23 марта 2019 г. Суббота | Время МСК: 09:56:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Бухгалтерская реформа: Бюрократия против инвесторов



Андрей Буренин
Источник: Газета "Ведомости"
добавлено: 13-05-2005
просмотров: 8015
Буренин Андрей Викторович - депутат Государственной Думы, член Комитета по бюджету и налогам.
Бухгалтерскую реформу часто связывают лишь с переходом на международные стандарты финансовой отчетности. Однако суть ее гораздо шире. Необходимо прежде всего изменить систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. А будет ли эта система ориентироваться на международные стандарты — вопрос хотя и чрезвычайно важный, но вторичный. Действующая система регулирования неудовлетворительна прежде всего потому, что она формируется государством и ориентирована исключительно на защиту интересов бюрократии. Речь идет именно об интересах бюрократии, поскольку прямого, объективно оправданного интереса у государства к финансовой отчетности уже нет. Налоги собираются на основе налоговой отчетности, статистика формируется на основе статистической отчетности. Финансовая отчетность нужна прежде всего инвесторам для принятия решений. Государство, по идее, должно быть заинтересовано лишь в том, чтобы эта отчетность была прозрачной и соответствовала реальной экономической ситуации в компаниях. Именно поэтому в большинстве стран государство в большей или меньшей степени исключено из процесса создания стандартов финансовой отчетности и, сформировав инфраструктуру принятия решений, передало эти функции экспертному сообществу. Опыт доказал оправданность подобного подхода.

В российской экономике налицо странная и, наверное, уникальная для мировой практики ситуация, когда стандарты отчетности единолично формируются Министерством финансов. В результате финансовая отчетность организаций, подготовленная в соответствии с требованиями государства, практически не влияет на принятие инвестиционных решений, поскольку во многом не учитывает реальные интересы инвесторов. Эта важнейшая для рыночных экономик инфраструктура привлечения инвестиций в нашей стране развита слишком слабо.

Менять систему уместно как раз сейчас. Стартовавшая административная реформа призвана изъять у государства избыточные регулятивные функции в пользу негосударственных организаций. Реформа системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, отличаясь относительной простотой и готовностью рынка к саморегулированию, — как раз тот проект, на котором можно обкатать подобные преобразования. Функции разработчика национальной системы бухучета и отчетности должны быть переданы структуре, созданной в форме некоммерческой организации, которая по четко прописанным в законодательстве признакам избирает профильных экспертов. Причем не столько бухгалтеров или аудиторов, сколько именно профессиональных пользователей финансовой отчетности.

Стандарты отчетности должны приниматься коллегиально и открыто. Все участники рынка должны иметь возможность внести свои замечания и предложения, прежде чем будет утвержден окончательный документ. Данный орган, действующий на основе принципов прозрачности и коллегиальности, будет эффективно привит от любых возможностей коррупционной заразы. И, наконец, эта организация, будучи независимой от государства, не будет стоить ему ни копейки.

Надо отдать должное Минфину: в принятой им Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2008 гг.) признается ущербность действующей системы регулирования, поскольку в ней не участвует экспертное сообщество, и подчеркивается важность привлечения экспертов. Однако какие же конкретные меры предлагает финансовое ведомство для решения этой проблемы? Как следует из концепции — никаких. По крайней мере, предложение подождать еще несколько лет, а потом вернуться к вопросу можно расценивать именно таким образом.

И первые же шаги Минфина после утверждения собственного программного документа оправдали худшие предположения. Разработанный в недрах министерства проект федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” создавался в такой секретной обстановке, что даже представители Центробанка РФ, не говоря уже об экспертном сообществе, узнали о нем лишь после его внесения в Думу. В результате претензий к законопроекту оказалось так много, что теперь для разрешения конфликтов в дело была вынуждена вмешаться администрация президента, которой в последнее время все чаще и чаще приходится исправлять ошибки правительства.

Реформирование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо начать с совершенствования законодательства в этой сфере. И здесь недостаточно просто внести изменения в действующий закон “О бухгалтерском учете”. Являясь атавизмом эпохи “планового ведения хозяйства”, действующий закон сосредоточен на узких технических и методологических вопросах, которые должны решать сами организации и экспертное сообщество. Для того чтобы это стало возможным, требуется принятие нового закона.

И еще одну важную задачу призвано решить новое законодательство — сделать возможным переход российских организаций на МСФО. Действующий закон такой возможности не допускает. Компании, которые ведут отчетность по международным стандартам, нужно освободить от необходимости вести ее по стандартам национальным. Однако к достижению этой задачи-максимум предстоит еще пройти длинный и тернистый путь, и любые попытки ускорить его, невзирая на объективные инфраструктурные ограничения, чреваты лишь высокой вероятностью дискредитации самой идеи перехода на международные стандарты. В этом деле важна не скорость, а четкий и продуманный план, позволяющий всем участникам процесса заранее подготовиться к новой системе. Разработчики законопроекта, который получил название “О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности”, трудятся в рамках рабочей группы, созданной фондом “Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности”. Базовый вариант законопроекта в мае будет выставлен в сеть Интернет для обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Принцип прозрачности процессов регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, заложенный в основу законопроекта, должен в полной мере быть продемонстрирован уже на этапе его создания. Работа, проведенная к настоящему моменту, позволяет с уверенностью утверждать, что экспертное сообщество вполне готово к саморегулированию.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.274 сек.
Яндекс.Метрика