27 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 03:41:25
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Карьерный сдвиг



ЮЛИЯ ФУКОЛОВА
Источник: Секрет Фирмы
добавлено: 21-09-2004
просмотров: 11213

Стать во главе собственного бизнеса - верх амбиций наемного менеджера. Но успешные предприниматели все чаще оставляют свои компании и идут работать по найму. Именно в чужом бизнесе они находят новый размах деятельности и больший масштаб управленческих задач.

Не каждый работодатель согласится, чтобы сотрудник "сидел на двух стульях". Обычно это полугосударственные структуры либо компании, где ценят организаторские способности

Одни владельцы бизнеса, как Алексей Рытиков, расстаются с наскучившим своим делом ради более интересного чужого. Других, подобно Сергею Михайлову, в наемном труде по совместительству привлекают новые связи

И все-таки они уходят

"Я понял, что формат бизнеса меня больше не устраивает, но возможности изменить его и сделать более интересным и масштабным у меня нет". Так директор по продажам и маркетингу компании "Север-стальмаш" Алексей Рытиков отвечает на вопрос, почему он из собственной компании перешел на работу в крупную корпорацию. "Когда моя идея была реализована и я доказал себе, что был прав, то в какой-то степени потерял интерес к своему бизнесу",- говорит Алексей Сидорович, менеджер проектов инвестиционной компании, а в недавнем прошлом - владелец фирмы, торгующей автозапчастями. Наверное, под этими словами могли бы подписаться десятки и сотни собственников, которые совсем недавно перешли в разряд наемных менеджеров.

После 1998 года переход собственников в "наемники" был массовым. Сегодня экономика на подъеме, и у подобных переходов иные причины. По крайней мере, большинство желающих выйти из собственного бизнеса не похожи на "выбитых" конкуренцией игроков.

Многие из опрошенных нами владельцев небольших и средних компаний честно признались, что не исключают для себя возможности поработать по найму в крупной организации. Причина подобных настроений лежит в психологии предпринимателей. Когда компания существует три-пять лет и все бизнес-процедуры отлажены, владельцу зачастую становится скучно, ему хочется размаха. Одни создают новые направления в рамках своей структуры, другие идут управлять чужими.

Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко: "Смена статуса собственника на статус менеджера чаще всего происходит в тех сферах бизнеса, где талантливый предприниматель может в достаточно короткие сроки создать и поставить на ноги свою компанию. В большинстве случаев этот бизнес сложно развивать дальше без финансовых вливаний, и собственник чувствует ограничение своего личного горизонта. Поэтому стремится применить свой опыт в других сферах, но уже в роли наемного менеджера". Ограничением масштаба, по мнению экспертов Ассоциации менеджеров, страдают многие отрасли, например торговля потребитель- скими товарами и сфера услуг, в том числе профессиональных, а также небольшие компании в сегменте b2b.

Как показывает практика последних лет, предприниматели используют несколько вариантов расширения своих возможностей. Первый - оставить бизнес за собой, передав дела наемному управляющему, и уйти на руководящую работу в крупную компанию. Второй путь - сжигание мостов, продажа всех активов, а затем новая карьера в новом качестве. И наконец, самый сложный вариант выбирают те, кто продает бизнес стратегическому инвестору и остается при нем наемным управляющим. У каждого из этих стратегических шагов есть свои плюсы и минусы. Соответственно, у потенциальных работодателей разное отношение к предпринимателям, решившим работать по найму.

Как говорит партнер компании ВРО Executive Search & Consulting Юлия Бевзенко, "часть компаний-клиентов не приветствует привлечение кандидатов на должности наемных топ-менеджеров, если у них сейчас есть свой бизнес. Однако для остальных фирм это не является препятствием, и они рассматривают таких кандидатов наряду с остальными. Менеджеры с опытом предпринимателя имеют хорошие навыки в разрешении сложных ситуаций, умеют управлять рисками и лучше понимают, откуда берутся деньги. Их вовлеченность в бизнес более явно выражена, а это, несомненно, ценится владельцами компаний".

На двух стульях

Летом этого года на рынке PR-услуг произошло примечательное событие. Сергей Михайлов, основатель и управляющий партнер агентства "Михайлов и партнеры", перешел на работу в ОАО "Российские железные дороги". Теперь у него новый статус - советник президента и член правления компании, но заниматься господин Михайлов будет хорошо знакомым делом - курировать public, government и investor relations. Причины своего перехода в РЖД он комментировать отказался, но известно, что Михайлов остается партнером и совладельцем своей прежней компании. На бизнес PR-агентства этот переход вряд ли повлияет, так как Сергей Михайлов не замыкал на себе ни одно из направлений, и его обязанности просто перераспределят между остальными партнерами.

Стратегический ход, сделанный господином Михайловым, имеет ряд несомненных преимуществ. Фактически он расширяет свои возможности и получает новый опыт, приобретает новые связи, а возможно, и перспективных клиентов. "Многие из кандидатов, с которыми мы общаемся, принципиально не собираются продавать бизнес при переходе на наемную должность,- говорит Юлия Бевзенко.- Это позволяет "прикрыть тылы" - снизить риски при диверсификации доходов. При этом современные технологии и средства связи позволяют собственнику без физического присутствия успешно контролировать положение дел в своей компании ".

Для некоторых новоявленных менеджеров самым сложным оказываемся решение психологических проблем, связанных с "угнетенной гордостью"

Впрочем, у данного варианта развития карьеры есть очевидный минус. Далеко не каждый работодатель согласится, чтобы его сотрудник "сидел на двух стульях". Обычно идут на это либо полугосударственные структуры, либо компании, которые особо ценят организаторские способности.

Алексею Рытикову с работодателем повезло. Компания "ВТК-Процессор", созданная им в Санкт-Петербурге несколько лет назад, занимается строительством и обслуживанием интеллектуальных сетей зданий. Размах бизнеса невелик - в компании трудится всего 60 сотрудников. "Меня всегда интересовали крупные проекты, но без привлечения инвестиций развивать бизнес было невозможно. Рисковать я не хотел, поэтому решил пойти в наемные менеджеры",- рассказывает господин Рытиков.

По его словам, он с партнерами давно подыскивал квалифицированного менеджера, чтобы передать ему дела. В конце концов, такой человек нашелся, и у владельца сразу появилось много свободного времени, которое можно было потратить на что-то еще. Целенаправленно работу он не искал, но когда год назад знакомые пригласили его создать с нуля службу сбыта и маркетинга в одном из дивизионов компании "Северсталь", согласился.

"У нас была устная договоренность, что определенное время я буду посвящать своему бизнесу. Никого это не смущало. Например, у одного из моих непосредственных руководителей тоже есть свой бизнес причем более сложный с точки зрения контроля - он владеет сетью ресторанов в одном из регионов". Первые полгода совмещать две работы было непросто возникал пресловутый "конфликт интересов". Поначалу на свой бизнес времени не хватало, и лишь потом, когда на новом месте все наладилось, стало проще. "Я стараюсь каждую неделю появляться в своей фирме, мы обсуждаем текущие проекты. Так что я в курсе всех дел",- говорит Алексей Рытиков. Впрочем, для некоторых новоявленных менеджеров самым сложным оказывается не столько совмещение обязанностей, сколько интеграция в "чужие" корпоративные стандарты и связанные с этим психологические проблемы. Или, говоря словами Юлии Бевзен-ко, "угнетенная гордость". "Предпринимателю, который определенное время занимался своим бизнесом, сложно привыкнуть к тому, что появляются какие-то люди и говорят ему, что делать. Но мне был интересен новый проект, к тому же я хотел посмотреть на эту индустрию изнутри и завести новые связи, поэтому все списывална издержки",-отмечает Алексей Рытиков.

Когда я открывал фирму, то не думал что получу в придачу к статусу собственника вечную нервотрёпку. теперь своим бизнесом я наелся досыта."

"Я неудачников не люблю. Если кандидат придет как побитая собака, это никому не понравится. И мало кому нужна "загнанная лошадь", которая мечтаете курортных условиях"

С чистого листа

Как философски заметах владелец и директор компании Slimgate (производство и продажа автоматических дверей) Виктор Хорошилов, "некоторым проще быть хорошим исполнителем чужой воли и получать за это вознаграждение, чем проявлять свою волю, пытаясь управлять обстоятельствами". Самому Хорошилову пока удается управлять обстоятельствами, и он не планирует менять свой статус и искать работу на стороне. Правда, не исключает, что если ему предложат что-то интересное в большой компании, то он согласится. При этом Виктор Хорошилов говорит, что вряд .\и станет сидеть на двух стульях и цепляться за позицию собственника и в случае необходимости закроет свой бизнес.

В решении сжечь за собой все мосты есть свои плюсы. "Собственник, продав бизнес полностью, отдыхает и морально, и физически от тяжелейшего труда по выращиванию и удержанию на плаву своего "детища",- считает Сергей Литовченко.- Кроме того, он избавляет себя от рисков, связанных с будущей деятельностью проданной компании". Именно этот путь выбрал, в частности. Марк Федин из BKG (см. СФ №33/2004) и многие другие предприниматели. "Когда я открывал фирму, то не думал, что в придачу к статусу собственника получу вечную нервотрепку. Проблемы с налоговой инспекцией, таможней, вечно недовольный персонал. Словом, своим бизнесом я наелся досыта",- объясняет свой переход на наемную работу новоиспеченный коммерческий директор.

Недавно клиент рекрутингового агентства "Ан-кор", крупная западная компания, взяла на руководящую должность человека с предпринимательским опытом. "Кандидат решил, что иметь свой бизнес слишком хлопотно, и как человек семейный искал большей стабильности - его интересовала белая зарплата, соцпакетит. п. Свои акции он продал партнерам по бизнесу,- рассказывает консультант агентства Антон Гитцович.- Для работодателя такой человек был настоящей находкой. Бывший предприниматель обычно ощущает гипертрофированную ответственность за все процессы, происходящее в компании ".

Предприниматели, сумевшие поставить точку в собственном бизнесе, как правило, имеют больше шансов получить работу в корпорациях, чем их коллеги, пытающиеся усидеть на двух стульях. Причем неудачный бизнес-опыт тоже может оказаться полезным. Директор агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research Марина Малыхина: "Работодатель обязательно будет разбираться, почему бизнес не получился - из-за личных качеств или помешали другие обстоятельства. Но я неудачников не очень люблю. Если кандидат будет как побитая собака, это никому не понравится. Точно так же мало кому нужна "загнаннаялошадь", мечтающая о курортных условиях".

Продаться и остаться

В последнее время многие предприниматели увеличивают масштабы собственного бизнеса, привлекая стратегического инвестора. Собственник продает всю или большую часть своей компании, рассчитывая на привлечение внешних инвестиций, отдельно оговаривая свое участие в продолжении проекта. Именно так состоялась недавняя покупка зеленоградским концерном "Научный центр" (входит в АФК "Система") контрольного пакета украинского системного интегратора "Квазар-Микро". Пообоюд-ному согласию во главе компании остался ее создатель и президент

Евгений Уткин (см. СФ №33/2004).

Если бизнес является персонифицированным (например, в сфере услуг), то, отмечает Марина Малыхина, хорошо известна практика, когда новый собственник сам предлагает бывшему владельцу продолжение читайте в журнале Секрет фирмы 13-19 сентября 2004
//Секрет фирмы 13-19 сентября 2004

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.095 сек.
Яндекс.Метрика