27 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 00:48:17
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

400 000 000 предпринимателей



Добавлено: 2012-02-16
Просмотров: 4850

Всемирный отчет «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) за 2011 год зафиксировал рост числа предпринимателей в мире — на сегодня в 54 странах-участницах проекта их насчитывается около 400 млн. Россия по уровню предпринимательской активности оказалась в самом конце списка участвовавших в исследовании стран

Головная организация, осуществляющая проект GEM — Ассоциация исследователей, участвующих в исследовании глобального предпринимательства (GERA), ведущая исследования в 80 странах мира. Российскую часть исследования проводили представители Высшей школы экономики и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Руководил российской частью исследования 2011 года профессор ВШЭ Александр Чепуренко.

13-е ежегодное обследование раннего предпринимательства во всем мире, итоги которого были обнародованы на международной конференции GEM 19 января 2012 г. в Сан-Франциско — крупнейший проект такого рода. «Благодаря подъему предпринимательства во всем мире, сегодня в 54 экономиках, которые были предметом изучения, насчитывается около 400 млн. предпринимателей, только начинающих или владеющих уже действующими бизнесами», - заявила ведущий автор отчета Донна Келли, доцент предпринимательства Бэбсон-колледжа (США). Рост числа предпринимателей означает создание миллионов новых рабочих мест. Общая предпринимательская активность (TEA) существенно возросла в 2010-2011 годах во многих экономиках и на всех этапах жизненного цикла предпринимательских фирм — на уровне нарождающихся, развивающихся и зрелых фирм.

«Еще лучшей новостью является то, что свыше 140 млн из них рассчитывают в ближайшие 5 лет создать не менее 5 новых рабочих мест. Эти данные и проектировки роста свидетельствуют, что предпринимательская активность во всем мире растет и что именно предпринимательство в качестве мотора экономического роста является лучшей гарантией оживления ослабевшей мировой экономики», - подчеркнула Келли.

Фазы предпринимательства: от ранней стадии до выхода из бизнеса

Общая предпринимательская активность (TEA) существенно возросла в 2010-2011 годах во многих экономиках и на всех этапах жизненного цикла предпринимательских фирм — на уровне нарождающихся, развивающихся и зрелых фирм. Фактически TEA рос темпом 25 % в 16 развивающихся экономиках – таких, как Китай, Аргентина и Чили.

  • 20 развитых экономик продемонстрировали в среднем около 22 % роста TEA за два последних года. США и Австралия продемонстрировали значительный рост в 2011 году по сравнению с и без того высокими темпами роста TEA в 2010 году.
  • Намерение открыть свое дело демонстрируют прежде всего жители развивающихся экономик. Люди в этих странах чаще всего связывают с предпринимательством новые возможности и верят в свои способности. Они также считают предпринимательство уважаемым занятием. Намерения начать свой бизнес высоки также в некоторых среднеразвитых странах — Китае, Чили и Бразилии. Однако эти показатели тем ниже, чем выше уровень экономического развития страны. Россия и ОАЭ обнаруживают самые низкие уровни предпринимательской активности среди всех участвовавших в исследовании стран.
  • Свыше 50 % предпринимателей в развивающихся экономиках, которые прекратили занятия бизнесом, сделали это по причине негативных результатов, главным образом – из-за недостаточной прибыльности или сложностей с финансированием. Предприниматели в развитых экономиках чаще упоминали в качестве причины выхода из бизнеса положительные причины ─ выход на пенсию, удачная продажа или открытие новых, более привлекательных возможностей.

Профиль предпринимателей и их бизнесов

GEM содержит результаты интервью с более чем 140 тыс. взрослых в 54 странах всего мира, принадлежащих к разным географическим зонам и отличающихся разным уровнем экономического развития. По оценкам GEM, среди предпринимателей, которые начали или продолжали вести бизнес в 2011 году:

  • 163 млн ранних предпринимателей - женщин
  • 165 млн – молодые люди (от 18 до 25 лет)
  • 69 млн. ранних предпринимателей производят инновационные товары или услуги
  • 18 млн продают 25 % своей продукции на мировом рынке

Лишь 8 из 54 экономик ─ Панама, Венесуэла, Ямайка, Гватемала, Бразилия, Таиланд, Швейцария и Сингапур ─ отличаются равным участием мужчин и женщин в предпринимательстве. Все остальные демонстрируют более низкий уровень участия женщин, причем некоторые – в пропорции 1:10 (Пакистан).

Ранние предприниматели чаще всего отличаются молодым или средним возрастом (25-44 лет), хотя во многих развивающихся экономиках наблюдается к еще большему омоложению предпринимательства. С другой стороны, в Швейцарии и Японии преобладают более старшие возрасты (44-54 лет).

Бизнес, ориентированный на конечных потребителей и производство, преобладает на стадиях возникновения и развития предпринимательства. По сравнению с предпринимателями в развивающихся экономиках, в развитых странах предприниматели в 4 раза чаще вовлечены в интеллектоемкие виды бизнес-услуг.

Оценка воздействия создаваемых предпринимателями рабочих мест на национальные экономики показывает, что, хотя в развитых экономиках предпринимателей меньше, они чаще обнаруживают намерение к росту. Среди развивающихся экономик Китай, Чили, Перу, Южная Африка и Польша обнаруживают высокие доли предпринимателей с инновационными продуктами и услугами. На уровне устоявшегося бизнеса Дания, хотя в этой стране сравнительно низкий уровень TEA, демонстрирует высокую долю инновационного бизнеса. В среднем доля предпринимателей с инновационными продуктами и услугами растет с повышением уровня экономического развития.

Интернационализация также возрастает с ростом уровня экономического развития; меньше предпринимателей в развивающихся экономиках предлагают свои товары и услуги на международных рынках. Такие страны, как Бразилия, Китай, Аргентина и Россия, обладающие большими территориями и значительным населением, имеют более низкий уровень интернационализации. 

Рамочные условия для предпринимательства

GEM, как обычно, провел интервью с национальными экспертами о рамочных условиях предпринимательской активности в их странах — от уровня образования до экономической политики на внутреннем рынке и инфраструктуры, — которые могут способствовать здоровому развитию предпринимательства.

«Не удивительно, что мы находим различия в условиях для предпринимательства между разными странами, - отметил соавтор доклада Славица Зингер из Хорватии. - Образование, динамика внутреннего рынка, культурные и социальные нормы относительно предпринимательства получили самые высокие оценки в развивающихся странах. Правительственные программы, передача технологий, финансовая и национальная политика в отношении предпринимательства более высоко оцениваются в инновационных экономиках, но более низко — в странах с развивающимися экономиками».

Активность предпринимателей, работающих по найму

Предпринимателей из числа наемных работников – т.е. тех, кто создает и развивает бизнес-идеи в рамках своих организаций – чаще можно встретить в развитых экономиках. Они вынашивают и реализуют идеи по созданию новых товаров или услуг, или создают новые бизнес-единицы, которые становятся новыми организациями, или дочками фирм их основного работодателя.

Удивительно, но предприниматели из числа наемных работников чаще встречаются в странах с развитой рыночной экономикой и низкими значениями TEA — Дании, Бельгии и Швеции, а также в странах с высокими показателями TEA - США, Австралии и Нидерландах.

«Предприниматели не только вовлечены в старт-апы, - сказала Келли. - Предпринимателей различного рода можно найти во всех экономиках мира – в устоявшихся компаниях и организациях, семейном бизнесе, неприбыльных организациях, франчайзинговых фирмах и т.д.»

Политические выводы

«Политические рекомендации, направленные на повышение гибкости использования труда, коммуникаций и открытости рынка, снижение бюрократии и формальностей способствуют созданию более дружественного для предпринимательства климата», - отметил еще один соавтор отчета, Майк Харрингтон, директор центра инноваций и предпринимательства университета Кейптаун (Южная Африка). - «Культуры, которые нацелены скорее на упорный труд и креативность, чем на использование политических связей, более созвучны развитию предпринимательства. Правительства, следящие за тем, чтобы политические интересы не доминировали над экономическими побуждениями, также вносят более конструктивный вклад в создание условий, при которых предпринимательство может расти и процветать. Эти выводы особенно важны для многих развивающихся стран».

«Чтобы разбудить энергию для положительных изменений, общества должны понимать, что предпринимательство — не героический акт немногих, а нормальная деятельность очень многих индивидуумов, которые могут свободно следовать своим склонностям в дружественном институциональном и культурном контексте», - добавляет Зингер.

Россия на предпринимательской карте мира

«К сожалению, и в 2011 г. данные, полученные в ходе опроса 7,5 тысяч представителей взрослого населения в России по репрезентативной выборке, свидетельствуют, что наша страна драматически отстает по уровню предпринимательской активности не только от всех остальных стран БРИКС, но и от большинства стран Восточной Европы», - отметил профессор ВШЭ Александр Чепуренко, руководитель российской части проекта в 2011 г.

Дело не только в самом низком уровне раннего предпринимательства среди 54 стран-участниц проекта (4,3%, следующие на этой шкале — Малайзия с 4,9% и Венгрия с 6,3%), но и в высоком уровне пессимизма в отношении возможности позитивных изменений условий для развития предпринимательства в регионе их проживания в ближайшем будущем. На этом фоне вполне понятно, что по уровню прироста предпринимательской активности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Россия опять-таки оказалась последней среди группы среднеразвитых стран с показателем +5%.

«Чуть больше надежд вселяют данные относительно качественной структуры предпринимательского слоя в нашей стране. Это выражается в достаточно высокой доле так называемых добровольных предпринимателей, нацеленных на самореализацию: 42% — в противовес 27% «вынужденных» предпринимателей, не от хорошей жизни вынужденных начинать свое дело. Доля добровольных предпринимателей в России в значениях на уровне средних или чуть выше средних по соответствующей группе стран по таким показателям, как «доля нацеленных на рост» и «инновационное развитие предпринимателей», - добавляет Чепуренко, замечая, что почти по всем этим параметрам Россия опережает Китай и другие страны из группы БРИКС.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.207 сек.
Яндекс.Метрика