24 марта 2017 г. Пятница | Время МСК: 17:13:50
Карта сайта
 

Использование финансового анализа для управления компанией



Игорь Кубышкин, директор по консалтингу Департамента управленческого консалтинга компании IBS
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 13-04-2005
просмотров: 26915

Финансовый анализ позволяет не только оценить финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

Цели финансового анализа

Финансовый анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рын­ка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:

  • реструктуризации. В процессе выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы необходимо оценивать такие показатели их текущей деятельности, как размеры дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность, оборачиваемость материальных запасов, производительность труда и т. д. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе компании;
  • оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет на значить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;
  • получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;
  • выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности. Например, по российскому законодательству в проспекте эмиссии ценных бумаг компании необходимо указывать степень покрытия платежей по обслуживанию долгов, уровень просроченной задолженности, оборачиваемость чистых активов, долю налога на
    прибыль в прибыли до налогообложения и т. д.1

Финансовый анализ может проводиться для сравнения собственной компании с другой (бенчмаркинг). Для проведения разовых оценок финансового состояния предприятия имеет смысл привлекать профессиональных оценщиков и аудиторов. Это позволит повысить надежность оценки в глазах третьих лиц.

В оперативной деятельности финансовый анализ используется для:

  • оценки финансового состояния компании;
  • установления ограничений при формировании планов и бюджетов. Например, можно ограничить ликвидность компании (указать, что она должна быть не ниже определенного уровня), оборачиваемость запасов, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлечения капитала и т. д. Во многих компаниях существует практика установления лимитов для филиалов и дочерних предприятий на основе таких показателей, как рентабельность, себестоимость продукции, отдача на инвестиции и т. д.;
  • оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.

Личный опыт

Андрей Кривенко, финансовый директор ГК «Агама» (Москва)

Наша компания занимается дистрибуцией продук­тов глубокой заморозки. На этом рынке одними из основных инструментов управления объемами продаж являются регулирование сроков дебиторской задолженности и согласование скидок с покупателями, поэтому управление финансовым состоянием компании становится насущной потребностью. Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов. Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: ВДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов. Горизонтальный анализ проводится по статьям в разрезах центров ответственности (ЦО) ежемесячно. На первом этапе определяются доля тех или иных статей расходов в общей сумме расходов ЦО и соответствие этой доли установленным нормативам. Затем расходы, которые можно отнести к пе­ременным, сравниваются с объемом продаж. Пос­ле этого значения обоих показателей сравниваются с их значениями за предыдущие периоды. Компания растет примерно на 40-50% в год, и анализировать показатели двух- и трехгодичной дав­ности бессмысленно, поэтому обычно оценивает­ся информация максимум годовой давности с учетом роста бизнеса. Параллельно проверяется соответствие фактических показателей помесячного бюджета плановым показателям годового. Финансовый анализ используется и для определения ориентиров развития компании. Например, ли­квидность и рентабельность бизнеса при составле­ нии оперативных бюджетов доходов и расходов являются заданными величинами. При утверждении годового бюджета за основной показатель принимается эффективность использования оборотного капитала.

Финансовый анализ - это инструмент, необходимый для достижения стратегических целей компа­нии и выполнения ее миссии. Помимо финансово­го анализа мы оцениваем внешнюю среду, наблюдаем за развитием торговых сетей и в соответствии с этим строим политику продаж.

Терминология

Многие источники определяют финансовый анализ как метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. В учебнике В. Ковалёва «Финан­совый анализ: методы и процедуры» (М.: Финансы и статистика, 2002) финансовый анализ определя­ется как «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера». Более полное определение этого термина приведено в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой, М.: Финансы и статистика, 2004): «Финансовый анализ - совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу». Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами - анализ доходности и рисков предприятия.

Чем жестче операционный цикл компании (промежуток времени между приобретением ресурсов, используемых в процессе производства, и обращением готовой продукции в денежные средства. - Примеч. редакции), тем больше внимания должно уделяться финансовому анализу, так как он является одним из основных средств ежедневного управления и контроля платежеспособности бизнеса. К та­ ким компаниям относятся, например, банки, страховые и торговые компании с высокой оборачиваемостью товара. Большинству же производственных и торговых компаний достаточно отслеживать финансовые коэффициенты время от времени, как правило, раз в месяц или даже раз в квартал в зависимости от периодичности подготовки отчетности.

Выбор анализируемых показателей

Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализиро­ вать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

Личный опыт

Екатерина Кадырова, финансовый директор медицинского центра «АСК-Мед» (Екатеринбург)

Мы анализируем различные показатели с опреде­ленной периодичностью в соответствии с потребностями менеджмента и требованиями бизнеса. Финансовый цикл (период оборота средств, равный интервалу между притоком и оттоком оборотного капитала. - Примеч. редакции) у компании продолжительный. Дорогостоящие реактивы для диагно­стики закупаются за границей, и при неиспользовании того или иного реактива в производстве он просто пропадает - продать или пустить его на другие процессы нельзя. Кредитные ресурсы компания практически не использует, поэтому грамотная политика в отношении дебиторов и кредиторов помогает обеспечить деятельность компании за счет оборотных средств. В связи с этим мы очень вни­мательны к показателям, характеризующим дебиторскую и кредиторскую задолженности, но не рассчитываем, например, коэффициенты ликвидности и эффективность использования заемного капитала.

Периодичность проведения финансового анализа зависит от требований топ-менедж­ мента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией. Компании с развитой информационной поддержкой бизнеса имеют возможность отслеживать финансовые показатели ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно. Так, по информации журна­ла Economist, в компании General Electric менеджеры могут отслеживать изменения показателей, за которые они отвечают, в течение рабочего дня.

Личный опыт

Андрей Черепанов, заместитель финансового директора компании «Фосагро» (Москва)

Годовой бюджет в нашей компании составляется в поквартальном разрезе. Система управленческого учета у нас основана на тех же данных, что и бухгалтерский учет, исходя из принципа однократности ввода информации, который используется в боль шинстве информационных систем. Основной пока­ затель, с помощью которого определяется эффек- тивность деятельности компании, - рентабельность продаж - рассчитывается также поквартально.

Количество финансовых показателей, которые можно использовать при оценке оперативной деятельности компании, достигает 200, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользо­вателей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают области финансовой деятельности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность их работы. Например, для компаний, стремящихся выйти на рынок капитала, важно отслеживать показатель EBITDA (прибыль за вычетом налогов и амортизационных отчислений). А для предприятий, активно использующих заемный капитал, актуальны показатели ликвидности, коэффициенты эффективности использования собственного и заемного капиталов.

Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные компании) предъявляют список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют регулярно их рассчитывать. Компании с развитым финансовым управлением вычисляют размер EVA, однако пока этот показатель не очень популярен среди российских предприятий, так как подра­ зумевает достаточно сложный расчет стоимости капитала и ставок дисконтирования.

В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях (как крупных, так и небольших по объемам добычи) применяются как общие показатели ОРЕХ (операционные затраты на добычу) и САРЕХ (сумма капиталь­ ных вложений в каждый проект), так и эти же показатели в расчете на баррель добываемой нефти за период. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логи- стические затраты, приходящиеся на конкретные товары. Наиболее типичные показатели, используемые практически во всех отраслях реального сектора экономики, приведены в таблице на с. 20.

Автоматизация финансового анализа

Дмитрий Рябых, генеральный директор ООО «Альт- Инвест» (Москва)

Компании, применяющие финансовый анализ в качестве инструмента оперативного управления, обычно используют для этого возможности автоматизированных систем управленческого учета или же наборы файлов Excel. Это объясняется тем, что анализ в компании проводится на основе информации упра­вленческого учета, которая не нуждается в корректировке и изначально более подробна, чем документы бухгалтерской отчетности. Но существуют и специализированные программы для финансового анализа. К числу наиболее распространенных из них относятся Audit Expert (Expert Systems), «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК АФСП» («ИНЭК»), «Альт-финансы» («Альт»). Кроме того, на рынке присутствует еще несколько десятков систем локальных производителей, а также приложения для финансового анализа серийных программ (например, «1С:Фи- нансовый анализ»). Специализированные программы используют компании, которым необходимо анали­ зировать финансовое состояние предприятий, опираясь на данные официальной отчетности, то есть на отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и не­которые другие документы, например статистическую форму 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Обычно это банки, холдинги, инвестиционные компании и представители инвесторов, аудиторы. Реже ими пользуются сами предприятия, желающие понять, как выгля­ дит их отчетность со стороны, или рассматривающие предложения о покупке других видов бизнеса. Стоимость таких систем составляет в среднем 500-1000 долл. США за одно рабочее место.

Личный опыт

Финансовый директор одного из международных холдингов

Мы используем показатели EBITDA, соотношение активы/собственный капитал, показатель срочной ликвидности, отношение заемного капитала к вне оборотным активам. Такая структура коэффициен­тов сложилась исторически: EBITDA характеризу­ет операционную деятельность, а отношение заемных средств к внеоборотным активам показывает, насколько успешно используется заемный капитал. Ликвидность для нас очень важна, так как компания активно пользуется заемным капиталом. Кроме того, специфика деятельности компании обязывает постоянно иметь достаточное количество ликвид ных активов. Указанные показатели рассчитывают ся ежемесячно после закрытия управленческой отчетности. К тому же, ежегодно в компании проводится горизонтальный анализ для расчета стру­ктуры издержек и доли издержек в выручке. Для EBITDA и затрат (в процентном отношении к выручке) при годовом планировании устанавливаются нормативные значения. Для остальных пока­зателей нормативов нет, поскольку они в большей степени являются индикаторами эффективного использования ресурсов. Кроме того, холдинг — международный и, например, показатели использова- ния кредитных ресурсов в разных странах могут значительно различаться. Так, где-то отношение заем­ного капитала к активам может достигать единицы из-за более мягких условий кредитования, в другой стране этот показатель может быть значительно ниже, так как там банки не кредитуют наш бизнес. При анализе сделок по покупке или продаже компании набор анализируемых показателей несколько иной. Такие операции в холдинге рассматриваются как бизнес-проекты с соответствующим набором показателей: NPV, IRR и др., то есть оценивается соотношение цены активов и стоимости, которую они могут генерировать.

Екатерина Кадырова

Мы анализируем главным образом абсолютные показатели. Основными показателями эффективности деятельности центров доходов являются маржинальный доход, рентабельность продаж, объем продаж и выручки. Также отслеживаются размеры дебиторский и кредиторской задолженностей и доли и их об щей сумме основных дебиторов и кредиторов ком­пании, сроки задолженности, оборачиваемость, частота и продолжительность задержек платежей. Рентабельность продаж и маржинальный доход по центрам ответственности определяются раз в месяц. Кроме того, анализируются структура затрат и соотношение статей и динамике (проводятся горизонтальный и вертикальный анализ отчетности).

Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и сроки я оце­ниваю еженедельно. По окончании месяца отчет по дебиторам и кредиторам представляется генеральному директору. Что касается маржинального дохода, то финансовая служба рассчитывает его ежемесячно, а генеральному директору информация предоставляется ежеквартально и по итогам года.

Таблица Финансовые показатели, используемые для управления предприятием
(периодичность расчета - квартал / год)

Показатели

Алгоритм расчета

Ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)

Коэффициент промежуточной ликвидности

Отношение наиболее ликвидных активов компании и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам

Коэффициент абсолютной ликвидности

Отношение наиболее ликвидных активов компании к краткосрочным обязательствам

Финансовой устойчивости

Коэффициент общей платежеспособности (доля собственных источников финансирования активов)

Отношение величины акционерного капитала к суммарным активам

Коэффициент автономии

Отношение собственных средств к общей сумме активов

Коэффициент финансовой зависимости

Соотношение заемного и собственного капиталов

Доля собственных источников финансирования оборотных активов

Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) к оборотным активам

Коэффициент покрытия процентных выплат

Отношение операционной прибыли к расходам на выплату процентов

Эффективности основной деятельности

Прибыльность продаж

Отношение прибыли от реализации к выручке от реализации

Рентабельность продукции

Отношение прибыли от реализации к затратам на производство и реализацию

Эффективности использования капитала

Рентабельность активов, ROA

Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов

Рентабельность инвестированного капитала, ROIC

Отношение величины прибыли до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой, к сумме заемного и собственного капиталов

Рентабельность оборотного капитала

Отношение чистой прибыли к текущим активам

Рентабельность собственного капитала, ROE

Отношение чистой прибыли к собственному капиталу

Деловой активности

Коэффициент фондоотдачи

Отношение выручки от реализации к средней стоимости внеобо ротных активов за период

Коэффициент оборачиваемости всех активов

Отношение выручки от реализации продукции к средней стоимости активов за период

Коэффициент оборачиваемости запасов

Отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

Отношение выручки к средней величине оборотного капитала эа период

Несмотря на то что финансовые показатели действительно являются индикаторами общего состояния компании, ограничиваться только их анализом ошибочно. К примеру, менеджеры компании Xerox долгое время отслеживали только финансы, что привело к многократному падению продаж Xerox в конце 70-х - начале 80-х годов и ухудшению финансового состояния компании. Поэтому оценка финансового состояния должна обязательно сопровождаться другими методами анализа, а также поиском причин, повлекших изменения в финансовом состоянии компании. Собственно говоря, необходимость использования не только финансовых показателей для оценки состояния и перспектив развития бизнеса послужила толчком для возникновения Balanced Scorecard.

Личный опыт

Финансовый директор одного из международных холдингов

Если в отчетном периоде значения фактических показателей отличаются от плановых, то готовится доклад, в котором выявленные причины отклонений раскладываются на составляющие – корпоративная информационная система позволяет это сделать. Падение выручки, например, может быть обусловлено проведением выборов на Украине, где центры прибыли были блокированы недалеко от площади Независимости. Затем доклад рассматривается на совете директоров региональных компаний, кото­рый и принимает решение о выходе из ситуации.

 

// ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР N 4 (34) апрель 2005 года


1 См. постановление ФКЦБ России от 02.07.03 N 03 "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2017, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.203 сек.
Яндекс.Метрика