26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:30:13
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Электронный документооборот: ЗА и ПРОТИВ. «Советы бывалых»



Марина Тарасова, Руководитель организационно¬административной службы, ЗАО «НК Руснефтехим»
Источник: Журнал "Секретарское дело"
добавлено: 25-02-2010
просмотров: 8421
Российский рынок системы электронного документооборота достаточно молод, ему только минуло 10 лет. Его появление и столь успешное, пожалуй, даже бурное развитие обусловлено быстрым ростом потоков информации, а, следовательно, и увеличением потока документооборота, неэффективность функционирования которого за счет обмена документами на бумажных носителях была доказана практикой.

Рост IT­технологий, повсеместная компьютеризация, всеобщая компьютерная грамотность позволили задуматься о переходе на принципиально новые методы управления. Несмотря на существенное отставание России от западных компаний в этом вопросе, ежегодные темпы роста российского рынка СЭД, по мнению аналитиков, составляют не менее 30 %. Однако рынок СЭД продолжает оставаться не насыщенным, ожидается, что темпы роста рынка СЭД в ближайшие годы сохранятся. Принятие закона об электронной цифровой подписи создало правовую основу для повсеместного распространения СЭД. Можно считать, что основы российского рынка управления документооборотом сформированы. Сегодня крупнейшим заказчиком СЭД и главным его потребителем являются государственные органы, нефтяные компании и банки.

Отставание российских компаний в части распространения СЭД, по моему мнению, связано прежде всего со стоимостью, составляющей от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких сотен, обременительной для огромного ряда компаний мелкого и среднего бизнеса. При планировании внедрения СЭД необходимо учитывать расходы не только на внедрение, но и на дальнейшее сопровождение программного продукта. Сложность поставленной задачи идет вразрез с финансовыми возможностями компаний мелкого и среднего бизнеса, которым нужны недорогие системы. Итак, первым неоспоримым фактом, создающим определенные сложности на пути внедрения системы электронного документооборота, является более чем серьезная материальная составляющая.

Кроме того, доминанта бумажного документооборота в России в большинстве случаев объясняется сложностями технического характера. Как таковых технических сложностей со стороны разработчиков СЭД на этапе внедрения пилотного проекта в компаниях мелкого и среднего бизнеса не должно возникать вообще, т. к. разработчик всегда готов к плодотворному взаимовыгодному сотрудничеству, введению усовершенствований, удовлетворению пожеланий заказчика. Возможны практически любые доработки в зависимости от направлений бизнеса, видения заказчиком проблемы, вносимых им предложений.

Возникают скорее трудности иного порядка – вопрос организационно­технической подготовленности компаний к внедрению СЭД. Здесь важным моментом является наличие или отсутствие мощных функционально пригодных серверов, техническая оснащенность современными персональными компьютерами, дополнительной техникой – сканерами, принтерами и т. п., уровень построения локальных и (или) корпоративных сетей; возможность организации новых рабочих мест для новых участков работ; необходимость в аттестации персонала и повышении квалификации сотрудников. Обычно решение этих вопросов влечет за собой очередные финансовые затруднения.

Серьезным камнем преткновения является человеческий фактор. Эффективность СЭД, которая напрямую зависит от степени «охвата» всех подразделений, рабочих мест, сотрудников, может быть сведена на нет консерватизмом некоторых категорий работников. Это касается прежде всего людей старшего поколения. Чаще данной реакции подвержены ввиду сложностей скорее психологического характера, определенного неприятия нововведений, нежелания учиться чему­то, осваивать новые компьютерные программы. Следует заметить, что эти «фобии», обусловленные боязнью не справиться, не осилить, а в результате оказаться «за бортом», не имеют под собой никаких оснований.

Понятно, что в одночасье эту проблему не решить, потребуются определенные, иногда волевые, усилия, а главное – время. Большую помощь в убеждении противников внедрения СЭД оказывают не только обучающие курсы, предметно доказывающие преимущества электронного документооборота, но и новаторы­энтузиасты, осознающие открывающиеся весьма реальные перспективы. Очень важно еще на этапах подготовки к внедрению пилотного проекта выявить этих людей, сделать их активными сторонниками, подключить к предстоящей серьезной работе.

Практика показывает, что пожилые люди, поставленные перед выбором повышения квалификации или увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности, весьма активно включаются в процесс обучения. Более того, несмотря на то, что их обучение характеризуется более длительными временными и трудовыми затратами, в итоге качество работы данной категории специалистов вполне удовлетворительно.

С проблемой подобного рода мне приходилось сталкиваться неоднократно. Могу сказать, что профессиональная работа в СЭД сотрудника, который в силу возрастных особенностей еще несколько месяцев назад не имел представления о компьютерах, не только поднимает его авторитет в глазах коллег, но и повышает самооценку, а как результат, и самоотдачу.

Кроме того, существует еще одна грань человеческого фактора в виде отдельных представителей руководящего состава. Если в первом случае при необходимости весьма действенным может оказаться директивный метод воздействия на сотрудников, то в случае с консервативно настроенным руководством приходится действовать с большой долей осторожности, применяя методы убеждения и индивидуального подхода. В этом случае на помощь приходят секретари и помощники, обычно адекватно реагирующие на нововведения, принимающие на себя первый удар. Постепенно и руководители включаются в круг пользователей СЭД. Начиная с несложных операций, например пользования личным почтовым ящиком, позже начинают действовать с определенной долей активности, постепенно расширяя круг своих навыков по освоению и использованию программного продукта.

Подробнее читайте в печатной версии журнала "Секретарское дело"!

 
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика