1 августа 2021 г. Воскресенье | Время МСК: 23:24:59
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Неотъемлемые признаки достойного труда - нормальные условия работы, справедливая зарплата, адекватная социальная защита, отсутствие дискриминации, право голоса



Полин Барет-Рид
Генеральный директор Бюро МОТ в Москве
Источник: Журнал "Человек и труд"
добавлено: 16-12-2003
просмотров: 19318
Международной Организации Труда: сегодня 175 стран разделяют ее философию сотрудничества и диалога. Чем объясняется жизнеспособность и эффективность МОТ, которой в будущем году исполнится 85 лет? Почему ее авторитет в мировом сообществе возрастает?

Что предпринимает МОТ для реализации концепции достойного труда в нынешних условиях усиления глобализации?

Сначала давайте определимся с терминами. Как известно, труд - средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека. Достойный труд - более емкое, комплексное понятие, включающее в себя важнейшие качественные характеристики: нормальные условия, в которых он осуществляется, адекватные зарплата и социальная защита работника, отсутствие дискриминации и преследований на рабочем месте, возможность реализовать свое право голоса. Таким образом, далеко не любая работа с точки зрения МОТ способна избавить человека от бедности, позволить ему реализовать личностные устремления.

Все социальные партнеры, принимающие участие в деятельности МОТ, едины в том, что концепция достойного труда - своего рода "путевой указатель" для стран, разделяющих принципы нашей организации в наступившем веке.

С момента возникновения свою основную задачу МОТ видела в распространении принципа социальной справедливости посредством политических консультаций, исследований и выдвижения инициатив в рамках четырех главных стратегических целей: претворения в жизнь основополагающих прав в сфере труда, расширения возможностей занятости и получения дохода, совершенствования систем социальной защиты, укрепления социального диалога. В 1999 г. МОТ начала процесс объединения четырех направлений деятельности в единую систему, стержнем которой стала концепция достойного труда как инструмент уменьшения бедности и облегчения социальной интеграции в глобальную экономику.

Очень важно понять, что основные права, занятость, безопасность, возможность быть представленным и социальный диалог - не только сами по себе являются целью, но также и средством расширения возможностей бедной части населения планеты преодолеть свою бедность. Следует также иметь в виду и еще один момент. МОТ и ее члены не могут решить проблему достойного труда без организованных усилий многосторонних и односторонних доноров, общественных организаций, политической воли мирового сообщества. Главные преимущества МОТ - знание мира труда и трехсторонняя система социального диалога, в данном контексте позволяют формировать институциональную основу для распространения достойного труда и уменьшения бедности.

Когда рассматривают проблему глобализации, акцент, как правило, делается на анализе ожидаемых экономических последствий. Однако то, как глобализация скажется на жизни рядовых граждан, их семей, похоже, мало кого интересует...

Пожалуй, ни одно другое явление не вызывает сегодня такого столкновения позиций, как глобализация: одни винят ее в обострении проблем бедности и безработицы, другие именно с ней связывают их преодоление, доказывая, что путь вперед лежит через распределение выгод от глобализации среди большего числа людей и регионов. Очевидным стимулом к глобальной экономической интеграции стали новые технологии, особенно Интернет. Поскольку менее развитые страны играют небольшую роль в этой технологической революции, усиливается ощущение растущего разрыва между богатыми и бедными регионами мира. Причем реальное неравенство углубляется. Вот несколько цифр: на долю 20% самых богатых людей планеты приходится 86% мирового ВВП, тогда как на долю 20% беднейших - 1%, 5% самых богатых получают в 114 раз больше мирового дохода, нежели 5% беднейших; из мирового бюджета здравоохранения на долю стран с низким и средним доходом, где проживают 84% землян, приходится всего 11%; в 2000 г. валовой национальный доход на душу населения в

Люксембурге более чем в 90 раз превосходил подушевой доход в Сьерра-Леоне. Приводить подобные примеры можно очень долго... Недаром, выступая в 2001 г. в Давосе, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул: "Если мы не сможем поставить глобализацию на службу всем, в конечном счете она не будет служить никому".

Безусловно, недостаточное внимание к человеческой стороне глобализации препятствует пониманию факторов, вызывающих перемены, и реакции людей на них. Без такого понимания невозможна выработка соответствующих мер в политической сфере.

Именно поэтому год назад МОТ учредила Всемирную комиссию по социальному измерению глобализации. Эта независимая комиссия, цель которой - перевести дебаты из плоскости конфронтации в плоскость диалога: необходимо создать фундамент для разработки конкретных действий, способствующих достижению такого положения, когда пользу от глобализации будет получать большее число людей. Основные задачи, стоящие перед Комиссией: определение политики в сфере глобализации, которая сокращает бедность, способствует росту и развитию экономик, содействует созданию достойных условий труда; нахождение возможностей придать глобализации более справедливый характер внутри стран и между ними; углубление международного диалога по социальному измерению глобализации.

Проблема глобализации для России тесно связана с ее вступлением в ВТО. Что, на Ваш взгляд, могло бы смягчить социальные последствия дальнейшей интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство?

Мы говорим об очень сложных процессах, и здесь трудно предлагать готовые рецепты. Тем не менее попробую высказать свою позицию в связи с затронутой вами темой. Известно, что в некоторых странах вследствие глобализации наблюдалось обострение бедности и увеличение числа безработных, тогда как другие государства смогли извлечь пользу из этого процесса. По-видимому, необходимо попытаться свести к минимуму негативные последствия и максимально использовать в интересах российских граждан преимущества присоединения к ВТО.

В конце прошлого года Административный совет МОТ одобрил апробацию пилотного проекта "Глобальный социальный фонд". В чем его суть? Каковы источники финансирования?

Задача проекта - попытаться уменьшить бедность в менее развитых странах с помощью механизма социальной защиты. Мировое сообщество приняло решение, зафиксированное в документе "Цели развития в новом тысячелетии", снизить к 2015 г. наполовину количество тех, кто живет менее чем на 1 долл. день. А численность таких людей в мире достигает 1,3 млрд. Концепция Глобального социального фонда заключается в повышении семейного дохода населения самых бедных стран путем обеспечения основных социальных гарантий. Финансирование будет осуществляться частными лицами в развитых странах, которые станут ежемесячно вносить добровольные взносы в размере нескольких долларов. Эти деньги будут использованы для создания в развивающихся странах систем основного социального обеспечения и на их поддержание до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

Административный совет МОТ решил включить в эксперимент, который продлится несколько лет, одну страну-донора и одну развивающуюся страну-реципиента, чтобы отработать предложенный механизм выплат по социальной защите.

В резолюции по трипартизму, принятой на той же сессии Административного совета, в числе конкретных действий по усилению роли работодателей и профсоюзов были названы и "аудиты социального диалога". Какие цели преследует эта форма работы?

Это очень интересная идея, о результатах реализации которой пока говорить рано.

Господин Х.Сомавиа, генеральный директор МОТ, считает, что в некоторых сферах нашей деятельности целесообразно проводить внутренний аудит. Кстати, Московское бюро предложило себя в качестве объекта гендерного аудита, который мы успешно прошли. В ближайшее время будет проведен подобный аудит, но уже по социальному диалогу. Главное в этих мероприятиях - сосредоточение не на том, что делается неправильно, а именно на путях улучшения ситуации.

Насколько, с Вашей точки зрения, вступивший в действие Трудовой кодекс РФ отвечает основополагающим принципам МОТ?

Это уже не первая программа, которую Международное Бюро Труда подписывает с представителями правительства, работодателей и профсоюзов Российской Федерации. Модель подобного взаимодействия такова: социальные партнеры определяют список национальных приоритетов в социально-трудовой сфере на данный момент, а МОТ, со своей стороны, определяет, каким образом она может помочь в их реализации. Программа охватывает проблематику, вписывающуюся в рамки четырех стратегических целей МОТ, о которых мы с вами уже говорили, а также двух так называемых перемежающихся областей: ВИЧ/СПИД и сфера труда, гендерное равенство. Некоторые направления деятельности относятся только к одному из социальных партнеров, другие являются двухсторонними (для профсоюзов и работодателей), а некоторые - трехсторонними (для всех партнеров).

Когда речь идет о помощи, то следует иметь в виду, что МОТ - не донорская организация, она не обладает большими финансовыми ресурсами. Главные инструменты ее работы в этой области - предоставление консультативных услуг, осуществление программ технического сотрудничества.

В качестве примера реализации одного из направлений Программы сошлюсь на участие нашего Бюро совместно с Министерством труда и социального развития РФ, организациями профсоюзов и работодателей, другими общественными структурами в широком обсуждении проекта новой федеральной гендерной стратегии в регионах. Все усилия, предпринимаемые в рамках этого проекта, будут способствовать разработке соответствующих региональных планов действий.

Простое перечисление конференций, встреч, дискуссий, организуемых нашим Бюро, заняло бы очень много времени. Остановлюсь, пожалуй, лишь на одном из семинаров, который был организован прошлой осенью в Чебоксарах. Его тема "Социально ответственная реструктуризация предприятий" вызвала большой интерес по понятным причинам. Крах советской экономики, последовавшая за ним перестройка радикально изменили условия деятельности крупных предприятий: приспособленные к функционированию в рамках закрытой плановой экономики, они переживают тяжелый период адаптации к новой среде, выживание в которой определяется исключительно их конкурентоспособностью.

Понятно, что крупные предприятия Чувашии заинтересованы в проверенных на опыте технологиях реструктуризации, позволяющих сохранить рабочие места и избежать ухудшения условий труда. Во второй половине 90-х годов МОТ начала сотрудничать с Заводом электроники и механики (ЗЭиМ) в Чебоксарах. ЗЭиМ - головная компания бизнес-системы, созданной в результате реформирования Чебоксарского производственного объединения "Промприбор", производителя комплекса средств автоматизации технологических процессов. Проект социально ответственной реструктуризации предприятия был начат руководством ЗЭиМ в 1998 г. Сегодня в структуру ОАО "ЗЭиМ" входит более 30 дочерних компаний, численность персонала - около 3,5 тыс. человек. Продукция предприятия экспортируется в страны СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Успешный опыт реструктуризации ЗЭиМ эксперты МОТ рекомендовали к распространению в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Какое значение Вы придаете Программе сотрудничества между Россией и МОТ на 2002-2003 гг.? Как она реализуется?

Это уже не первая программа, которую Международное Бюро Труда подписывает с представителями правительства, работодателей и профсоюзов Российской Федерации. Модель подобного взаимодействия такова: социальные партнеры определяют список национальных приоритетов в социально-трудовой сфере на данный момент, а МОТ, со своей стороны, определяет, каким образом она может помочь в их реализации. Программа охватывает проблематику, вписывающуюся в рамки четырех стратегических целей МОТ, о которых мы с вами уже говорили, а также двух так называемых перемежающихся областей: ВИЧ/СПИД и сфера труда, гендерное равенство. Некоторые направления деятельности относятся только к одному из социальных партнеров, другие являются двухсторонними (для профсоюзов и работодателей), а некоторые - трехсторонними (для всех партнеров).

Когда речь идет о помощи, то следует иметь в виду, что МОТ - не донорская организация, она не обладает большими финансовыми ресурсами. Главные инструменты ее работы в этой области - предоставление консультативных услуг, осуществление программ технического сотрудничества.

В качестве примера реализации одного из направлений Программы сошлюсь на участие нашего Бюро совместно с Министерством труда и социального развития РФ, организациями профсоюзов и работодателей, другими общественными структурами в широком обсуждении проекта новой федеральной гендерной стратегии в регионах. Все усилия, предпринимаемые в рамках этого проекта, будут способствовать разработке соответствующих региональных планов действий.

Простое перечисление конференций, встреч, дискуссий, организуемых нашим Бюро, заняло бы очень много времени. Остановлюсь, пожалуй, лишь на одном из семинаров, который был организован прошлой осенью в Чебоксарах. Его тема "Социально ответственная реструктуризация предприятий" вызвала большой интерес по понятным причинам. Крах советской экономики, последовавшая за ним перестройка радикально изменили условия деятельности крупных предприятий: приспособленные к функционированию в рамках закрытой плановой экономики, они переживают тяжелый период адаптации к новой среде, выживание в которой определяется исключительно их конкурентоспособностью.

Понятно, что крупные предприятия Чувашии заинтересованы в проверенных на опыте технологиях реструктуризации, позволяющих сохранить рабочие места и избежать ухудшения условий труда. Во второй половине 90-х годов МОТ начала сотрудничать с Заводом электроники и механики (ЗЭиМ) в Чебоксарах. ЗЭиМ - головная компания бизнес-системы, созданной в результате реформирования Чебоксарского производственного объединения "Промприбор", производителя комплекса средств автоматизации технологических процессов. Проект социально ответственной реструктуризации предприятия был начат руководством ЗЭиМ в 1998 г. Сегодня в структуру ОАО "ЗЭиМ" входит более 30 дочерних компаний, численность персонала - около 3,5 тыс. человек. Продукция предприятия экспортируется в страны СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Успешный опыт реструктуризации ЗЭиМ эксперты МОТ рекомендовали к распространению в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Насколько, с Вашей точки зрения, вступивший в действие Трудовой кодекс РФ отвечает основополагающим принципам МОТ?

Наше Бюро представило очень подробный комментарий к проекту Трудового кодекса. С того же момента, как он стал полноправным законом, мы уже не вправе его комментировать. Это может сделать Комитет экспертов МОТ, который собирается дважды в год в Женеве: его прерогатива оценивать, насколько новое российское трудовое законодательство соответствует конвенциям и рекомендациям МОТ.

В прошлом году Россия ратифицировала конвенцию по запрещению наихудших условий детского труда. Однако к быстрому улучшению ситуации это, естественно, не может привести. Как МОТ реально помогает искоренить детский труд?

Конвенция № 138, ратифицированная Советским Союзом в 1979 г., была посвящена детскому труду вообще. Мы очень рады, что Госдума и Совет Федерации ратифицировали Конвенцию № 182, потому что в ней речь идет о наихудших формах детского труда, борьба с которыми должна стать для властей первоочередной задачей. Было бы легкомысленным ожидать резких изменений в этой области сразу после официального признания Россией данного документа. Чтобы ситуация стала радикально иной, необходимо предпринять немало шагов, прежде всего в юридической сфере - изменить какие-то законы, продумать механизмы их осуществления.

В МОТ существует международная программа ИПЕК по искоренению детского труда. Опыт реализации ИПЕК проекта в Санкт-Петербурге (в первую очередь реабилитационные и профилактические методы, опробованные в этом городе) может быть использован в других уголках страны. Сейчас обсуждается возможность использования уроков питерского проекта в столице и Московской области.

МОТ выступает за то, чтобы все страны приняли некий свод международных стандартов, касающихся детского труда, чтобы исключить возможность незаконной миграции детей. Мне кажется симптоматичным, что в трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга, подписанное губернатором, работодателями и профсоюзами в прошлом году, впервые были включены положения о мерах борьбы против детского труда и его наихудших форм. Несомненно, решение проблемы эксплуатации детского труда требует совместных усилий всех социальных партнеров.

На международной конференции "Российские женщины в XXI в.: равноправие и партнерство", состоявшейся летом 2002 г. в Москве, было отмечено, что Россия занимает 74-е место в мире по ситуации с гендерным равенством. Учитывая опыт других стран, какие инструменты являются наиболее эффективными для преодоления дискриминации женщин на рынке труда? Возможно ли вообще равенство полов в стране, где гражданское общество еще не сформировалось?

Честно говоря, вы удивили меня этой цифрой. Ведь в России женщины занимают очень солидную нишу на рынке труда. Бюджетные отрасли, прежде всего медицина и образование, - почти исключительно представлены женщинами. Кроме того, их уровень образования очень высок. Беда в другом - в существенной дифференциации оплаты труда по сравнению с мужчинами, с чем, конечно же, мириться нельзя. Однако, как это ни печально, Россия в этом не одинока: даже в процветающей Норвегии, с ее высоким уровнем развития трипартизма и социально ориентированной государственной политикой, зарплата женщин ниже, чем у мужчин.

Вы правы, упомянув о роли гражданского общества; только развитие его элементов и структур способно радикально изменить ситуацию. Лишь финансово независимая - благодаря достойной и справедливой оплате труда - женщина может в полной мере использовать свои права. Очень важно, чтобы увеличивалось количество женщин на уровне, где принимаются решения: в парламенте, в правительстве, в промышленности...

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.511 сек.
Яндекс.Метрика