Начиная с 2017 года некредитным финансовым организациям, в том числе страховым компаниям и негосударственным пенсионным фондам, предстоит вести бухгалтерский учет и формировать отчетность по-новому. Какие изменения несут в себе новые отраслевые стандарты? Как подготовиться к переходу?
Регулятор финансового рынка – Банк России – последовательно проводит политику сближения систем ведения учета и составления отчетности по РСБУ и МСФО.
Вслед за кредитными организациями, которые первыми полностью перешли на составление финансовой отчетности, эквивалентной МСФО, страховые компании и прочие некредитные финансовые организации (НФО) тоже должны осуществить переход. Центральный банк Российской Федерации уже подготовил целый пакет проектов нормативных документов, призванных приблизить бухгалтерский учет и отчетность НФО к стандартам, применяемым в банковской сфере. Проекты положений опубликованы на сайте ЦБ РФ, прошли несколько этапов обсуждений с профессиональным сообществом, и со дня на день ожидается их публикация в финальной редакции.
При разработке новых стандартов рабочие группы Банка России опирались на целевую модель, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение целевой модели и текущей ситуации
Текущая ситуация с учетом и отчетностью НФО | Целевая модель |
Разрозненное регулирование. План счетов предназначен для производственных предприятий | Единый План счетов как для кредитных, так и для некредитных организаций |
Бухгалтерская отчетность не информативна и не репрезентативна | Максимально приближенные отраслевые стандарты бухгалтерского учета по общим операциям. Отдельные отраслевые стандарты бухгалтерского учета по специфическим операциям |
Надзорная и статистическая отчетность неадекватно отражает реальное положение дел и не дает представления о рисках. Консолидированная отчетность по МСФО только начинает использоваться для целей надзора | Единообразные и информативные формы бухгалтерской, надзорной и статистической отчетности, основанные в том числе на МСФО |
Институт оценки функционирует недостаточно эффективно | Единые подходы к формату, методам обработки и анализа поступающей отчетности; автоматизация взаимодействия НФО с надзорными органами |
Актуарное заключение не встроено в систему надзора | Актуарное заключение – часть отчетности по МСФО |
Как видите, ключевое слово здесь – единообразие. Введение унифицированного плана счетов для кредитных и некредитных финансовых организаций, в котором большинство счетов универсальны, позволит Банку России контролировать весь финансовый рынок с точки зрения бухгалтерской информации. И чем подробнее будет учитываться бухгалтерская информация, тем проще организациям будет взаимодействовать с надзорными органами.
Для самих участников финансовых рынков переход на новые стандарты принесет какие-либо ощутимые выгоды лишь в перспективе: так, ожидается снижение издержек на взаимодействие с надзорными органами (в связи с представлением информации в электронном виде), исключение дублирующей и избыточной информации, повышение прозрачности прохождения отчетности, рост доверия со стороны потребителей финансовых услуг.
Суть новых отраслевых стандартов
Рассмотрим подробнее нормативные акты Банка России, которые изменят порядок ведения учета и составления отчетности в страховых организациях. Ключевые особенности приведены в таблице 2.
Таблица 2. Особенности новых отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты | Комментарии |
Стандарты, специфические для страховых организаций |
Проект положения Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» | Подготовлен с учетом положений МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования». Применяется при признании, классификации, оценке активов и обязательств страховщиков, возникающих в связи с договорами страхования и перестрахования и в связи с прекращением действия договоров страхования и перестрахования |
Проект положения Банка России «Отраслевой стандарт о порядке составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования» | Подготовлен с учетом МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и прочих международных стандартов, перечисленных в пункте 1.7 Проекта положения. Определяет содержание, структуру, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций (включая страховые медицинские организации) и обществ взаимного страхования |
Стандарты, общие для некредитных финансовых организаций |
Проект положения Банка России «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» | Единый план счетов НФО создан на основе Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (Положение № 385-П). Общая структура Плана счетов: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка. Структура глав: А – баланс, Б – доверительное управление, В – внебалансовый учет, Г – производные финансовые инструменты. Структура счетов: счет первого порядка – 3 знака, счет второго порядка – 5 знаков, лицевой счет – 20 разрядов (для резерва рекомендуется предусмотреть в учетной системе 25 разрядов), в которых зашифрованы балансовый счет второго порядка, код валюты, признак доверительного управления, линия бизнеса и порядковый номер лицевого счета. Счета второго порядка только активные или только пассивные либо без признака счета |
Проект положения Банка России «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, назначение которых не определено, полученных по договорам отступного, залога, в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» | Подготовлен на основе: МСФО (IAS) 16 «Основные средства»; МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»; МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»; МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»; МСФО (IAS) 2 «Запасы». Кроме перечисленных документов при разработке проекта положения учтены требования МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов», а также разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах» |
Проект положения Банка России «О порядке бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями» | Подготовлен на основе МСФО (IFRS) 19 «Вознаграждения работникам» |
Проект положения Банка России «О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями» | Подготовлены в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» |
Проект положения Банка России «О порядке бухгалтерского учета операций с ценными бумагами» |
Проект положения Банка России «О порядке бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по предоставлению (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада (депозита)» |
Проект положения «О порядке бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселей» |
Проект положения «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациями» | Подготовлен в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» |
Подготовка к переходу На новые отраслевые стандарты
Порядок перехода на новые отраслевые стандарты учета будет определен Указанием Банка России «О порядке перехода страховых организаций и обществ взаимного страхования на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Однако активную подготовку можно и нужно начинать уже сейчас. Ниже перечислены ключевые этапы, которые предстоит пройти страховщикам:
- провести аудит существующей в страховой компании системы бухгалтерского учета, сопоставить ее с новыми требованиями, выявить отличия действующей учетной политики от новых стандартов;
- пересмотреть и утвердить новый рабочий План счетов страховой компании;
- утвердить изменения и дополнения в учетную политику;
- внести изменения в автоматизированные системы учета (мэппинг счетов, разработка новых интерфейсов ввода и обработки данных, настройка отчетов и т.п.);
- внедрить пилотный ИТ-проект, протестировать новую функциональность автоматизированной системы учета на отдельных группах хозяйственных операций;
- обучить сотрудников финансового отдела, бухгалтерии и иных служб, осуществляющих учетные функции, работе с новым Планом счетов;
- перенести остатки с действующего Плана счетов бухгалтерского учета на новый План счетов для некредитных финансовых организаций;
- произвести на дату перехода переоценку объектов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями новых отраслевых стандартов.
Банк России оказывает страховым организациям методологическую помощь и намерен контролировать выполнение работ по переходу на новый План счетов и отраслевые стандарты уже в 2015 году. Страховщики должны будут разработать план перехода и представить его регулятору до 30 апреля 2015 года, а затем отчитаться об исполнении (см. типовой шаблон плана перехода, разработанный Банком России совместно со Всероссийским союзом страховщиков).
Страховые компании, которые Банк России включит в фокус-группу, будут сдавать регулятору оборотную ведомость и отчетность по новым требованиям в тестовом режиме с 2016 года.
В отношении модификации автоматизированных систем учета страховые организации предоставлены самим себе.
Основные же вопросы, которые предстоит решить, – это перенос действующего Плана счетов (разработанного Минфином России) в новый План счетов для НФО (разработанный ЦБ РФ), так называемый мэппинг счетов, а также расширение функциональности информационных систем с учетом новых требований, включая сбор дополнительной аналитики и формирование отчетности.
Для решения второй задачи необходим кадровый ресурс (внутренний или внешний), который сможет квалифицированно описать требования и сформировать техническое задание. Крупные консалтинговые компании и системные интеграторы уже сейчас подключаются к совместным проектам со страховщиками, помогая определиться с кругом задач, выбором соответствующих решений на базе «1С» или SAP, занимаясь установкой готовых дополнительных модулей или разработкой новой функциональности. В пользу такого тандема говорит тот факт, что многие ИТ-компании уже прошли аналогичные изменения вместе со своими клиентами из банковской сферы и накопленный опыт позволяет им реализовать переход более эффективно и быстро.