26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 23:30:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний



Курляндчик Владимир, Директор по развитию «ARQA Technologies»
Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
добавлено: 27-12-2011
просмотров: 4705
Широко используемое на зарубежных финансовых рынках buy-side начинает и в России занимать полагающееся ему важное место в качестве самого крупного инвестора, в значительной степени определяющего объемы торгов на финансовых рынках. Вместе с растущим общим вниманием к институтам подобного рода (управляющие компании и фонды) развиваются и технологии, учитывающие специфику их работы.

Справедливости ради нужно отметить, что только в последние годы российские разработчики программного обеспечения начали всерьез заниматься специализированными продуктами для управляющих компаний и фондов. И, тем не менее, есть ниши, в которых превалируют зарубежные программные продукты, которые, к сожалению, не в полной мере учитывают специфику российского рынка и медленно адаптируются под требования российского законодательства. Одна из таких ниш — организация доступа управляющих компаний к финансовым рынкам с целью получения рыночной информации и проведения активных операций.

Главная особенность работы управляющих компаний в части организации доступа к биржевым и внебиржевым финансовым рынкам состоит в том, что они получают такой доступ через нескольких брокеров. Для брокера управляющая компания является обычным конечным пользователем услуг доступа. А для последней наличие нескольких брокеров-партнеров означает либо использование разрозненных торговых технологических комплексов, либо жесткую необходимость консолидации и оптимизации торговой инфраструктуры. В первом случае у управляющей компании нет возможности в онлайне видеть консолидированную позицию и управлять ею, кроме того, трейдерам компании приходится работать за несколькими терминалами от разных брокеров. Второй вариант требует дополнительных вложений в собственную технологическую инфраструктуру, зато позволяет управляющим компаниям организовать эффективный риск-менеджмент и предложить своим управляющим дополнительные сервисы, которые делают их работу более комфортной.

Рассмотрим эти два варианта.

В качестве примеров программных продуктов и технологических услуг будем использовать продукты и услуги из линейки программной платформы QUIK.

Вариант 1. Использование независимых торговых комплексов нескольких брокеров-партнеров (рис. 1).

Типовой набор сервисов, который управляющая компания получает от каждого брокера, включает в себя:

  • рабочее место пользователя QUIK — по числу управляющих;
  • рабочее место доверительного управляющего TrustManager — по числу управляющих;
  • модуль экспорта биржевой информации (для автоматического импорта данных о заявках и сделках, а также необходимой рыночной информации во внутренние учетные системы управляющей компании).

В этом варианте никакие возможности сервера QUIK по контролю рисков и compliance процедурам использованы быть не могут, поскольку сервер решает только задачи определенного брокера, а управляющие компании зачастую и не знают о возможностях программного комплекса, из функциональности которого на них работает лишь небольшая часть.

Ведение интегральной позиции по всем операциям требует импорта информации с серверов нескольких брокеров и консолидации ее в отдельной системе. Во многих случаях задача решается in-house разработками с использованием простейших программных средств и с ограниченными функциональными возможностями.

У этого варианта есть серьезный недостаток, который касается операционной деятельности. Из-за того что правами пользователей управляют обслуживающие брокеры, с каждым из них нужно договариваться об изменении набора клиентских счетов, с которым может работать каждый управляющий в определенный момент времени. Учитывая, что корректировки в набор счетов вносятся часто, работа по согласованию набора счетов с брокером отнимает значительное время.

Вариант 2. Использование собственного комплекса QUIK с подключением к комплексам брокеров-партнеров (рис. 2).

Принципиальное отличие от варианта 1 — использование в качестве центрального технологического звена инфраструктуры доступа к торгам собственного сервера QUIK с модулем мультиброкерского обслуживания.

Наиболее важными позитивными последствиями применения данного варианта управляющими компаниями являются:

  • возможность для управляющего проводить все операции с одного рабочего места (если использовать функционал TrustManager в форме плагина к рабочему месту QUIK) или с двух рабочих мест (если использовать TrustManager в форме отдельного рабочего места);
  • самостоятельное администрирование прав доступа для своих сотрудников — определение рынков, на которых можно торговать, клиентских счетов, с которыми можно работать;
  • возможность использовать весь функционал системы QUIK по онлайн-пре-трейд-контролю, в том числе с возможностью разрешить или запретить операции по определенным инструментам для конкретного счета, что является распространенной задачей при доверительном управлении.

Кроме перечисленных позитивных последствий применения данного варианта, которые можно отнести к последствиям «первого уровня», существуют более глубокие и не столь очевидные последствия «второго уровня».

К ним, прежде всего, относятся последствия, связанные с наличием на отдельном сервере информации по всем позициям управляющей компании. Данная особенность позволяет в полной мере применить функционал TrustManager по работе с групповыми заявками, в том числе:

  • группировать клиентов;
  • накладывать ограничения на торговлю по группе клиентов;
  • ограничивать торговлю группами инструментов;
  • выставлять групповые заявки.

Для ряда процедур управления активами существует требование о непревышении определенной доли инструмента в портфеле, зависящей от объема обращения этого инструмента. TrustManager, работающий с собственным сервером, обладает такой функциональностью.

Еще одна опция в свете указанных возможностей — сравнение реальных портфелей с модельными, в том числе с установлением ограничения на величину отклонения стоимости реального портфеля от эталонного, притом что в оценке эталонного портфеля учитываются реальные рыночные цены.

Другое не столь очевидное последствие связано с тем, что наличие на собственном сервере QUIK всей необходимой рыночной информации, в том числе консолидированной информации по позициям компании, позволяет не хранить эту информацию еще в одной базе данных.

При использовании второго варианта технологическая инфраструктура никак не меняется, если к российским рынкам добавляются зарубежные. Это чаще всего означает появление еще одного обслуживающего брокера, а с точки зрения риск-менеджмента — возможности учитывать активы, торгующиеся на зарубежных площадках, совместно с российскими.

Что касается дополнительных сервисных возможностей, необходимых в работе управляющих компаний, то разработчики, хоть как-то ориентированные на управляющие компании, развивают их в рамках своих систем. Речь идет о функциональности basket trading, алгоритмической торговли, возможности совершения и отражения в позиции внебиржевых сделок и неторговых движений, применения ЭЦП, автоматизации подготовки отчетов для клиентов с помощью пользовательских терминалов.

Есть одно существенное препятствие для использования варианта 2 некоторыми управляющими компаниями — отсутствие в штате компании ИТ-персонала, способного поддерживать работу сложных технологических комплексов. В этом отношении для многих управляющих компаний единственной возможностью использования собственного сервера для автоматизации торговых и связанных с ними операций является модель аутсорсинга комплекса. Данный сервис уже достаточно развит и активно применяется в России. 

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика