Изменение – это не цель, а следствие коучинга.Источник: Психология и бизнес онлайн Интервью с Яном Ардуи, признанным европейским мастером в области executive коучинга. - Расскажите немножко о себе и своем бэкграунде. Я начал свою карьеру как гештальттерапевт. Но по мере своей работы, я заметил, что мой личный фокус больше на качествах людей, а не на их проблемах. Я всегда стремился ценить то, что есть у человека, те личные качества, которые у него есть, вместо того, чтобы фокусироваться на решении его проблем. Затем я получил свою специализацию в НЛП. И для меня НЛП – это модель, которая очень связана с базовыми пресуппозициями коучинга, а именно: изыскивать ресурсы в людях и делать их доступными с точки зрения целей, которые люди перед собой ставят. Если говорить об эволюции моего пути в коучинге, то начался он 18 лет назад, когда я был впервые приглашен в страховую компанию для работы коучем. Меня попросили провести коучинг с финансовым директором компании, которого они собирались уволить. Ему дали последний шанс пройти 3 сессии коучинга. И я принял этот запрос. И результат был успешным и для компании и для человека. Компания сохранила для себя ценного специалиста. И этот человек изменил свое отношение к коллегам и директору компании. Сотрудничество с ним хотели прекратить из-за того, что с ним постоянно возникали проблемы в коммуникации. Он часто повышал голос, кричал, был абсолютно закрыт для другого мнения, с ним невозможно было общаться. А после нашей работы он коренным образом поменялся, стал более открытым к критике, к другой точке зрения, сам стал идти на контакт, задавать вопросы, проявлять искренний интерес. Это был мой первый опыт в коучинге и, честно говоря, я был очень удивлен. После этой работы, я потратил много времени, чтобы проанализировать, что же произошло, потому что я работал чисто интуитивно! И вот в этих размышлениях как раз и был источник вдохновения практически для всего коучинга, который я в последствии проводил. Я работаю с генеральными директорами компаний. Область моих интересов связана с тем, как максимально использовать потенциал человека. - А что именно Вы привнесли от себя в коучинг? 3 главные элемента: - Как долго Вы обучаете коучингу в Европе? 12 лет назад я начал преподавать полный коучинговый курс во Франции, Марокко, Италии и Бельгии. - С Вашей точки зрения, зачем людям нужны навыки коучинга? Коучинг имеет дело с тем, как от людей взять самое лучшее, что у них есть. А если мы посмотрим на то, как складываются отношения между людьми, то мы можем увидеть противоположное – люди берут только самое худшее друг от друга. И для меня вопрос – зачем людям нужны коучинговые навыки - связан с тем, как люди могут наиболее эффективно брать лучшее друг у друга. - Какие рабочие пресуппозиции в Вашем коучинге по поводу клиента и коуча? 4 основные пункта: - Каковы ключевые элементы Вашего коучинга? Есть 3 основные процесса, которые происходят в моем коучинге: 2 – мы уходим глубже в то, что присутствует. И углубление в то, что присутствует, связано с нахождением связей или связанности. Эти взаимосвязи лежат как бы позади того, что человек делает в жизни. Это нахождение организующего принципа, который лежит за всем, что человек делает, и как он делает. Организующий принцип отражает глубокую связь между неудачами и успехами человека или большей системы, например, команды или организации. И успехи и неудачи человека и любой системы, глубинно связаны между собой. Углубление в то, что присутствует – делает возможным понять и признать глубинные динамики, которые делают человека успешным или неуспешным в различных областях. И вот это углубление в то, что присутствует – это подготовка к следующему шагу. Это 3 главные процесса, через которые мы проходим в любом коучинге. - Что обозначает термин «организующий принцип»? Это источник нашего мастерства, наших неудач, наших проблем, нашего научения и наших мотиваций, желаний и тд. - Как соприкосновение с организующим принципом поможет решить проблемы людей? В моем коучинге есть очень ясное и глубокое предположение – люди готовы меняться только тогда, когда они могут признать то, что есть сейчас. Люди готовы меняться тогда, когда потребность, нужность, должность изменений отпадает. - Коучи в организациях часто сталкиваются с ситуациями, что человек не сам приходит, а его присылают на коучинг. Как Вы работаете в этом случае? Когда человека присылают на коучинг с тем, что с ним что-то не так, то здесь необходимо найти ту задачу или ту проблемку, с которой сталкивается именно человек, который сидит перед тобой. Предположим, что начальник отправляет человека с такой формулировкой, что человек не умеет общаться. А человек говорит, что он очень хорошо общается. И как коуч, вы не можете себя поставить между этими различными точками зрения, но что важно здесь – это найти то, что клиент для себя считает важным понять или разрешить. Потому что иначе коучинг будет невозможен. Если вы не найдете с чем работать именно от клиента. И мой опыт показывает, что всегда есть возможность выйти на ситуацию «выигрыш-выигрыш». И исходя из данного примера – можно всегда найти возможность для улучшения своих коммуникационных навыков – никто не идеален в коммуникации, но я бы хотел идти от человека, и от его проблем, или задач, которые он хотел бы развить в общении.А потом соединил бы это с тем запросом, который я получил от начальника или коллег. Пример: отправляют человека с тем, что он не умеет делегировать полномочия. И есть очень важное правило в отношении коучинга. В начале мы заключаем контракт. И контракт подписывает и клиент, и компания, которая оплачивает этот контракт. И компания должна быть согласна с целями на коучинг, но также и клиент должен быть согласен. Это должна быть ситуация «выигрыш-выигрыш». С того момента, как это соглашение подписано между компанией, клиентом и коучем, коуч работает с клиентом, а не с компанией, и в конце концов, когда мы описываем результаты, компания снова включается в процесс оценивания. - Каковы на Ваш взгляд основные компетенции коуча? - уметь слушать - С Вашей точки зрения, каково будущее коучинга в организации? В течение следующих 10 лет запрос и на индивидуальный коучинг, и на коучинг команд будет только увеличиваться. Также будет увеличиваться число людей, которые, работая с персоналом внутри компании, интегрируют в себе много коучинговых умений. Но для сложных ситуаций и для топов всегда будут нужны внешние коучи. - Каковы Ваши ожидания от курса коучинга, который Вы будете вести в России? Мои ожидания от курса коучинга в России – мы будем работать в лучшей коучинговой традиции, учась всему лучшему друг у друга. Умение проводить коучинг это невероятно обогащающий процесс. Есть цитата у Вольтера, который говорит, что признание – это волшебная вещь. То, что совершенно в другом человеке, также становится совершенным в тебе! И это для меня очень связано с процессом коучинга, так как коучи будут следовать за совершенством другого человека, будут его признавать, ценить, и это каким-то образом обогатит и их самих. В этом курсе люди получат захватывающие инсайты, которые привнесут новое измерение в поле коучинга. У меня есть мой студент в Италии, который к прохождению моего курса коучинга уже имел большой опыт работы в компании, как коуч, и он мне сказал, что эта такая модель коучинга, которую Стив Джобс очень оценил бы в своей работе. Мы работаем с ресурсами. Мы утилизируем то, что есть. Мы не решаем глубокие психологические проблемы. В нашем коучинге есть возможность для глубинной трансформации, которая является эффектом или следствием, но не целью. А цель – это глубинная утилизация для того, чтобы человек был более центрированным с тем, кто он есть и что он делает. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011512
|