20 июля 2019 г. Суббота | Время МСК: 19:24:00
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Международные стандарты финансовой отчетности в понимании топ- менеджмента



Модеров Сергей  Владимирович

Модеров Сергей Владимирович

добавлено: 22-12-2005
просмотров: 13481

Данная статья будет интересна с практической точки зрения тем менеджерам, которые отвечают за стратегическое развитие компании, в особенности в финансовых аспектах развития. Среди таких сотрудников можно выделить финансового директора, директора по стратегическому развитию и главного бухгалтера.
Крупные российские фирмы используют международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или общепринятые принципы бухгалтерского учета США (US GAAP) в качестве альтернативного к российскому формату финансовой отчетности. Использование указанных международных стандартов особенно актуально для холдинговых компаний, которые испытывают потребность в управлении компании как единого хозяйственного комплекса, а не множеством дочерних и ассоциированных компаний с материнской компанией во главе. Хотя Госдума РФ пока не требует составления консолидированной отчетности по МСФО так , как это требуется в Казахстане, на Украине, во всех странах-членах Евросоюза, однако во втором чтении принят закон "О консолидированной финансовой отчетности", согласно которому многие российские холдинги ждет та же участь. Участь это, или нет - составление отчетности по МСФО - решать Вам. С одной стороны это переобучение бухгалтерии и дополнительные инвестиции в программное обеспечение. С другой стороны - это удешевление внешнего финансирования и повышение корпоративного управления и корпоративной культуры, повышение прозрачности бизнеса. Крупные российские компании уже несколько лет составляют отчетность по МСФО. Примерами могут служить РАО "ЕЭС России", Газпром, Илим Палп, Аэрофлот, Северсталь и многие другие компании. Обычно показатель "составляет ли компания отчетность по МСФО" может служить косвенным показателем ее "продвинутости" и приверженности лучшим практикам международного финансового управления.
Если обобщить опыт нескольких компаний при первом применении МСФО, то менеджмент компании сможет сделать выводы, позволяющие во-первых, сократить затраты на такой переход, во-вторых, осуществить его быстрее и в третьих - осуществить его на высоком качественном уровне. Дело в том, что переход на международные стандарты требует наличия на предприятии достаточной основы в регламентах, корпоративном управлении, финансовой дисциплины, чтобы такой переход был вообще возможен. Все перечисленные процедуры напрямую связаны с улучшением корпоративного управления, развитием компьютерных систем, повышением инвестиционной привлекательности компании.
Пример. Обобщение опыта перехода на МСФО крупного холдинга, находящегося в Санкт-Петербурге, потребовало как улучшения общего корпоративного управления, корпоративной культуры, так и обучения ключевых сотрудников МСФО, автоматизации учета по МСФО, повышение общего уровня подготовки отдела бухгалтерии. Если разобраться, почему компании пришлось инвестировать в шаги, представленные в примере, то становится очевидным, что, например, обучение ключевых сотрудников МСФО необходимо, даже если компания приглашает консультантов для перевода на МСФО, для того, чтобы эти сотрудники могли в дальнейшем отвечать на многочисленные запросы консультантов (а таких запросов будет предостаточно, так как система отчетности по МСФО включает в себя более детальное раскрытие существенной информации, которая полезна для принятия финансовых решений). Таким образом, хотя бы ключевые сотрудники должны знать, для чего консультанты задают те или иные вопросы, требуют раскрытия той или иной информации. Такие внутренние сотрудники отлично знают специфику своего предприятия и, поэтому, знают, где можно получить ту или иную информацию, требуемую для составления отчетности по МСФО.
Важность автоматизации учета при переходе на МСФО также трудно переоценить. Дело в том, что МСФО является своего рода "высшим пилотажем" в бухгалтерии и финансах. Такое положение МСФО требует высокой скорости обработки информации, выполнения аналитических запросов. Естественно, что исключительно "бумажная" бухгалтерия не в состоянии быстро и качественно выполнить запрос финансового специалиста. Отсюда вытекает желание компаний обзавестись современными компьютерными системами, которые позволяют вести учет уже не в одной (российской) системе отчетности, а в двух или трех, да еще и условно-автоматически. Условно - потому как не все операции в российском учете и МСФО можно настроить на автоматическое правильное отражение и в той и в другой системе. Например, имущество, полученное в финансовый лизинг, должно по МСФО быть отражено на балансе лизингополучателя, а по российским стандартам - у лизингополучателя или лизингодателя. То есть автоматизация не всегда возможна.
Популярными системами в последние годы стали системы ERP-класса (Enterprise Resource Planning), которые были созданы для управления всеми процессами на предприятии через одну систему и финансовые модули которых обеспечивают двойной учет - по российским стандартам и по МСФО. Общий уровень сотрудников бухгалтерии обучно повышается при переходе на МСФО. Этого требует как сам переход, так как бухгалтеру предлагается расширить свой круг обязанностей за счет сбора дополнительной информации, но и расширить свой круг компетенций и полномочий, за счет формирования профессионального суждения в отражении тех или иных операций по МСФО - исходя из их экономической сущности, а не юридитческой формы (как в российском учете).
Также бухгалтер по МСФО становиться ответственным за формирование оценок элементов финансовой отчетности - например, основных средств, финансовых инструментов. Он в своей практике начинает претендовать на роль финансового аналитика и управленца, нежели исключительно счетовода. Таким образом, от "профессии" (имеется ввиду финансы, бухучет), будет требоваться умение и желание учиться, постоянно совершенствовать свою квалификацию и умение справляться с новыми неординарными задачами.
Остановившись на некоторых практических аспектах перехода на МСФО, для топ-менеджера будет уместным взглянуть на процесс с теоретической и исторической точек зрения. Дело в том, что МСФО представляют собой наиболее проработанный из всех общепризнанных принципов бухгалтерского учета в мире образец стандартов в области консолидации. МСФО создаются с 1973 года и за период своего развития под влиянием крупных транснациональных компаний и ведущих профессионалов в области бухучета и финотчетности из Великобритании, США, Германии, Австралии и других стран. Именно такой интернациональный опыт позволил собрать лучшее из национальных стандартов и разработать законченный блок руководств по консолидации.
В соответствии с МСФО консолидированной финансовой отчетностью является отчетность Группы компаний, представленная как отчетность единой компании. В группу входит материнская компания и все ее дочерние компании. Для консолидации компаний используется понятие контроля, то есть способности влиять на оперативную и стратегическую деятельность компании с целью извлечения экономических выгод. МСФО предлагают также блок стандартов по отражению ассоциированных компаний (от 20 до 50% собственности), совместных предприятий, а также инвестиций в компании (до 20% в собственности).
Особенностью для российских компаний в области консолидированной отчетности является то, что правовой статус консолидации по российским стандартам не определен, существует лишь положения Минфина, даже не зарегистрированные Минюстом. Между тем, для пользователей финансовой отчетности роль консолидированной отчетности нельзя переоценить. Таким образом, российским холдингам необходимы правила консолидации, а они не закреплены законодательно.
Выходом станет принятие закона "О консолидированной финансовой отчетности" Госдумой РФ. Согласно законопроекту, принятому во втором чтении, консолидированную отчетность по МСФО должны будут (вероятно, с 2006-2007 года) составлять российские предприятия, имеющие ценные бумаги на фондовых рынках, а также банки и любые другие компании, обязанные составлять консолидированную отчетность по российскому законодательству. Однако Министерство Финансов не активно продвигает этот законопроект для его принятия, что странно, так как в интересах собственников, работников, государства, займодавцев и инвесторов такая отчетность жизненно необходима, сможет повлиять на улучшение корпоративного и финансового управления компанией, сделает бизнес прозрачным и понятным.
Естественно, МСФО как форма отчетности несколько изменяет бытность предприятия и его сотрудников. Основным влиянием МСФО на сотрудников станет необходимость повышения их квалификации. Основным обсуждаемым вопросом стала необходимость прохождения профессионального обучения. Среди квалификаций по международным стандартам в России наиюболее известными являются CPA, CIPA, ACCA, DipIFR ACCA и IFA/IAB. При выборе программ необходимо обращать внимание на основных характеристиках, важнейшими из которых являются: 1. международной признание, 2. русский или английский языки обучения и сдачи экзамена, 3. высокий профессионализм и глобальный подход к МСФО на уровне главных бухгалтеров и финансовых директоров.
В отношении влияния на бизнес перехода на МСФО можно выделить следующее:
1. снижение ставок по финансированию компании, как долгового в виде кредитов, займов, облигаций, долговых расписок, так и долевого (акционерный капитал, доля в собственности компании). При этом основные мировые финансовые институты требуют для финансирования от компаний представления проаудированной отчетности по МСФО.
2. влияние на компьютерные системы и системы документооборота. У всех систем есть свои преимущества и недостатки, в том числе класса ERP, таких как SCALA, Microsoft NAVISION, Microsoft AXAPTA, SAP R/3, ORACLE, 1C Бухгалтерия, надстройки над 1С Бухгалтерией - РАРУС и другие. Финансовые модули этих программных продуктов позволяют вести учет параллельно в двух базах данных - российской - по ПБУ, и международной - по МСФО. Стоимость постановки учета в программе, настройка и самого программного продукта находится в пределах от 2500 долларов до 1 млн. долларов. Программистам также необходимо освоить Международные стандарты финансовой отчетности, например, прослушав курс ДипИФР АССА.
3. МСФО повышает корпоративное управление, дает новые импульсы развития управленческого учета, бухгалтерии и бюджетирования.
4. Изучение МСФО позволяет работать с аудиторами на одном языке, понимать подходы к аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Реализация перехода на МСФО может быть реализована на основе трансформации российской отчетности, ведения параллельного учета либо в сочетании того и другого способов. Процесс трансформации - это процесс получения отчетности по МСФО на основании отчетности по российским стандартам. Процесс трансформации является творческим, то есть зависит от исполнителя. Однако традиционно выделяют несколько этапов трансформации - подготовительный, сбор информации, составление трансформационных таблиц, оформление примечаний к отчетности, аудит финансовой отчетности по МСФО, публикация отчетности. Параллельный учет - это способ, при котором каждая операция отражается в разных базах данных - по российским правилам и по МСФО, соответственно в соответствии с этими правилами. Различиями могут быть момент признания элемента отчетности (актива, обязательства, капитала, дохода, расхода) в отчетности и его оценка (то есть денежное выражение).
Процесс перехода на МСФО может быть связан с обращениями к консультантам. Среди консультантов в области МСФО можно выделить аудиторов, профессиональных оценщиков, профессиональных аудиторов, консультантов-внедренцев программных продуктов, консультантов по корпоративному управлению и бизнес-процессам и консультантов по общим вопросам перехода на МСФО (обычно, опять же, аудиторы по МСФО). Аудиторы по международным стандартам делятся на три условных группы - российские фирмы, российские фирмы-члены международных сетей аудиторских фирм и компании так называемой "большой четверки". Соответственно, цены и международное признание аудиторских заключений растут в той же последовательности, что и перечислены эти фирмы.
Привлечение независимого аудитора обязательно, так как для справедливого беспристрастного отражения во всех существенных аспектах финансового состояния предприятия необходима проверка отчетности независимой квалифицированной стороной. Привлечение профессиональных оценщиков связано в необходимостью справедливого отражения элементов финансовой отчетности в отчетности по МСФО, что может отличаться от российских стандартов. Например, основные средства и нематериальные активы можно оценить в отчетности по переоцененной стоимости за минусом амортизации и убытков от обесценения. Или, гудвил, полученный при приобретении бизнеса, должен ежегодно на отчетную дату проверяться на обесценение в соответствии с МСФО 3 "Объединение бизнеса" и МСФО 36 "Обесценение активов", что требует оценки справедливой стоимости приобретенного бизнеса в целом, что обычно выполняется квалифицированными оценщиками. Или, при первом применении МСФО может потребоваться переоценка основных средств и нематериальных активов по справедливой стоимости, являющейся их предполагаемой стоимостью (deemed cost) на дату перехода на МСФО.
Консультанты-внедренцы программных продуктов занимаются поставкой и настройкой программных продуктов, выбранных предприятием. Особой квалификации требуют работы по так называемому "мэппингу" (mapping) или установлению правил разноса системой операции автоматически по двум базам данных - по МСФО и по российским стандартам. Эта дополнительная квалификация исполнителя должна заключаться не только в технических знаниях и знаниях бухгалтерской программы, но и в знании российского бухучета и МСФО.
Консультантов по корпоративному управлению и бизнес-процессам должны "подтянуть" компанию до приемлемого уровня корпоративного управления, при котором возможна постановка учета по МСФО. Эти консультанты выявят лишние бизнес процессы, лишние кадры и оптимизируют их общую структуру.
Консультанты по общим вопросам перехода на МСФО, которые на практике чаще всего являются аудиторами, должны иметь опыт постановки учета по международным стандартам в других компаниях для сокращения затрат и ошибок при первом применении МСФО компанией.
Перечисленные выше рекомендации не дают исчерпывающей информации о всех подводных камнях, с которыми придется столкнуться менеджерам компании, решившей перейти на МСФО, однако заостряют внимание менеджеров на основных моментах такого перехода. Для решения практических вопросов необходимо советоваться с коллегами и изучать международные стандарты. В этом могут помочь специализированные конференции и семинары.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.294 сек.
Яндекс.Метрика