Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Аттестация рабочих мест по условиям трудаИсточник: КАДРОВИК.РУ добавлено: 27-08-2013
просмотров: 7795 Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством. От того, насколько ответственно он подходит к выполнению этой обязанности, зависит безопасность жизни и здоровье работников. Проводить аттестацию обязаны все работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Зачем нужна аттестация рабочих мест?Oдна из основных обязанностей работодателя – обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 56 ТК РФ). От того, насколько ответственно он подходит к выполнению этой обязанности, зависит безопасность жизни и здоровье работников. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н в редакции от 12.12.2012 (далее – Порядок). Проводить аттестацию обязаны все работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 Порядка). Какие рабочие места нужно аттестовывать?Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Согласно п. 4 Порядка, аттестовывать необходимо все рабочие места, трудовая функция которых предусматривает:
Приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н в Порядок внесены изменения: теперь не требуется аттестация так называемых «офисных» рабочих мест, т.е. тех, на которых сотрудники заняты работой исключительно с ПЭВМ, копировально-множительной или другой оргтехникой либо бытовой техникой, которая не используется в технологическом процессе производства. Кто может проводить аттестацию?Аттестация проводится совместно работодателем и специально привлекаемой по договору гражданско-правового характера аттестующей организацией (п. 6 Порядка). При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации, а аттестующая организация отвечает за точность измерения и оценки исследуемых факторов (п. 52 Порядка). В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н утверждены:
В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. Организации, прошедшие в установленном порядке аккредитацию, вносятся в Реестр аккредитованных организаций (пп. 14–25 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда). Минздравсоцразвития России размещает сведения о них на своем официальном сайте rao.rosminzdrav.ru. При проведении аттестации работодатель вправе потребовать от организации копию уведомления о включении в реестр (п. 7 Порядка). Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю (п. 6 Порядка), в противном случае при проведении проверки Госинспекцией труда результаты аттестации могут быть признаны недействительными. Стоит проверить ее учредительные документы или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), чтобы убедиться, что одна организация не является учредителем другой, а учредители и руководители одной организации не состоят в родстве с учредителями и руководителями другой организации. Для проведения аттестации рабочих мест не обязательно привлекать только одну организацию (п. 6 Порядка). В случае необходимости можно привлечь две и более организации (например, если филиалы работодателя находятся в разных регионах или требуется измерение большого количества производственных факторов). Стоимость аттестации одного рабочего места устанавливается в каждом случае индивидуально (в среднем от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей) и зависит от количества измеряемых производственных факторов, количества рабочих мест в организации, подлежащих аттестации, оборудования, которое использует аттестующая организация. В связи с этим уместно напомнить, что ч. 3 ст. 226 ТК РФ установлено: финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Как организовать процедуру аттестации?Прежде всего, необходимо издать приказ о проведении аттестации (Приложение) и утвердить состав аттестационной комиссии. В приказе необходимо назначить председателя комиссии, определить полномочия аттестационной комиссии, указать сроки и график проведения аттестации (п. 9 Порядка). В состав аттестационной комиссии, согласно п. 10 Порядка, требуется включить:
Председателем аттестационной комиссии нужно назначить представителя работодателя. Если в компании отсутствует профсоюзная организация, представители работников могут быть избраны общим собранием работников. Аттестационная комиссия на предприятиях малого бизнеса и микропредприятиях может иметь сокращенный состав:
При проведении аттестации работодатель обязан оказывать содействие аттестующей организации, в частности, предоставлять необходимую информацию и документацию, а также разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к целям аттестации (п. 7 Порядка). От кадровой службы могут потребоваться штатное расписание и должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор. Созданная аттестационная комиссия должна составить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец – в Приложении 1 к Порядку), а также: 1. Выделить в перечне аналогичные рабочие места, т.е. такие, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
Для аттестации аналогичных рабочих мест достаточно оценить 20% таких рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка). 2. Определить факторы, подлежащие оценке. 3. Присвоить уникальный порядковый номер (не более восьми знаков) каждому рабочему месту. После завершения подготовительных процедур представители аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая, согласно п. 13 Порядка, включает в себя:
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При проведении оценки должны использоваться нормативно утвержденные методы измерений и проверенные в установленном порядке средства измерения (п. 16 Порядка). Объектами оценки травмоопасности рабочих мест, согласно п. 21 Порядка, считаются:
Если проведение измерений и оценок угрожает безопасности аттестующих специалистов или работников, аттестационная комиссия может принять решение не проводить их. В этом случае условия труда на данном рабочем месте автоматически признаются опасными. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации (п. 5 Порядка). Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводится на основании оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места (п. 30 Порядка). Все оценочные процедуры оформляются протоколами. Протоколы измерений и оценок гигиенических условий труда оформляются по каждому оцениваемому фактору в соответствии с требованиями, изложенными в п. 18 Порядка. Бланки протокола оценки травмоопасности и оценки обеспеченности работников СИЗ приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку. Если выдача СИЗ не требуется на данном рабочем месте, протокол оценки обеспеченности работников СИЗ не составляется (п. 32 Порядка). Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ (п. 33 Порядка). Протоколы оценки подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяются печатью аттестующей организации (пп. 19, 27, 35 Порядка). На основании протоколов проведенных оценочных процедур и измерений проводится комплексная оценка условий труда на рабочем месте (п. 36 Порядка) и заполняется карта аттестации рабочего места по условиям труда. Ее образец приведен в Приложении 2 к Порядку, вместе с рекомендациями по заполнению (Приложение 3 к Порядку). На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. По итогам комплексной оценки рабочее место может быть признано аттестованным с формулировкой «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка) либо «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка). При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка). Далее аттестационная комиссия готовит и передает руководителю организации отчет об аттестации, к которому, согласно п. 44 Порядка, прилагаются:
Работодатель утверждает отчет об аттестации, подписывает приказ о завершении аттестации и знакомит работников под роспись с ее результатами. В течение 10 календарных дней от даты издания приказа работодатель должен направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда (п. 45 Порядка). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при тяжелых и вредных условиях труда – 75 лет (п. 602 приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»). Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель. Информацию о результатах аттестации работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение Фонда социального страхования России (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.). На основании этих данных будут определяться надбавки и скидки к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Периодичность проведения аттестацииПри определении перечня работников с ненормированным рабочим днем необходимо помнить о некоторых запретах и ограничениях, которые многие теоретики выводят из совокупного толкования ст. 97, 99, 101 ТК РФ: нельзя привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня работников, которых в силу закона запрещено привлекать к труду сверх установленной нормы рабочего времени. Рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка) в следующих случаях:
При этом пятилетний срок начинают исчислять от даты завершения предыдущей аттестации, а датой начала проведения следующей аттестации считают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Если по результатам предыдущей аттестации условия труда на рабочем месте были признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), повторная плановая аттестация не проводится. В некоторых случаях должна проводиться внеплановая аттестация (пп. 47, 48 Порядка):
Аттестация новых рабочих мест, организованных в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Порядка). Процедура проведения внеплановой аттестации и оформление ее результатов аналогичны плановой аттестации. Для каждого аттестованного рабочего места создается новая карта аттестации (п. 49 Порядка), изменения в старую карту вносить не нужно. Результаты аттестацииРезультаты аттестации используются как самой организацией, так и иными заинтересованными органами (государственными, страховыми, медицинскими), в целях (п. 3 Порядка):
Несвоевременное или некачественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда может повлечь за собой штраф на должностное лицо от 1000 до 5000 рублей; на юридическое лицо – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за подобное правонарушение, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).
Пример приказа о проведении аттестации рабочих мест
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|