27 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 01:59:45
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Главная часть бизнес-плана — это резюме проекта»



Анна Нетёсова
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 21-05-2013
просмотров: 4058

Хороший бизнес-план обязательно должен включать описание сектора рынка, на котором будет продаваться товар или услуга. Нужно четко понимать ситуацию на рынке сбыта, то есть каким образом и с кем придется конкурировать. Необходимо описать опыт построения бизнеса и подтвердить его фактами: например, приветствуются приложенные к бизнес-плану краткие резюме менеджеров и сотрудников. Особенно много внимания этому уделяют иностранные инвесторы.

 

Интервью с главным специалистом отдела корпоративных финансов инвестиционной группы «АТОН» Игорем Ливантом

— На какую часть бизнес-плана в первую очередь обращает внимание потенциальный инвестор?

— Наиболее важной является экономическая, или рыночная часть бизнес-плана. Как бы хорошо ни была составлена финансовая часть, если она не подтверждена анализом рынка, план провалится. Хороший бизнес-план обязательно должен включать описание сектора рынка, на котором будет продаваться товар или услуга. Нужно четко понимать ситуацию на рынке сбыта, то есть каким образом и с кем придется конкурировать. Недопустима ситуация, когда, например, предприятие хочет продавать воду, но не включает в число товаров-конкурентов соки и другие безалкогольные напитки. Необходимо описать опыт построения бизнеса и подтвердить его фактами: например, приветствуются приложенные к бизнес-плану краткие резюме менеджеров и сотрудников. Особенно много внимания этому уделяют иностранные инвесторы.

— Как Вы считаете, нужно ли при составлении бизнес-плана придерживаться структуры, которая приводится в Методических рекомендациях Минэкономразвития России и многих учебниках?

— Структура, описанная в учебниках, как и любая другая, — это некий инструмент, который облегчает работу, но не является обязательным. Если вы отойдете от типовой структуры, ничего страшного не случится. Главное, чтобы в бизнес-плане были логично отражены четыре позиции: описание рынка, описание продукта, описание команды и финансовая проработка вопроса. Но главная часть бизнес-плана — это резюме проекта, так как большинство людей, принимающих решение, основное внимание обращают именно на первые две страницы, а остальную часть бизнес-плана часто вообще не читают — этим занимаются аналитики. Поэтому резюме должно быть максимально информативным и захватывающим. А как его таким сделать, решают составители бизнес-плана.

— Давайте остановимся подробнее на финансовой части бизнес-плана. Без каких расчетов нельзя обойтись?

— Это зависит от проекта. Если речь идет об открытии магазина, то проводить сложные расчеты на основе теории вероятности (метод Монте-Карло6 и прочие) и анализа дисконтированного денежного потока с подробным вычислением WACC скорее всего не нужно, поскольку погрешность таких расчетов все равно будет очень велика и подготовка бизнес-плана рискует стать более ресурсоемкой задачей, нежели сам бизнес. Другое дело, если вы хотите получить 200—300 млн долларов США на строительство металлургического комбината, тогда никакие виды анализа не помешают. А вот основные финансовые документы: прогнозный баланс и отчет о прибылях и убытках, а также отчет о движении денежных средств — необходимы в любом случае.

— Каковы наиболее распространенные ошибки, встречающиеся в этих отчетах?

— Главная ошибка в том, что многие люди подходят к отчетам с точки зрения российского бухучета, тогда как на деле необходимо использовать данные управленческого учета или учета по международным стандартам, поскольку они лучше отражают реальные бизнес-процессы. В качестве примера можно рассмотреть расчет амортизации. Российские предприниматели обычно учитывают амортизацию в прогнозных отчетах на основе законодательно установленных норм, то есть так же, как и для отчетов в налоговую инспекцию. Для инвестора, особенно западного, более логичным представляется списание амортизационных отчислений в соответствии с реальным сроком службы оборудования либо применение ускоренной амортизации. Поэтому в прогнозном балансе правильнее было бы отразить реальную амортизацию, а ставку налога рассчитывать исходя из сумм амортизационных отчислений, которые потом будут представлены в налоговую инспекцию.

Вторая ошибка связана с тем, что составители бизнес-планов никак не анализируют финансовые коэффициенты. Необходимо понимать, что простой расчет, например коэффициентов рентабельности, инвестору ничего не дает, так как он почти всегда не является специалистом в данной отрасли и не знает, какой уровень показателей является приемлемым. Поэтому все данные нужно сравнивать с аналогичными показателями конкурентов или, если компания существует давно, с ее же показателями за предыдущие периоды. Когда такая возможность отсутствует, ценность расчета показателей резко падает.

— Насколько важны при подготовке бизнес-плана сценарный анализ и анализ чувствительности?

— Анализ чувствительности нужно проводить в любом случае. Главное при этом — правильно выбрать факторы, которые оказывают наибольшее влияние на финансовый результат проекта. В этих целях часто используют изменение ставки дисконтирования, хотя для дальнейшего анализа лучше просчитывать те показатели, которые больше всего влияют либо на доходы, либо на расходы, например влияние выручки или наиболее существенных в структуре себестоимости затрат.

Что касается сценарного анализа, то, на мой взгляд, его можно не делать, если проведен анализ чувствительности, так как по смыслу они приблизительно одинаковы. Хотя минимальный набор из трех сценариев — базового, оптимистичного и пессимистичного — любому проекту не помешает.

— Какой срок планирования является оптимальным для расчета проекта?

— В общем случае разработка инвестиционной части проекта не должна превышать пятилетний срок, так как в большинстве отраслей невозможно составлять реальные прогнозы на более долгий срок, к тому же привлечь средства на больший период в нашей стране очень сложно. Что касается срока, который должен использоваться при расчете показателей эффективности проекта, то он зависит от конкретного случая. Например, у электростанции существует вполне определенный срок службы, после которого ее нужно либо отстраивать заново, либо закрывать. Соответственно расчет будет базироваться на этом сроке. Если же речь идет о создании компании с неопределенным сроком работы, то следует оценить ее денежные потоки до выхода на стабильный уровень работы (обычно пять лет — достаточный срок), а потом рассчитывать конечную стоимость (terminal value) исходя из того, что фирма будет «жить вечно». Расчет этой стоимости делается на основе стандартной формулы Гордона.

Справка

Формула Гордона: CV = FCFF (1+g) : (WACC — g), где СV (company value) — стоимость компании; FCFF (free cash flow for firms) — чистый денежный поток; g — темп роста FCFF; WACC (weighted average cost of capital) — средневзвешенная стоимость капитала.

При этом важно установить предельный уровень развития фирмы. Часто бывает, что расчетный рост компании в первые два года составляет 50% в год (что достаточно реально), а уровень дальнейшего стабильного роста принимается как 20% годовых, и в итоге через десяток лет оборот компании может превысить ВВП страны. Это, естественно, невозможно. Практически любой бизнес развивается по S-образной кривой7, и в прогнозе важно уловить момент, когда рост замедлится и сравняется с общеэкономическим уровнем, то есть 3—5% в год.

— Что бы Вы посоветовали российским предприятиям, стремящимся привлечь капитал со стороны?

— Нужно хорошо понимать цель, ради которой привлекаются средства, и правильно оценивать возможности инвестора. Ведь если на Западе рынок венчурного финансирования сложился давно и привлечь первые 500 тыс. долларов США уже на начальной стадии развития интересного проекта там не составит труда, то у нас практически отсутствуют так называемые «seed investors» и «angels», то есть инвесторы, которые вкладывают деньги в проекты на стадии бизнес-плана. Более того, если проект предусматривает крупную сумму инвестиций уже на начальном этапе, это показывает, что он попросту не проработан. Исключения могут быть в случае, если, например, Ford Motor Company решит построить в России очередной завод — при этом все решения принимаются внутри транснациональной корпорации, с мощными финансовыми ресурсами и большим опытом внедрения подобных проектов. Хотя даже в таком случае у проекта будет несколько стадий освоения инвестиций с заранее проработанными путями отступления на случай неудачи. Иными словами, гораздо правильнее разбить грандиозный план на этапы, привлечь небольшую сумму, показать результат, а только потом расширяться. Именно так и построен во всем мире рынок венчурного финансирования. И инвесторы относятся к этому с большим доверием.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.106 сек.
Яндекс.Метрика