19 марта 2024 г. Вторник | Время МСК: 06:04:48
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Дистанционное обучение персонала: стоит ли уходить в онлайн?



беседовал Леонид Меренковский
Источник: Журнал "Работа с персоналом"
добавлено: 26-01-2015
просмотров: 7972

Что такое системы дистанционного обучения персонала? Почему компаниям стоит обратить на них внимание именно сейчас? Каковы их плюсы и минусы? Как выбрать подходящую систему, и во сколько обойдётся её внедрение? Отвечает Анна Верба, директор компании «Актив».

О собеседнике

Анна Верба. CEO и сооснователь группы компаний «Актив». Предпринимательский стаж в IT-бизнесе более 10 лет. Эксперт в области e-learning. С 2008 года — сертифицированный бизнес-тренер.

— Анна, давайте начнём с самых азов. Что такое дистанционное обучение?

— Ответ на этот вопрос заложен в самом термине: это такое же обучение, но люди при этом находятся не в одном помещении, а где угодно — то есть на некой дистанции. Такое обучение стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Смотрите, какой интересный эффект получается: раз слушателям и лекторам теперь не нужно собираться в учебном классе, то и сотрудников можно учить прямо на рабочем месте в удобное время, гибко настраивая график и оперативно контролируя процесс обучения. Всё что требуется — это компьютер, интернет или локальная компьютерная сеть.

— Понятно. И тогда сразу второй вопрос: что такое система дистанционного обучения — СДО?

— СДО (система дистанционного обучения) — это программное обеспечение, которое и позволяет нам учиться чему-либо таким продвинутым способом. И одна из основных сфер применения СДО — это как раз корпоративное обучение персонала. Так компаниям проще организовать учебный процесс; с помощью современных систем дистанционного обучения они могут создавать электронные курсы дистанционного обучения, адаптировать их под конкретные должности и предельно быстро предоставлять материал сотрудникам. Ещё на базе СДО можно проводить вебинары, это позволяет практически полностью обойтись без аналогичных очных курсов.

Уже немало, но даже это ещё не всё. С помощью СДО можно не только обучать сотрудников, но и проверять их знания, тестировать потенциальных стажёров. В последнем случае это работает как предварительный этап отбора претендентов на должность. То есть система дистанционного обучения — это единая электронная среда для комплексного управления учебным процессом в организации.

— И вот мы плавно перешли к преимуществам, некоторые Вы уже перечислили. Что-то ещё можно добавить к этому списку?

— Преимуществ очень много, сейчас я конкретизирую наиболее важные. Чуть ранее я уже назвала возможность обучения без отрыва от работы. Как это выглядит на практике? Сотруднику достаточно зайти в свой виртуальный кабинет, где для него уже собраны все необходимые материалы: конспекты, архив видеозаписей, вебинары, тесты, задачи. Это значит, что сотрудник может работать с обучающими материалами самостоятельно, когда ему удобно, может индивидуально выстроить свой график обучения.

Далее. Существенно упрощается организация занятий. Для проведения тренингов или занятий компании обычно выделяют отдельное помещение, часто оснащают его специальным оборудованием, или, если свободной площади нет, арендуют учебный класс. Если сотрудники учатся дистанционно, эти расходы просто исчезают — потому что помещение не нужно, всё происходит в виртуальном формате.

Кстати, об экономии. Она всегда привлекательна, а по нынешним временам особенно. Компаниям по-прежнему нужно обучать персонал, но они зачастую вынуждены экономить, а использование СДО позволяет сократить бюджет на обучение примерно на 30–40 % — по сравнению с очными курсами. Причём экономия достигается не только за счёт того, что для обучения не нужно отдельное помещение. При использовании СДО ещё и полностью пропадают расходы на логистику: в каком бы филиале (местном или иногороднем) ни работал ваш сотрудник, ехать ему никуда не придётся, он будет учиться дистанционно. Вам потребуется только интернет.

— Всё это замечательно, но, как мы все отлично знаем, плюсов без минусов не бывает. Какие минусы у обучения с помощью СДО?

— К недостаткам можно отнести психологические факторы: необходимо заинтересовать людей, поддерживать их интерес к самостоятельному обучению. Для этого применяются различные мотивационные схемы — это уже вотчина HR-специалистов и руководителей, им виднее, что лучше всего стимулирует их работников, так что проблема решаемая.

И второй момент: конечно, уровень интерактивности при обучении в СДО ниже, чем на очных занятиях и тренингах: в реальном общении тренеру легче управлять интересом слушателей, удерживать фокус внимания на теме. Однако и эта проблема решается: в систему СДО можно интегрировать сервис вебинаров, а интерактивность этого формата довольно высока.

— Допустим, мы впечатлились плюсами и знаем, как работать с минусами. И вот мы хотим внедрить в компании СДО. Как выбрать подходящую систему? На что обратить внимание?

— Выбирать обычно приходится между готовым коммерческим проектом с закрытым кодом и open-source решением. Первый вариант — это в большинстве своём весьма надёжные продукты. Однако закрытый код таких систем не позволяет пользователям заниматься их доработкой. Ещё один момент, который может стать препятствием для ряда компаний: подобные разработки стоят довольно дорого, а в некоторых случаях траты и вовсе не будут единоразовыми — необходимы регулярные выплаты по лицензии.

Во втором случае система дистанционного обучения создаётся на основе бесплатных программ, которые распространяются с открытым исходным кодом. Для них, как правило, уже разработано и множество дополнительных модулей. Это значит, что ваша организация может взять за основу такую программную оболочку и просто доработать её, заточить под свои нужды. Это гораздо дешевле и решает многие задачи. Такой подход позволяет развивать систему и в дальнейшем, ведь со временем от программы могут потребоваться новые возможности.

При выборе СДО в первую очередь нужно смотреть, чтобы её функциональность соответствовала вашим потребностям. Стоит обратить внимание на поддержку SCORM — этот международный стандарт обеспечивает удобный обмен электронными курсами между разными системами дистанционного обучения. Важно, чтобы СДО была кросс-платформенной и поддерживала русский язык.

Я бы посоветовала обратить внимание на LMS Moodle. Эта система поставляется с открытым исходным кодом и соответствует всем современным стандартам качества.

— Предположим, мы сделали выбор. К каким расходам готовиться? Во сколько нашей компании обойдётся внедрение системы дистанционного обучения?

— Вот здесь дать однозначный ответ, назвать конкретную сумму, не получится. Потому что для каждой организации бюджет будет разным. Во-первых, многое зависит от той программной оболочки, на базе которой создаётся система. Во-вторых, чтобы определиться с бюджетом, нужно совместно с разработчиком составить детальное техническое задание: прописать в нём всё, что вам нужно, утвердить все параметры той системы, какая требуется именно вашей компании.

Если поставить во главу угла экономические соображения, то оптимальным вариантом, на наш взгляд, является построение СДО на основе LMS Moodle. Дело в том, что сам Moodle — сервис бесплатный, а значит, вы экономите на лицензии. При этом он ни в чём не уступает лучшим коммерческим продуктам, и его легко адаптировать под нужды конкретной организации. Ещё один плюс: систему можно запустить на серверах Linux, стало быть, нетрудно обойтись без дорогостоящего серверного программного обеспечения от Microsoft. В принципе, базовая версия Moodle уже имеет прекрасную функциональность, однако любая организация нуждается в доработке системы, её дизайна и возможностей под свою специфику.

Чтобы вы получили хотя бы общие ориентиры, приведу как пример стоимость наших работ. У компании «Актив» цены на услуги по доработке и настройке СДО на сервере составляют 20–25 $ за час работы специалистов. Обучение работе с системой и её сопровождение на первые три месяца обойдётся примерно в 180 долларов за месяц. Ещё одна возможная статья расходов — сервер, на который устанавливается система. Если компании придётся его покупать, то это обойдется примерно в 2500 долларов.

— Анна, раз уж мы заговорили о цифрах. Цифры — это хорошо, с ними как-то убедительнее. Вы не раз отмечали экономичность и выгоду такого решения. Можете обосновать это цифрами?

— Конечно, сейчас посчитаем! Больше цифр — меньше слов. Повторюсь, экономичность и окупаемость — главное преимущество СДО. Возьмём для примера финансовую отрасль. Признанные лидеры по организации очных курсов в этой области берут за свои услуги в среднем 1000–1500 $ с человека за 80-часовой курс. Допустим, вашей компании путём долгого сопоставления цены и качества удалось найти чуть дешевле. Тем не менее итоговый расход — если вам нужно обучить не одного сотрудника, а как минимум нескольких — составит тысячи долларов, а скорее всего — десятки тысяч, конкретная сумма зависит от того, как долго и кого решено обучать.

В случае с системой дистанционного обучения расходы компании складываются из стоимости внедрения программного обеспечения и затрат на разработку курсов. При этом часть учебного контента создаётся внутренними специалистами по обучению. Самое привлекательное: когда нужный курс создан, компания может использовать его сколь угодно долго, без ограничений, время от времени корректируя содержание. Если вам нужно обучить с его помощью 10, 50, 200 сотрудников — не проблема, расходы компании не вырастут с числом обучающихся, ваши траты фиксированные. И пользоваться этой системой и информацией может весь коллектив. Так что для крупных компаний, которые хотят тратить меньше, а получать больше, внедрение СДО — решение очевидное.

— Так, разобрались. Идём дальше. Вы упоминали сервис вебинаров. Не могу не спросить о них, вебинары — это сейчас мощный тренд в обучении. Как они связаны с системой дистанционного обучения?

— Помимо того что вебинары сами по себе очень удобны, они, как я уже сказала, повышают уровень интерактивности СДО — создают эффект, близкий к эффекту очного обучения, позволяя слушателю взаимодействовать с другими слушателями и ведущим. Для этого нужно интегрировать сервис вебинаров в СДО, тогда у пользователей появляется возможность на базе СДО проводить онлайн-семинары и презентации, а также создать архив вебинаров — для просмотра и изучения в будущем. Не могу не похвастать нашей разработкой, мы ей гордимся: компания «Актив» создала площадку для вебинаров webinary.biz, которая позволяет объединить технологию вебинаров с мощной функциональностью дистанционной системы обучения LMS Moodle.

— И в заключение давайте немного поговорим о вашей компании, тем более что это напрямую связано с темой. Над чем работают ваши специалисты? Чего от СДО ожидать в будущем? Каковы тренды?

— Сейчас мы сосредоточились на развитии модулей СДО, которые разработали сами в компании «Актив». Отдельно остановлюсь на развитии модуля онлайн-тестирования. HR-специалистам не приходится рассказывать о важности оценки: она нужна как на этапе подбора персонала, так и потом, когда специалисты уже работают в компании. У каждой организации есть особенности в проведении тестов и оценке их результатов. Онлайн-ассессмент — очень важный инструмент, и мы хотим создать действительно универсальное решение. В идеале оно обеспечит комплексную проверку знаний сотрудников, контроль их успеваемости в процессе обучения, а также тестирование кандидатов при приёме на работу.

Ещё одна мощная тенденция сейчас — применение геймификации. И мы не стоим в стороне, естественно. Мы хотим, чтобы компании могли с лёгкостью внедрять элементы геймификации в образовательный процесс. В первую очередь это касается разработки системы оценивания и рейтингов пользователей. Это добавит к обучению соревновательную составляющую, а соревнование помогает лучше усвоить знания. Ну и конечно, работодатель сможет при этом в реальном времени следить за успехами своих сотрудников.

— Анна, большое спасибо за подробные ответы. Успели и поговорить, и посчитать :) Удачи Вам и вашей компании.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика