу. С подобными противоречиями или избыточными (и ненужными пользователю) раскрытиями сталкиваются многие компании, но особенно это заметно на примере банков, лизинговых, страховых компаний, где раскрытия по финансовым инструментам и учетной политике занимают все большую и большую часть отчетности, зачастую за общими таблицами скрывая особенности компании.

Планы разработчиков можно назвать глобальными: в рамках Инициативы по раскрытиям Совет по МСФО собирается разработать принципы раскрытия информации и ее предоставления, а также обновить концепцию существенности с учетом ее влияния на все аспекты отчетности.

Этапы инициативы по раскрытиям

Инициатива по раскрытиям состоит из серии проектов, подразделенных на две категории: внедрение и исследование.

Проекты с целью внедрения:

  • поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;
  • сверка обязательств от финансовой деятельности (поправки к МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»).

Проекты с целью исследования:

  • существенность;
  • принципы раскрытий;
  • обзор раскрытий на уровне отдельных стандартов.

Разработчики проекта «Принципы раскрытий» обратили внимание на то, что требования к раскрытиям даже самой общей информации «раскиданы» по отдельным стандартам – МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», – а должны быть скоординированы в рамках текущих версий, и в будущем – вынесены в отдельные Основы по раскрытиям (Disclosure Framework) по аналогии с Концептуальными основами финансовой отчетности (Conceptual Framework). Совет по МСФО указывает, что работа над проектом по Концептуальным основам проходит параллельно с новым проектом по раскрытиям. Более детально с этапами Инициативы по раскрытиям можно ознакомиться на сайте Совета по МСФО по ссылке.

Поправки к МСФО (IAS) 1

Первой законченной частью в рамках Инициативы по раскрытиям стали предлагаемые изменения к МСФО (IAS) 1. В целом их можно назвать косметическими, но в текущем проекте они выглядят очень уместными.

В опубликованном предварительном варианте документа Совет по МСФО предлагает следующее:

  • концепция существенности должна применяться ко всей отчетности. В частности, необходимые по стандарту раскрытия не обязательны к применению, если итоговые значения несущественны;
  • излишние раскрытия мешают воспринимать отчетность, также как и отсутствие необходимых раскрытий. Концепция существенности применима во обоих направлениях;
  • объединение значений в одну строку отчетности или детализация строки отчетности не должны вводить в заблуждение пользователей отчетности. В частности, «минимально необходимый» набор строк отчетности предлагается убрать из МСФО (IAS) 1. Концепция существенности должна применяться и к суждению о том, какие именно строки должны быть в отчетности, а какие – раскрываться в примечаниях;
  • справедливо и обратное: к примеру, существенные классы основных средств предлагается раскрывать непосредственно в отчетности, а в примечаниях детализировать их изменение за период;
  • требование о строках с промежуточными итогами получило уточнение: такие строки должны содержать информацию, раскрываемую и измеряемую в соответствии с МСФО, быть понятными пользователю и быть сопоставимыми в разных периодах отчетности;
  • существующее требование о систематическом порядке примечаний в отчетности уточнено: составителям отчетности предлагается самим выбрать, в каком порядке и с какой структурой представлять примечания, на чем заострить внимание пользователей и как сгруппировать примечания для лучшего их представления;
  • структура прочего совокупного дохода снова слегка изменилась. В дополнение к уже существующему делению на доходы, которые будут либо не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка, добавлено деление на долю в прочем совокупном доходе от инвестиций, учитываемых по методу долевого участия.

Сверка обязательств от финансовой деятельности

Еще одно небольшое изменение предлагается принять для МСФО (IAS) 7. По опросам инвесторов, которые включают в анализ финансового состояния предприятия показатели чистой задолженности (net debt), выяснилось, что им как пользователям отчетности хотелось бы видеть в аудированной части отчетности более подробную информацию об изменении чистой задолженности за период. В частности, предлагается раскрывать движение компонентов финансовой деятельности, включая начальный и итоговый баланс.

Скорее всего, в изменениях к МСФО (IAS) 7 появится определение «сверка обязательств от финансовой деятельности» (reconciliation of liabilities related to financing activities), и в этом раскрытии составители отчетности должны будут показывать задолженность компании (группы) перед третьими лицами за минусом чистых денежных средств, а также движение чистой задолженности за период.

Пользователям отчетности также важно видеть не только общую сумму движения, но и выделение неденежной части в этом изменении (влияние изменения курсов; долг, возникший при приобретении дочерних компаний; изменения в финансовой аренде и т.п.).

Из выступлений на форуме, посвященном Инициативе по раскрытиям: «Становится все очевиднее, что мы сталкиваемся с перегруженной раскрытиями отчетностью. В этом виноваты все понемногу: разработчики стандартов, аудиторы, регулирующие органы и составители отчетности. Основная идея – это собраться всем вместе и обсудить, как нам решить проблему».

Проект пока в начальной стадии. И как обещалось в той же речи, «не стоит ожидать быстрых достижений».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=013492
Rambler's Top100