Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
За идеюИсточник: Журнал "Власть денег" добавлено: 12-09-2008
просмотров: 6719 «Платить меньше, привязать крепче». Вот принцип, которым руководствуются в компаниях, использующих «для собственных нужд» идеологическую обработку сотрудников.
«Идеологическая обработка чрезвычайно распространена. Причем диапазон приемов и приемчиков, которые используются для манипуляции работниками, достаточно широк. От отдельных элементов психологической обработки до внедрения полноценной системы воздействия на личности сотрудников», - считает Тимур Амулийн, психолог, специалист по корпоративному PR. Но если небольшую часть таких способов можно с чистой совестью отнести к искусству управления, то при их массированном использовании иначе как деструктивным влиянием на личность сотрудника это назвать нельзя. Так, к примеру, если обычно руководству безразлично, как и с кем проводит свое свободное время сотрудник, то в тоталитарной компании дело обстоит совершенно иначе. Семейные отношения, друзья, собственные увлечения перестают быть личным делом сотрудника, который выходные и праздничные дни будет проводить на корпоративных мероприятиях. Он должен допоздна задерживаться на работе, посещать оплаченные компанией или им самим тренинги личностного роста и испытывать от всего этого неземное наслаждение. Так работает большинство MLM-компаний, некоторые из «бесприбыльных» общественных организаций и тренинговых компаний, основная задача которых - вовлечение максимального количества людей в свой бизнес. Впрочем, по мнению Елены Грищук, директора рекрутинговой компании «Форсаж», «такие методы могут быть присущи любому бизнесу. Я думаю, что больше это зависит от руководителя, а порой даже от собственника бизнеса - его личности, системы ценностей, стиля управления. Однако больше это присуще торговым компаниям или отделам продаж, в которых мало стабильности с точки зрения доходов сотрудников. Поэтому зачастую с целью удержания «продавцов» компании формируют своеобразную корпоративную культуру с подменой систем мотивации». Кто на новенького? И, надо признать, подход, позволяющий, ничего не обещая, увлечь человека мечтами о розовом будущем, приносит свои плоды. Особенно это влияет на тех, кто не уверен в себе, зависим от внешней оценки, чувствует себя одиноким, непризнанным, имеет неадекватный уровень притязаний, не соответствующий ни способностям, ни возможностям. Таких людей, как, впрочем, и тех, кто длительное время находится в стрессовом состоянии вследствие психотравмирующих событий, ищут и находят руководители, создающие свою компанию-секту. «Все начинается с этапа найма сотрудника в компанию. Еще на стадии отбора потенциального сотрудника работодатель смотрит на систему ценностей, стиль принятия решений, управляемость, личностные характеристики кандидатов. В компанию могут заведомо приниматься те люди, у которых не удовлетворены определенные потребности в социальной оценке, потребность в принадлежности к определенной группе. Такими людьми легче управлять, предоставив им возможность принадлежать к рабочей команде, группе, общаться с лидером, коим становится для них руководитель», - рассказывает Елена Грищук. Появление новичка здесь отмечается как праздник. Его водят по офису, знакомят со всеми, улыбаются, похлопывают по плечу, здороваются за руку. Рассказывают о том, как ему повезло, что он попал в такую замечательную компанию, чудесный коллектив, где все доброжелательны, где все помогают друг другу. Как ни странно, но даже весьма прагматичные люди, попадая в такую атмосферу, могут немало сделать из чувства долга или благодарности за «хорошее отношение». И лишь через некоторое время, когда у новичка проходит эйфория и он начинает чуть более критично оценивать происходящее, ему напоминают, что он «всем обязан» компании и окружающим его людям. Честный ченч Но далеко не все сотрудники оказываются недовольными таким положением вещей. Некоторые из них, отличающиеся конформизмом, вполне неплохо чувствуют себя в офисе, который является средоточием всей их жизни, а работа в компании - единственным ее смыслом. При этом материальная заинтересованность отступает на второй план, ведь она компенсируется чувством общности, защищенности, стабильности, статуса и даже идеей служения «вечным» ценностям. Поэтому сотрудники-коллективисты становятся зависимыми от мнения коллег и руководства. А отвержение значимым окружением может стать для такого человека серьезнейшей психологической травмой. Именно этим соображением пользовались знаменитые японские корпорации, разрабатывая принцип пожизненного найма. И в данном случае говорить о жесткой манипуляции не приходится. Ведь такая система отношений больше напоминает брак по расчету - гарантированная материальная стабильность и забота в обмен на верность. Не хлебом единым Но такой сугубо рациональный подход не затрагивает эмоций, а следовательно, делает сотрудников излишне легкими на подъем, готовыми в любой момент перейти туда, где оклад повыше. «Поскольку в таких коллективах нет команды, нет и отношений, которые объединяли бы людей. Как ни крути, но на работе каждый из нас проводит большую часть времени. А поскольку человек - социальное существо, то для него очень важны отношения с окружающими, возможность чувствовать себя частью целого, например, слаженной, открытой к людям организации. Также человеку важно иметь единые цели со своими коллегами, радоваться совместным достижениям, рассчитывать на поддержку со стороны компании-работодателя», - считает Елена Грищук. И советует соблюдать здоровый баланс - рационального и идеологического подходов к формированию команды и эффективной корпоративной культуры. Признаки тоталитаризма Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|