1 мая 2024 г. Среда | Время МСК: 22:04:06
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Послушание и терпение



Дмитрий Крылов
Источник: OPEC
добавлено: 20-07-2009
просмотров: 5507
Высокие темпы безработицы – это индикатор проблем в экономике и следствие особого социального устройства российских компаний. Таков вывод исследования, построенного на анкетном опросе 2550 работников низшего и среднего звена 80 компаний в 15 отраслях российской экономики.

Число безработных в России составило 9,5% экономически активного населения. Таких показателей российские власти ждали к концу года, но получили их уже в 1 квартале 2009 г. Согласно критериям Международной организации труда (МОТ), более 7,1 млн россиян остаются без работы, сообщает Росстат. Как показывают исследования, проведенные до развития кризиса, российские работники лояльны руководству и спокойно относятся к нарушению своих прав, закрепленных в Трудовом кодексе. Поэтому их было легко нанять во время экономического бума, а сейчас — уволить.

Лояльны и безмолвны

Эти выводы основываются в том числе и на анкетном опросе 2550 работников низшего и среднего звена 80 компаний из 15 отраслей российской экономики. Исследование было проведено в 9 регионах России под руководством экс-декана факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Азера Эфендиева.

Оно показало, что верность, послушание и личная симпатия к начальству, а не профессионализм или трудовые достижения определяют место сотрудника в организации и возможности карьерного роста — так считает половина опрошенных работников. Такое восприятие влияет не только на производительность труда, которая по оценкам McKensey составляет не более трети от производительности труда американских работников, но и на стратегии поведения белых и синих воротничков.

Поэтому каждые 2 из 5 терпят и безмолвствуют, если начальство нарушает или игнорирует его права. Почти столько же сотрудников российских компаний терпит фамильярное обращение к себе. "Нововведения, изменяющие трудовой процесс, обсуждаются только с 17% сотрудников компании низшего и среднего звена, — рассказала профессор кафедры управления человеческими ресурсами Евгения Балабанова. — А ведь им предстоит работать в организации по тем правилам, которые начальство принимает единолично. Поэтому половина из этих 17% автоматически соглашается со всеми решениями руководства".

Процент тех, кто лично вносил предложения, впоследствии учтенные начальством в работе компании, находится в рамках статистической погрешности: 4% — для рабочих низшего звена и 8% — для среднего. В то же время по мнению самих руководителей компаний, подчиненные активно принимают участие в жизни организации: половина опрошенных начальников считает, что привлекала подопечных к обсуждению нововведений, а 29% руководителей верят, что их подчиненные вносили предложения и были услышаны.

Исследователи из ГУ-ВШЭ утверждают: чтобы принимать хоть какое-то участие в управлении российскими организациями, нужно занимать позиции, не ниже среднего. Понимая свою ценность для руководства, такие работники чувствуют себя партнерами в своих организациях.

Рабочий авторитаризм

Выключены из процесса принятия решений работники промышленных предприятий, составляют самый низкооплачиваемый и неконкурентоспособный тип работников. Таких увольняют первыми. В выборке исследования их оказалось 50%. "Это самые социально незащищенный тип работников. Их зависимость от мнения начальства и заменимость открывает большой простор для работодателя. Поэтому им часто навязывают неудобные правила поведения и игнорируют их интересы. Мы обнаружили статистически значимую связь между местом в организационной иерархии, уровнем оплаты труда и чувством подавленности работника", — констатирует профессор Евгения Балабанова.

"Чтобы понимать, каким образом функционирует то или иное предприятие, недостаточно уделять внимание его технологическим особенностям функционирования, — уверен Азер Эфендиев. — Нужно принимать во внимание социокультурные факторы, определяющие поведение сотрудников на рабочем месте". Так, большинство руководителей согласны с тем, что на фирме должна царствовать демократическая атмосфера, в которой большинство сотрудников компании принимает решение при учете интересов меньшинства. Однако на практике управленцы в российских компаниях оказываются авторитарными лидерами.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика