ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Зачем нам нужна «Сила Сибири»


Александр Лабыкин
Источник: «Expert Online»

Самый масштабный газотранспортный проект современности обеспечит России диверсификацию экспорта сырья, окажет синергетическое воздействие на развитие Восточной Сибири, а также позволит занять лидирующие в мире позиции по производству гелия.

Новый российский газотранспортный проект «Сила Сибири» обсуждали гораздо меньше, чем нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан или газопровод Сахалин—Владивосток. Но в нынешней ситуации этот проект самый громкий по своему геополитическому значению. Инвестиционное решение по «Силе Сибири» было готово в 2012 году, а уже 1 сентября этого года президент Владимир Путин дал старт строительству трубопровода, который выведет газ с месторождений Иркутской области и Якутии к Тихому океану.

Самый амбициозный газовый проект

«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с нашим ключевым партнером — Китаем», — объявил Владимир Путин на церемонии соединения первого звена трубы, которая станет основным экспортным каналом российского газа в Китай.
Диверсификация поставок природного газа в восточном направлении предусматривалась давно, но инвестиционные возможности для этого были ограничены. Однако из-за роста напряженности в отношениях России и Европы разработку газовых месторождений в Восточной Сибири пришлось форсировать.
«Чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нам нужен либо мегапроект, достойный масштабов России, либо внешний стресс для мобилизации. Сейчас сошлись во времени оба эти фактора, что весьма кстати для “Силы Сибири”, — сказал “Эксперту” Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России. — С тех пор как в 1964 году была поставлена первая тысяча тонн нефти с западносибирских месторождений, мы не имели самого крупного в мире проекта. Сейчас “Сила Сибири” — самый крупный газотранспортный проект в мире и самый амбициозный, поскольку пройдет в трудных условиях по болотам, скалам, тайге».

Протяженность нового газопровода годовой мощностью 61 млрд кубометров составит около 4 тыс. км (не считая длины трубы Хабаровск—Владивосток, которая является частью действующей ГТС Сахалин—Владивосток; к ней и будет присоединена «Сила Сибири). Первая очередь от Чаяндинского месторождения до Благовещенска протяженностью более 2,2 тыс. км будет построена к 2018 году. Оттуда и начнутся поставки в Китай. Затем якутское месторождение соединят с иркутским Ковыктинским трубопроводом длиной более 700 км. И уже в дальней перспективе «Силу Сибири» соединят с ГТС Сахалин—Хабаровск—Владивосток, проложив еще более 1 тыс. км трубопровода. Для оптимизации затрат «Силу Сибири» проведут вдоль действующего магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. В основе «Силы Сибири» — два «сердечника»: Чаяндинское месторождение в Якутии с запасами газа 1,2 трлн тонн и Ковыктинское в Иркутской области с запасами 1,5 трлн тонн.

Сильный контракт

Катализатором строительства «Силы Сибири» стал контракт между «Газпромом» и китайской компанией CNPC объемом 300 млрд долларов, заключенный в мае этого года сроком на 30 лет. Годовые поставки в объеме 38 млрд кубометров газа в год позволяют предположить, что средняя его цена составит 385 долларов за 1 тыс. кубометров — это больше среднегодовой цены поставок «Газпрома» в Европу (380 долларов). Однако точные параметры контракта не раскрываются, поскольку формула цены еще не определена.

«То, что “Сила Сибири” пока скорее политический проект, подтверждается в том числе непрозрачностью контракта, — сказал “Эксперту” Владимир Волошин, заведующий отделением энергетической политики Института экономики РАН. — До сих пор никто не назвал цены. Одни считали 350 долларов за тысячу кубометров, министр энергетики дал понять, что может быть и 380 долларов, после чего представитель “Газпрома” сказал, что цена выше. Но и неудивительно: формула цены пока непонятна, поскольку не было ясности, во сколько именно обойдется строительство, отменят ли НДПИ для новых месторождений газа в Восточной Сибири».
Предполагается, что Россия и Китай подпишут межправительственное соглашение о поставках газа по восточному маршруту в октябре, тогда же отмена НДПИ для газа с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений должна быть закреплена уже законодательно. По версии наблюдателей, предложение Владимира Путина об обнулении НДПИ могло стать одним из тех зернышек, что перевесили чашу весов в ходе многолетних переговоров с Китаем в нашу сторону.
«Можно считать, что налог на добычу газа с Чаянды и Ковыкты уже практически обнулен, — говорит Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности. — С целью дать преференции для развития месторождений еще с середины 2014 года к НДПИ для них должен был быть применен коэффициент 0,1. Вместо общего НДПИ 700 рублей за тысячу кубометров “Газпром” должен будет платить 70 рублей, или около двух долларов. Но при цене китайского контракта такая скидка особой роли не сыграет».
Пожалуй, основным козырем России в переговорах была неуклонно растущая потребность Китая в газе. КНР, крупнейший в мире производитель и потребитель угля, планирует к 2020 году увеличить потребление газа до 400 млрд кубометров в год, чтобы попросту не задохнуться от углекислоты. Уже сейчас загрязнение воздуха в Пекине, Шанхае и других крупных городах в семь раз превышает допустимые нормы. При этом собственная газодобыча будет способна обеспечивать Китаю лишь половину планируемого потребления.
Дальнейшие экспортные возможности «Силы Сибири» открывает и проект «Газпрома» по производству и поставкам сжиженного газа «Владивосток-СПГ», который еще в феврале прошлого года перешел в инвестиционную стадию, а также возможные поставки в Южную Корею. Впрочем, здесь иркутский и якутский газ ждет конкуренция с сахалинским. К тому же японцы в этом году после долгих переговоров с Россией обратились к правительству своей страны с просьбой поддержать проект строительства газопровода от Сахалина до Токио по дну океана.
«Думаю, что затягивание переговоров, размышления парламента Японии и прочее было связано с политикой, — считает Сергей Чижов, президент Российского газового союза. — Японцы до последнего не верили, что мы подпишем контракт с Китаем, — тогда было бы больше аргументов торговаться по цене. Теперь заволновались, что мы перенаправим потоки на Китай, а также что сахалинский сжиженный газ пойдет в обход Японии в Индию или Корею».
«Без газового контракта с Китаем начинать строительство “Силы Сибири” не было бы и смысла, — пояснил “Эксперту” Вячеслав Кулагин, руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИМЭМО РАН. — Это у ВСТО задачи иные: часть нефти — в Китай, часть — в Японию. Сейчас Япония не переварит 30 миллиардов кубометров газа в год, тем более что он обойдется им дороже за счет сжижения и транспортировки. Их потребности вполне может закрыть газопровод с Сахалина, поэтому в экономику “Силы Сибири” поставки сжиженного газа по морю в среднесрочной перспективе закладывать не приходится. К тому же “Роснефть” и “НоваТЭК” со своими проектами сжиженного газа и нацелены на Японию, которая, впрочем, сейчас надолго законтрактована с Ближним Востоком».

Шкура неубитого медведя

«Сила Сибири» призвана оживить огромную территорию между Западной Сибирью и Дальним Востоком.

Между тем за поставки газа в Китай по «Силе Сибири» уже обостряется и внутренняя конкуренция. На доступ к трубе претендуют «Роснефть», крупнейший независимый производитель газа «НоваТЭК» и «Сургутнефтегаз». Вопрос об отмене монополии «Газпрома» на экспорт природного газа путем создания консорциума по «Силе Сибири» подняли вскоре после подписания контракта с Китаем. Президент на заседании комиссии по ТЭКу поручил правительству подготовить предложения по этому поводу, но пока не ясно, как разрешится многолетний спор о монополии.
«Еще будучи министром энергетики, лет двадцать назад, я пытался доказать, что любой производитель газа должен иметь доступ к экспортной инфраструктуре. Любой: частный, государственный, смешанный и даже иностранный, — говорит Юрий Шафраник. — Мы даже тогда вместе с премьер-министром Виктором Черномырдиным разработали законопроект, который уже одобрил Совет Федерации, но в последний момент президент наложил вето. С тех пор этот вопрос и остается нерешенным. А конкуренция — главнейшая задача, это даст огромный импульс развитию частных газовых компаний и, соответственно, их подрядчиков и смежников. При строительстве “Силы Сибири” необходимо допустить к нему частные компании, чтобы в столь трудных условиях за счет создания консорциума завершить проект в короткий срок. Тем более что частные компании показывают большую эффективность».
«Газпром» не против покупать газ у независимых производителей для экспорта, но на своих условиях. «Я не раз участвовал в таких переговорах, “Газпром” всегда предлагает цену ниже себестоимости, — заявил “Эксперту” Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России. — В случае отмены монополии на экспорт природного газа независимые его поставщики должны напрямую договариваться с зарубежным потребителем, и тогда в стране будет меньше вредных выбросов. В Восточной Сибири при добыче нефти остается много попутного газа. Из 20 миллиардов кубометров попутного газа в год его сжигается 16 миллиардов. Внутренний рынок столько не переваривает».
Однако для «Газпрома» монополия на экспорт по «Силе Сибири» — это еще и вопрос окупаемости вложений в разработку якутских и иркутских месторождений. Комплексные инвестиции в строительство трубы, создание восточной инфраструктуры и подготовку к запуску Чаянды и Ковыкты оцениваются в 55 млрд долларов. В борьбе за право единоличного владения новым маршрутом газовый гигант даже отказался от докапитализации, договорившись с Китаем о получении аванса в 25 млрд долларов, которые вкупе с собственными вложениями и пойдут на строительство газопровода.
«“Роснефть” заявляет, что к 2020 году готова ежегодно поставлять для газопровода “Сила Сибири” около 16 миллиардов кубометров газа со своих восточных месторождений, — говорил ранее министр топлива и энергетики России Александр Новак. — Но глава “Газпрома” Алексей Миллер уверен, что в проектируемой “Силе Сибири” нет места для газа независимых производителей. Трубопровод рассчитан только на поставки газа, законтрактованного “Газпромом” и китайской CNPC».

Социально-производственный эффект

Пока идут споры о том, кому закачивать газ в будущую трубу, ее строительство идет активными темпами1, что должно добавить промышленным предприятиям Сибири, и не только им, оборотов как минимум на 700 млрд рублей. Первыми ощутили эффект от начала строительства металлургические компании. Еще в прошлом году конкурс на поставку проката общей стоимостью более 7 млрд рублей выиграли Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания, ЧТПЗ и Ижорский трубный завод «Северстали». В конце июля этого года «Газпром» закупил трубы для Восточной газовой программы на 34,6 млрд рублей. В этом конкурсе кроме вышеназванных компаний победили «Трубные инновационные технологии» и Торговый дом МК. Всего для проекта потребуется 2,5 млн тонн труб, из которых 1,7 млн должно быть поставлено в 2014–2018 годах. Вскоре увеличение объема продаж ощутят и машиностроители, в частности КамАЗ.
Газопровод «Сила Сибири» пройдет в том числе через южные районы Якутии, которая в числе первых регионов получит импульс для социально-экономического развития. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное количество населенных пунктов. Это сократит затраты на энергию, повысит эффективность местных предприятий.
«Западная Сибирь у нас относительно обустроена, Дальний Восток тоже, а “Сила Сибири” буквально оживит гигантские расстояния между ними, — говорит Юрий Шафраник. — Вокруг газовых месторождений появятся новые производства, а значит, и поселки, будут развиваться города. Понятно, что за пятилетку все это не разработать, но сейчас важно в короткие сроки что-то одно запустить, это будет газ в Китай».
Кроме того, создание якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добычных объектов «Газпрома» только в Якутии необходимо будет задействовать около 3 тыс. специалистов — это 10% всех занятых в газовой отрасли Дальневосточного федерального округа. «Газпром» уже организует подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ. Предполагается, что всего на строительстве «Силы Сибири» будет задействовано около 15 тыс. человек.
«Этот трубопровод будет встроен в сибирскую газотранспортную систему и позволит более эффективно газифицировать населенные пункты Дальнего Востока, но там объемы в ближайшие несколько лет ожидаются очень маленькие, — говорит Вячеслав Кулагин. — Однако есть внушительные планы увеличения внутреннего потребления газа на Дальнем Востоке за счет развития промышленности, и это тоже важный сбытовой потенциал нового газопровода».

Сила не в экспорте, а в переработке

Владимир Путин дал старт новому мегапроекту.

В долгосрочной же перспективе основной эффект от разработки Чаяндинского и Ковыктинского месторождений Россия получит не столько от экспорта газа, сколько от развития нефтехимии. Уникальность этих месторождений в том, что они очень богаты наиболее перспективными для промышленности этаном и гелием. Здесь содержится до 200 млн тонн этана, 73 млн тонн пропана, 44 млн тонн бутанов. Запасы гелия Ковыктинского месторождения оцениваются в 2,3 млрд кубометров, Чаяндинского — в 1,4 млрд.
Для выделения ценных компонентов «Газпром» построит в Амурской области газоперерабатывающий завод (начало строительства намечено на 2015 год, завершение — на 2025-й), где будут перерабатывать газ для выделения гелия и этана. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 620 млрд рублей.
В свою очередь, «Сибур» уже изъявил намерение построить газохимический комбинат, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров. Предварительно планируется производить 2,4 млн тонн этилена с дальнейшей переработкой его в полимерную продукцию. «Сибур» и «Газпром» уже закрепили свои намерения подписанием меморандума о сотрудничестве.
«Идея проекта ГХК базируется на возможности транспортировать этан, который является ценным сырьем в составе природного газа, — пояснил “Эксперту” Михаил Карисалов, исполнительный директор “Сибура”. — Создание трубопроводной системы “Сила Сибири” позволит переместить это сырье максимально близко к региону потребления полимерной и другой продукции нашей отрасли. Каждое рабочее место в нефтехимической отрасли создает несколько рабочих мест в смежных сферах, прежде всего в переработке полимеров и строительстве. В случае реализации проекта ГХК для этих сегментов экономики региона могут возникнуть новые перспективы. Кроме того, газоперерабатывающий завод “Газпрома” и ГХК “Сибура” могут стать крупными потребителями электроэнергии и крупными грузоотправителями, что даст дополнительный импульс развитию транспортной и энергетической отраслей».
Но главного прорыва с помощью базисных месторождений «Силы Сибири» Россия может добиться за счет добычи гелия. Его мировые запасы составляют порядка 41 млрд кубометров, основные сосредоточены в Катаре, Алжире, США и России. В мире производится около 175 млн кубометров гелия в год, а его потребление неуклонно растет. Крупнейший производитель этого продукта — США. В России пока производится лишь около 5 млн кубометров гелия в год. По оценкам «Газпром ВНИИГаза», к 2030 году потребление гелия может достичь 238–312 млн кубометров, а его производство к этому времени будет составлять лишь 213–238 млн кубометров. То есть в мире возникнет дефицит гелия.
При этом, по прогнозам компании E&Y, к 2022–2025 годам объем добычи гелия в России уже может быть сопоставим с текущим производством в США. Во всяком случае, к 2018 году «Газпром» прогнозирует производство порядка 30 млн кубометров гелия на газоперерабатывающем комплексе в Белогорске в районе Благовещенска.
Как ранее говорил заместитель начальника управления по маркетингу промышленной продукции «Газпрома» Михаил Парфенов, есть предварительные договоренности о продаже гелия с газоперерабатывающего комплекса в Белогорске в течение 20 лет с пятью крупнейшим игроками на мировом рынке гелия: французской Air Liquide, немецкой Linde, японской Matheson и американскими Praxair и Air Products.
Таким образом, развитие газохимии в Восточной Сибири даст синергетический эффект, а по гелию и вовсе позволит получить мировое лидерство. Такой расклад вполне укладывается в рамки новой концепции развития Сибири и Дальнего Востока: замещение экспорта сырья на продукцию высоких переделов.

Валерий Крюков: «Газ Ковыкты в Иркутской области предполагается поставлять потребителям сжиженным. Согласитесь, мягко говоря, экзотическое решение. Кто-нибудь считал его экономическую эффективность?»

Газохимия — сугубо факультативно

Своими оценками проекта «Сила Сибири» с «Экспертом» поделился заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Валерий Крюков.
— Изначально освоение Ковыктинского месторождения связывалось с развитием существующих газохимических комплексов в Иркутской области — Саянске и Ангарске. В 2006 году, когда Ковыктинское месторождение принадлежало ТНК-BP, была проложена часть газопровода — 112 километров в направлении Саянска до поселка Жигалово, а на Саянском заводе началось сооружение трех вспомогательных объектов. Однако новое руководство Иркутской области затормозило осуществление этого проекта, а потом он отпал в связи с переходом Ковыктинского месторождения к новому владельцу — «Газпрому».
Это месторождение в настоящее время ориентировано на крупномасштабные поставки газа в Китай по северному маршруту через Чаяндинское газовое месторождение в Якутии, при этом в первую очередь будет осваиваться Чаяндинское месторождение, которое сможет поставлять в Китай 25 млрд кубометров газа, а только затем, не ранее 2022 года, возникнет необходимость подключения Ковыктинского месторождения. При этом комплексная переработка Ковыктинского газа с извлечением этана, углеводородного сырья и гелия будет осуществляться на Дальнем Востоке, за переделами Иркутской области.
«Сила Сибири» — это монопольный проект «Газпрома», экспорту газа принесены в жертву интересы комплексного развития нефтегазохимии Иркутской области. Ныне действующие комплексы в Ангарске и Саянске никак не участвуют в формировании эффективных связей в рамках восточно-сибирского, якутского и дальневосточного мегарегионов. А Ковыкта играет роль гарантирующего поставщика газа в Китай, не более того. Относительно экспортных поставок гелия из Белогорска пока сказать трудно — ведутся испытания технологий выделения и хранения.
Экспортные приоритеты, безусловно, доминируют. Газ Ковыкты в Иркутской области предполагается поставлять потребителям сжиженным. Согласитесь, мягко говоря, экзотическое решение. Кто-нибудь считал его экономическую эффективность?
Записал Александр Ивантер

Фарес Кильзие, глава компании Creon Energy: в «Силе Сибири» места должно хватить всем.
— Такого рода мегапроекты, как «Сила Сибири» с ее ресурсной базой, как правило, не имеют прямой коммерческой окупаемости, разве что лет через тридцать и в основном за счет смежных эффектов при участии государства. Пока его следует рассматривать как большой инфраструктурный проект, имеющий важное геополитическое значение.
Связать газотранспортные системы, ориентированные на запад и на восток, разработать и вывести на проектную мощность два газовых месторождения, проложить в крайне трудных природных условиях газопровод — это задача государственного, а не коммерческого масштаба. И хотя для подобных проектов только умозрительный срок окупаемости тридцать лет — уже неплохо, куда важнее все-таки синергетический эффект от развития смежных производств. И первым делом это газохимия: возможности гелиевого экспорта, газохимическое производство в Амурской области, проекты по сжиженному газу, метанолу и прочее. Вот эти проекты, безусловно, будут окупаемы сами по себе.
Первый позитивный эффект можно получить от стимулирования конкуренции по сжиженному газу между российскими компаниями. «Газпрому» в точке «Силы Сибири» у Тихого океана логично будет достроить завод по производству сжиженного газа. Сейчас такие проекты имеют «НоваТЭК», «Роснефть». Но России как минимум шесть таких заводов необходимо, чтобы занять в мире долю рынка СПГ десять процентов. Чем больше СПГ, тем больше и экспортные возможности и выходы на все страны АТР, включая Японию, Индию, Китай, Вьетнам. СПГ — это мобильный газ: произвел и вези туда, где цена лучше.
Если «Сибур» будет делать из очищенного этана полиэтилен, то это будет один из самых конкурентоспособных проектов в мире. Основные производители — Саудовская Аравия и Европа — везут полиэтилен из этана морем, а у нас китайский рынок будет всего в нескольких сотнях километров по суше. Не исключено, что европейским производителям и переработчикам этана придется из-за этого даже закрывать производства или переориентироваться на другие ниши. При этом в России производство этилена в таких масштабах будет создано впервые.
Но главные лидирующие позиции на мировом рынке России позволит обеспечить разработка Ковыктинского месторождения и производство гелия. Не зря все пять крупнейших производителей гелия уже изъявили желание участвовать в этом проекте. Сейчас цену на этот дефицитный продукт определяют США, и Россия может подвинуть их на этом рынке как минимум в ближайшие десять лет. Очень не хотелось бы, чтобы санкционная политика подорвала эти планы.
Что же касается конкуренции, то я считаю, что допуск к экспорту в Китай по «Силе Сибири» позволит повысить эффективность в первую очередь самого «Газпрома». Сейчас «НоваТЭК», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» — вполне эффективные компании, и они могут предложить более конкурентные условия. «Газпрому» придется искать более дешевые пути к решению задач, в том числе инфраструктурных. Огорчает и то, что мегапроект замкнут на узкий круг исполнителей. Желательно к строительству «Силы Сибири» допустить всех, кто преуспел в технологиях создания трубопроводных систем. Пока же такую привилегию, похоже, получат только «Стройгазконсалтинг», «Стройгазмонтаж» и «Стройгазпроект». Хотя четыре тысячи километров — это большое поле для маневра, и места должно хватить всем.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=013513
Rambler's Top100