21 февраля 2020 г. Пятница | Время МСК: 21:27:36
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных работника



Л.Н. Анисимов,
проф. юридического факультета МГСУ, ст. советник юстиции, заслуженный юрист РФ
Источник: Журнал "Справочник кадровика"
добавлено: 12-08-2004
просмотров: 38144
В связи со сбором персональных данных работников в организации работодателя необходим контроль за правомерностью действий владельцев информации.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 90 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность за нарушение норм, l°59J регулирующих обработку и защиту персональных данных работника

На лицо, ненадлежащим образом относящееся к хранению и сбережению подобных сведений, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Возможно наложение дисциплинарного взыскания на лицо, обязанное должным образом хранить и беречь информацию, касающуюся персональных данных работника, но в результате ненадлежащего хранения допустившее ее порчу или утрату.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена трудовым законодательством (ст. 192-195 ТК РФ). За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (в т. ч. обязанности соблюдения установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера), работодатель вправе применить одно из предусмотренных ст. 192 ТК РФ дисциплинарных взысканий в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ.

За разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей, может последовать расторжение трудового договора (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, может быть возложена обязанность возместить причиненный этим ущерб (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.95 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий обязан соблюдать установленный порядок работы со служебной информацией, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него может быть наложено дисциплинарное взыскание (ст. 14): замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Согласно Указу Президента РФ от 01.06.98 № 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" федеральные государственные служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел (формирование их копий) упомянутых в наименовании Указа лиц, могут привлекаться в соответствии с законодательством РФ к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также и за иные нарушения порядка ведения личных дел, установленных этим Указом (п. 7).

Административная, гражданская и уголовная ответственность за несоблюдение установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5. 39 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), может быть наложено административное взыскание. Нарушение данной нормы влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:

  • на граждан - от 3 до 5 МРОТ;
  • должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ;
  • юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан - от 5 до 10 МРОТ;
  • на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ.

ГК РФ предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, деловую репутацию и др. Соответственно устанавливаются формы гражданско-правовой ответственности в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред, обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (работника) (ст. 150, 151, 152 ГК РФ) и т. д.

Особое внимание следует обратить на криминализацию правонарушений в области работы с персональными данными, в связи с чем Уголовным кодексом РФ предусматривается уголовная ответственность:

  • за злоупотребления и незаконные действия с информационными данными о частной жизни (ст. 137 УК РФ);
  • за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении до кументов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и за конным интересам граждан (в т. ч. работникам) (ст. 140 УК РФ).

Так, согласно ст. 137 УК РФ незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Если эти деяния совершены лицом с использованием его служебного положения, то согласно ч. 2 ст. 137 УК РФ оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Ограничения в сфере частной детективной деятельности и в работе органов федеральной службы безопасности

В соответствии с Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон от 11.03.92) в целях сыска согласно ст. 3 разрешается предоставление следующего вида услуг:

  • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с уча стниками процесса;
  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, вы явление некредитоспособных или ненадежных деловых партне ров;
  • установление обстоятельств разглашения сведений, составляю щих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных договоров и др.

Согласно ст. 5 Закона от 11.03.92, в ходе частной сыскной деятельности в действиях частных детективов допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) и др.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В то же время ст. 7 Закона от 11.03.92 установлены ограничения в сфере деятельности частных детективов. Так, им запрещается:

  • выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  • собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политически ми и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  • совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  • разглашать собранную информацию, использовать ее в каких- либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц и др.

В этой же статье установлено, что проведение сыскной деятельности, нарушающей тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанной с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответ-1 ственность. В данном случае речь идет, разумеется, об ответственности по ст. 137 УК РФ, вытекающей из ответственности за разглашение персональных данных, охрана и защита которых предусмотрена трудовым законодательством.

Соответствующие запреты на противоправный сбор, хранение, обработку, распространение информации, связанной с персональными данными работника, и ответственность за подобные действия зафиксированы и в иных федеральных законах. Так, ст. 6 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" от 03.04.95 № 40-ФЗ предусматривает соблюдение прав и свобод граждан органами федеральной службы безопасности в своей деятельности. В частности, лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности или их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов или должностных лиц в вышестоящие органы-феде-ральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения прав и свобод. Эти же субъекты правоотношений вправе требовать от органов федеральной службы безопасности компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами этой службы кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения сотрудниками органов ФСБ прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа ФСБ, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством России.

Должностные лица органов ФСБ, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, также несут ответственность по российским законам, в т. ч. по ст. 137 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, согласно ст. 140 УК РФ влечет наложение штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

В ст. 14 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документальной информации о гражданине обязан предоставить ее бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

В ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 № 144-ФЗ определены требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Так, лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (кстати, преступление может быть совершено и в процессе исполнения трудовых обязанностей), т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе требовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, предоставления сведений о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

В процессе рассмотрения того или иного дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении конкретному лицу сведений, в т. ч. в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всестороннего рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организационно-преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Если решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю будет признано необоснованным, судья можем обязать указанный орган предоставить заявителю соответствующие сведения, предусмотренные законом.

Неправомерный отказ в предоставлении документов и материалов в данном случае означает противоречащее законам и другим нормативным правовым актам нежелание предоставить информацию, затрагивающую права и свободы гражданина, несмотря на то, что виновный располагает такой информацией и был обязан ее предоставить.

Что касается предоставления неполной информации, то это означает ознакомление заинтересованного лица не со всеми документами и материалами, существенно затрагивающими его права и свободы, либо сообщение ему не всех сведений, имеющих принципиальное значение для соблюдения его прав и законных интересов.

Под предоставлением заинтересованному лицу заведомо ложной информации понимается сообщение ему не соответствующих содержащимся в документах и материалах сведений, о чем достоверно известно лицу, предоставившему такую информацию.

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении заинтересованному лицу информации наступает при условии причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Такой вред может быть имущественным (например, в виде недополученной гражданином заработной платы) или моральным (например, при незаконном увольнении или переводе на другую работу).

Ответственность лица, выполняющего управленческие функции

Ответственность за указанные преступления (ст. 140 УК РФ) несет должностное лицо, уполномоченное на предоставление гражданину соответствующей информации.

Руководитель коммерческой или иной организации (разумеется, выполняющий управленческие функции), виновный в неправомерном отказе гражданину в информации, затрагивающей его права и свободы, в случае причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями.

Следует подчеркнуть, что преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом: виновный осознает, что неправомерно отказывает гражданину в предоставлении информации, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда его правам и законным интересам и желает или сознательно допускает причинение такого вреда либо безразлично относится к его наступлению.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины. Подобные обязанности состоят в принятии решений, которые влекут правовые, организационные и иные последствия и подлежат обязательному исполнению другими работниками коммерческой или иной организации.

Организационно-распорядительные функции могут включать распределение обязанностей между подчиненными лицами, обеспечение условий труда и контроль за ними.

Процедура принятия организационно-распорядительных решений определяется либо законами, регламентирующими деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), либо подзаконными актами.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Административно-хозяйственными признаются обязанности, которые также закреплены нормативно и состоят в реализации полномочий по управлению имуществом.

Согласно ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т. е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло за собой уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1). То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2 лет, либо исправительными работами на срок от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 2).

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.189 сек.
Яндекс.Метрика