27 марта 2019 г. Среда | Время МСК: 03:16:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Реформа бухгалтерского учета продолжается



Материал подготовилЮрий Кребс
Источник: ФБК
добавлено: 10-11-2005
просмотров: 8886
 Шнейдман Леонид Зиновьевич

Шнейдман Леонид Зиновьевич - Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации

Читатели нашего журнала могут узнать о важнейших стратегических направлениях в области бухгалтерского учета и финансовой информации, что называется «из первых рук». На вопросы «Финансовых и бухгалтерских консультаций» отвечает директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид Зиновьевич Шнейдман.

Каковы перспективы принятия закона «О консолидированной финансовой отчетности»? Законопроект находится в Государственной Думе достаточно давно, и в профессиональном сообществе строятся прогнозы противоречивого толка: и что закон будет в ближайшее время принят, и что все останется по-прежнему еще в течение двух лет.

Как известно, законопроект принят во втором чтении, сейчас ведется работа по подготовке его к третьему чтению. Длительность подготовки обусловлена тем, что этот законопроект знаменует новый шаг в регулировании бухгалтерского учета. Его реализация требует дополнительной проработки комплекса вопросов. Однако думаю, что оснований для пессимизма в отношении принятия законопроекта нет. Данная работа признана правительством в качестве одного из стратегических направлений в области бухгалтерского учета и финансовой информации. Кроме того, необходимость законодательного оформления применения МСФО отмечена в принятой летом прошлого года Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу1.

Принципиальны ли, с Вашей точки зрения, сроки, в которые будет принят законопроект?

Не думаю, что это такой уж острый вопрос. Дело в том, что законопроект в его текущей редакции предусматривает достаточный переходный период для того, чтобы не нарушать нормальные процессы подготовки финансовой информации и ее распространения на российском рынке.

Отчего столь пристальное внимание в последний год уделяется вопросам консолидированной отчетности? Представляется, что это достаточно узкая проблема, которая сводится к оценке инвестиций в дочерние компании. При этом на второй план отходят другие актуальные вопросы составления отчетности. В частности, когда планируется принять новый закон о бухгалтерском учете?

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности предусматривает работу в отношении как закона о консолидированной финансовой отчетности, так и закона о бухгалтерском учете2. Сегодня ведется активная работа по подготовке новой редакции второго закона. Те недостатки действующего закона, которые отмечены в Концепции, должны быть устранены в новой редакции. Как только она будет готова и рассмотрена правительством, может начаться работа над законопроектом в Государственной Думе. Сейчас работа идет и в профессиональном сообществе, и в государственных органах.

Когда этот законопроект может появиться на свет?

В соответствии с планом реализации Концепции развития бухгалтерского учета новая редакция закона о бухгалтерском учете должна быть подготовлена в 2005 г.

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета запланировано «утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО». Между тем, в планах на 2008—2010 гг. значится «оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов)». Нет ли здесь противоречия?

Это два разных процесса. Первый предусматривает, что стандарты индивидуальной бухгалтерской отчетности принимаются в РФ как национальные стандарты. Они разрабатываются на основе международных стандартов финансовой отчетности. Может быть, какие-то из них будут стопроцентной копией международных стандартов. Однако в Концепции однозначно определено, что это национальные стандарты. Что касается планов на 2008—2010 гг., то речь идет о том, чтобы оценить возможность применения непосредственно международных стандартов финансовой отчетности для составления индивидуальной отчетности. Поэтому противоречия я здесь не вижу.

В чем смысл этих двух этапов? Если российские стандарты будут приведены в соответствие с МСФО, то зачем отказываться от них в дальнейшем? Если же отказ от РСБУ неизбежен, то зачем тратить время и средства на работу по их усовершенствованию?

Где вы прочитали, что отказ от РСБУ неизбежен? В Концепции говорится о том, что надо оценить возможность применения МСФО. О неизбежности этого применения речи не идет. Более того, речь идет об отдельных категориях организаций, которые могут применять МСФО. Очевидно, что международные стандарты в том виде, в каком они существуют сегодня, вряд ли применимы для абсолютного большинства российских организаций. Среди них — огромная масса малых и средних предприятий, для которых сегодня Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) разрабатывает, по существу, отдельные стандарты. Возможно, мы придем к выводу, что МСФО следует применять в «чистом виде», и это даст положительный результат. Но не исключено, что выявится — национальные стандарты следует применять и в дальнейшем.

С чем связано замедление процесса реформирования российских положений по бухгалтерскому учету с целью приведения их в соответствие с МСФО? В период с 1998-го по 2002 г. принималось в среднем по четыре новых стандарта ежегодно, теперь процесс приостановился…

Он ни в коем случае не приостановился. Процесс по-прежнему идет, и мы систематически информируем об этом общественность. В частности, в рамках завершившегося летом проекта TACIS, профинансированного Европейским Союзом, велась работа по подготовке соответствующих документов, которые сегодня находятся в работе в Министерстве финансов. Я думаю, что недалек день, когда профессиональной общественности будут представлены документы, уже приведенные в соответствие с юридическими правилами РФ. А те документы, которые разработаны в рамках названного проекта, доступны любому специалисту в Интернете. Таким образом, в той мере, в какой это необходимо для дальнейшего совершенствования российской бухгалтерии, новые стандарты будут выходить в свет.

Намерено ли Министерство финансов РФ привлекать ведущие консалтинговые и аудиторские компании к выполнению работ по приведению российских ПБУ в соответствие с МСФО?

Это уже происходит. Сама процедура разработки соответствующих исходных материалов для российских стандартов предполагала их широкое общественное обсуждение. Они были размещены на интернет-сайтах, специалисты давали по ним свои предложения, которые рассматривались и в той или иной степени учитывались. Как только будут готовы юридически оформленные документы, они тоже появятся на сайте Министерства финансов и будут разосланы в соответствующие организации с тем, чтобы прошло их широкое обсуждение.

С Вашей точки зрения, проявляет ли профессиональное сообщество достаточную активность при обсуждении этих документов?

С сожалением вынужден констатировать, что недостаточна глубина проработки вопросов, постановки тех проблем, которые должны быть решены в соответствующих документах. Аудиторская общественность — своего рода передовой отряд бухгалтерской профессии — в очень малой степени участвует в обсуждении этих документов. Не потому, что у аудиторов нет такой возможности, а потому, что они заняты бизнесом и часто размышляют в духе: «Какие стандарты дадите, такие мы и будем претворять в жизнь». Это значит, что мы еще не достигли того уровня, когда аудиторское сообщество осознает свою ответственность за развитие бухгалтерского учета. Мы видим, что пока сообщество сконцентрировано на цеховых вопросах — как проводить аудит, кто должен выдавать аудиторские лицензии, кому не надо их давать. В то же время сущностные проблемы, на которые «завязана» экономика, вопросы корпоративного управления пока не стали темой, которую аудиторское сообщество ставит во главу угла. Нам хотелось бы, чтобы профессиональное сообщество было больше заинтересовано в решении этих проблем. Кстати, то же пожелание я могу отнести к финансовым аналитикам и финансовым менеджерам.

Вы упомянули об аудиторском сообществе. В последнее время различные органы, в частности ЦБ РФ, Минфин России, говорят о том, что отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО, а также аудиторские заключения должны подписываться лицами, имеющими «международно признанные сертификаты». Хотелось бы уточнить, какие именно сертификаты имеются в виду? И как поступать тем, кто не имеет именно таких сертификатов?

Наше законодательство не оперирует таким понятием, как «международно признанные сертификаты».

Но в прошлом году это понятие появилось в согласованных с Минфином России Методических рекомендациях Банка России «О порядке составления и предоставления кредитными организациями финансовой отчетности»3, в которых отмечается, что международная практика рекомендует организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами «международно признанных бухгалтерских ассоциаций и организаций»…

Могу лишь пояснить, чем руководствовалось Министерство финансов при согласовании соответствующих рекомендаций Центрального банка. На Западе существует достаточно распространенное понятие best practices (лучшая практика), и Министерство финансов исходило из того, что данные рекомендации представляют best practices. Еще раз повторю, речь идет о рекомендациях. В конечном итоге, все решения по выбору аудитора принимают не Банк России, не государственные органы, а коммерческий банк, клиент, которые нанимают аудиторскую организацию. Если они осознают необходимость внедрения лучших принципов корпоративного управления, значит, они исходят из рекомендаций. Если они не вполне разделяют эти принципы или находятся в процессе движения к ним, то, основываясь на действующем законодательстве, могут исходить из иных представлений о выборе аудитора.

И все же, что следует считать международно признанными сертификатами?

Поскольку речь идет о рекомендациях Центрального банка, я думаю, этот вопрос лучше обратить к ЦБ РФ.

Какими тогда должны быть квалификационные требования к лицам, уполномоченным подписывать отчетность по МСФО?

Ответ на этот вопрос содержится в еще одном законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, — «О внесении изменений в федеральный закон “Об аудиторской деятельности”». В нем вопросам аттестации аудиторов посвящен ряд положений. Законопроект дает однозначный ответ: если вы соответствуете установленным квалификационным требованиям, то вы — аудитор, который может оказывать весь спектр услуг, предусмотренный законом. Законопроект был разработан с учетом ранее внесенного правительством проекта закона «О консолидированной финансовой отчетности», который вводит обязательный аудит консолидированной отчетности, составленной по МСФО.

Как Вы оцениваете перспективы принятия поправок к закону об аудиторской деятельности? Они также внушают Вам оптимизм?

Я думаю, здесь также нет оснований для пессимизма. В Госдуме ведется активная работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. Самое деятельное участие в ней принимает профессиональное сообщество. Полагаю, что в результате этих совместных усилий получится достойный закон.

Участвуют ли российское профессиональное сообщество аудиторов и бухгалтеров или Минфин в процессе разработки МСФО?

Поскольку российская бухгалтерия провозгласила МСФО ориентиром для своего развития, мы просто обязаны участвовать в работе над ними. В этом направлении есть определенное движение. Сегодня обсуждается меморандум о взаимодействии Правления Комитета по международным стандартам с национальными регуляторами. Министерство финансов как национальный регулятор представило свои предложения по этому поводу. Кроме того, в составе Консультативного совета по международным стандартам есть российские специалисты, и Министерство финансов договорилось с КМСФО о том, чтобы они продолжили работу и в новом составе совета.

Мы призываем заинтересованные российские организации участвовать в обсуждении проектов, публикуемых КМСФО. К сожалению, сегодня отсутствует серьезная организация, которая взяла бы на себя такую роль и имела соответствующую структуру. Эта работа носит эпизодический характер, а системного подхода мы не видим. Все возможности для взаимодействия с КМСФО есть. Любой документ, который издается Комитетом, обязательно подвергается публичному обсуждению. Необходимо организовать это обсуждение в России, чтобы доносить соответствующие замечания и коррективы до сведения КМСФО. Минфин хотел бы, чтобы организация, выполняющая эту функцию, появилась как можно скорее.

Такая структура должна появиться по инициативе государственного органа или делового сообщества?

В полноценном участии России в работе КМСФО должны быть заинтересованы, в первую очередь, профессиональное сообщество и бизнес. КМСФО — неправительственная организация, поэтому предполагается, что участвовать в ее работе должны неправительственные структуры. Сегодня в силу положения, которое существует в РФ, взаимодействие с Комитетом осуществляет Министерство финансов. Не потому что оно «на себя натягивает одеяло», просто КМСФО хочет иметь дело с серьезной организацией, которая в состоянии работать по аналогии с соответствующими регуляторами других стран. Конечно, можно было бы издать приказ об объединении людей в подобную организацию, но о каком профессиональном самосознании тогда можно будет говорить?

В Москве уже появились организации, претендующие на выполнение подобной роли. Однако пока что вместо реальной профессиональной работы они занимаются, главным образом, борьбой с государственными структурами и борьбой между собой за первенство. Они не понимают одного: сегодня важно объединиться всем силам, понимающим необходимость в активном использовании МСФО в отечественной практике, поддерживающим усилия Правительства по внедрению лучших принципов корпоративного управления. Важна дружная совместная работа, а не дележка портфелей.

Какова практика согласования требований к составлению отчетности по МСФО? Сравнив отчетность по МСФО, подготовленную разными организациями, мы можем обнаружить, что она несопоставима, что при ее подготовке использовались разные фундаментальные предпосылки. Например, при составлении отчетности в рублях учитываются индексы гиперинфляции, но одна организация может исходить из того, что гиперинфляция началась в 1989 г., другая — что в 1992 г. Ведется ли какая-либо деятельность по выработке и применению «лучшей практики» в этой области?

Говоря о практике применения МСФО, надо помнить, что одним из фундаментов международных стандартов является профессиональное суждение того, кто готовит отчетность, проверенное профессиональным суждением аудитора. МСФО дают критерии, проверяя которыми практику, вы можете выбирать свой путь из числа общепризнанных. Что касается конкретно МСФО (IАS) 294, то в нем содержится пожелание, чтобы гиперинфляционные индексы в странах вводились для всех организаций одновременно и также одновременно прекращали свое действие. В этом отношении мы возлагаем большую надежду на соответствующие профессиональные организации, которые взяли бы на себя работу по обобщению практики применения МСФО. План реализации Концепции развития бухгалтерского учета предусматривает создание системы обобщения информации по применению МСФО. В отношении МСФО (IАS) 29 полезную работу провела не очень широко известная организация — Совет по финансовой отчетности, который обобщил практику применения стандарта и пришел к выводу, что с отчетности за 2003 год в применении названного стандарта нет экономического смысла. Кстати, когда я говорил о том, что в России нужна организация, которая могла бы активно участвовать в работе КМСФО, я имел в виду выполнение и такой работы. Это важно с макроэкономических позиций. Данная работа должна обеспечивать сопоставимость отчетности, о которой все так пекутся.

Есть ощущение, что роль такой организации сейчас выполняет «большая четверка». С Вашей точки зрения, круг экспертов, участвующих в обобщении МСФО, должен быть более широким?

С моей точки зрения, речь должна идти о какой-то устойчивой структуре, определенной организации. Это может быть организация, существующая сегодня, или какая-то новая организация. Конечно, в такого рода работе должна принять участие и «большая четверка», которая действует на территории России. Компании «большой четверки» накопили значительный опыт применения МСФО в российской практике. В равной степени этим должны заниматься и другие члены сообщества. Хорошо известны крупные российские аудиторские организации, которые сегодня успешно работают в сфере отчетности по МСФО.

Их интеллектуального потенциала достаточно, чтобы на равных участвовать в этой работе?

Несомненно! Его не просто достаточно! По креативности наши организации подчас превосходят другие компании.

1 Одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 г. № 180. — Прим. ред.

2 Подробнее о проекте закона о бухгалтерском учете см.: Сухарева О.А. Предстоящая реформа системы регулирования российского бухгалтерского учета // Финансовые и бухгалтер­ские консультации. — 2005. — № 9. — Прим. ред.

3 См. письмо ЦБ РФ от 25.12.2003 г. № 181-Т. — Прим. ред.

4 IАS 29. Financial Reporting in Hyperinflationary Economies; МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». — Прим. ред.

<
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.528 сек.
Яндекс.Метрика