20 мая 2019 г. Понедельник | Время МСК: 07:52:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Мировые стандарты финансовой отчетности – проект без будущего?



добавлено: 24-09-2007
просмотров: 8132
Внешне может создаться впечатление, что программа «сближения» стандартов финансовой отчетности Европы и США продвигается вполне успешно. В прошлом месяце (июне) Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) одобрила предложение о разрешении зарубежным компаниям, осуществляющим деятельность в США, представлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IFRS), без требования о согласовании отчетности с ГААП США. Всего лишь несколько лет назад подобное развитие событий можно было предсказать лишь в очень отдаленном будущем.

В соответствии с «планом развития», одобренным SEC США и Еврокомиссией (EC), последняя, в свою очередь, обязуется подтвердить признание ГААП США в качестве эквивалента для использования в Европе. Вышеупомянутый план содержит программу поправок к положениям МСФО (IFRS) о краткосрочном сближении для обеспечения более точного соответствия МСФО (IFRS) ГААП США и наоборот. Ключевые вопросы определены обоими разработчиками стандартов - как Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), так и Советом по стандартам финансового учета (FASB), и они не выглядят излишне требовательными.

На самом деле, к 2009 году предполагается завершить только один новый объединенный стандарт - об объединении бизнеса. Что касается остальных стандартов, план развития требует либо опубликования консультационной документации по предлагаемым изменениям, либо вопросы должны быть поставлены на «текущую» повестку дня. Также результаты перехода к МСФО (IFRS), равно как и надлежащее применение данных стандартов, европейскими компаниями за 2005 год должны быть одобрены SEC США. Однако маловероятно, что что-либо сможет остановить процесс взаимного признания, в который вложено столько сил и стремлений.

Так в чем же проблемы? А проблемы наиболее очевидны на европейской стороне Атлантики, причем главные из них связаны с содержанием и процессом утверждения пересмотренных МСФО. Проект по сближению указал на ряд изменений, внесенных в стандарты и импортированных из стандартов США. Данные стандарты лишь недавно были приняты к применению европейскими компаниями, подавляющее большинство из которых не зарегистрированы на биржах США и не стремятся к этому. Они понесут издержки перехода, однако, очевидно, не извлекут выгод от аннулирования требования о согласовании с ГААП США.

Именно по причине серьезности данной проблемы Европарламент проявляет сегодня все больший интерес к вопросу стандартов финансовой отчетности. Последнее время особое внимание уделяется спорному МСФО (IFRS) 8, первому из стандартов СМСФО, посвященных краткосрочному сближению и отчетности с раскрытием показателей направлений деятельности. Что касается Великобритании, крупнейшие инвестиционные структуры громко, однако с опозданием, выразили соответствующей парламентской комиссии ЕС свою озабоченность по поводу ощутимого сокращения объема предоставляемой информации в результате импорта стандартов ГААП США.

Данные инвестиционные группы должны предоставить участникам рынка объяснения касательно времени и причины своих возражений. Почему же эта озабоченность не была в полной мере оглашена в течение надлежащего консультационного периода работы СМСФО? Если информация по сегментам МСФО (IFRS) 8 удовлетворяет потребностям крупнейших мировых рынков капитала, почему то же самое не происходит в отношении Европы? Тем не менее, процесс утверждения МСФО (IFRS) 8 на данный момент приостановлен до проведения Еврокомиссией оценки последствий и голосования Парламентом по данному вопросу в сентябре.

Возможно, реальной причиной здесь является не столько достоинства и т.п. МСФО (IFRS) 8, сколько нынешние политические процессы в ЕС. Стойкое непринятие самого Совета по стандартам финансовой отчетности, которого многие в Европе воспринимают демократически нелегитимным, привело к тому, что Европейский Парламент сегодня оставляет за собой право детального рассмотрения всех новых стандартов (IFRS) либо их официальных интерпретаций. Данная процедура со странным названием «учтивость и тщательность» подразумевает переход власти от Комиссии к Парламенту и может стать серьезным препятствием на пути ускоренной реализации вышеназванных планов Еврокомиссии/SEC США.

Существует несколько вопросов, связанных с процессом сближения, которым еще предстоит пройти через данную новую процедуру и где противостояние уже очевидно:
-поправки к МСФО (IAS) 23 с требованием капитализации затрат на выплату процентов против преобладающей существующей практики отнесения их на счет расходов
-пропорциональная консолидация совместных предприятий на конец периода
-новый стандарт, посвященный объединению бизнеса.

Стандарт, посвященный объединению бизнеса, -- а это зачастую наиболее значительные сделки компаний, -- является самым важным. После опубликования предварительного варианта пересмотренного стандарта, он был раскритикован практически повсеместно. СМСФО занят внесением поправок. От невразумительной идеи «общего гудвилла» отказались, оставив, тем не менее, в силе требование о немедленном списании затрат по сделке, а также требование о пересчете активов, удерживаемых до приобретения, по справедливой стоимости в случае поэтапного приобретения через прибыль или убытки. Для Европарламента в данном вопросе есть масса возможностей для критики, и они, очевидно, не будут упущены.

Что произойдет, если столь холодное отношение в Европе приведет к возникновению расхождений между МСФО (IFRS), опубликованными СМСФО, и вариантом МСФО (IFRS), подписанным Евросоюзом? Первоначально требование сверки останется без изменений. В соответствии с заявлениями SEC США, план развития, о котором говорилось ранее, относится исключительно к редакции МСФО (IFRS), изданной СМСФО.

Каковы же будут последствия для проекта мировых стандартов финансовой отчетности? Процесс не остановится. Возможно, он лишь сбавит темп.

Существовала распространенная точка зрения, в соответствии с которой СМСФО провел недостаточную консультационную работу перед принятием решений по сближению с ГААП США, являющихся фундаментальными при определении направления работы. Те области, в которых сегодня достигнут наибольший прогресс по сближению стандартов США и МСФО (IFRS), представляют собой именно те области, которые являются источником оппозиции и непринятия в Европе. В конечном итоге эта проблема может быть решена за счет возникновения задержек и ожесточенной борьбы между органами Евросоюза. Однако, скорее всего СМСФО будет вынужден предоставить дополнительное время для нового процесса утверждения в Европе.

Задержки, вызванные действиями Евросоюза, скорее всего, свидетельствуют о более серьезном вызове идее созданию мировых стандартов финансовой отчетности. Есть вероятность того, что после систематизации и обсуждения последствий на локальном уровне, нам придется столкнуться с иными юридическими задержками и различиями.
Остается лишь надеяться, что результаты сближения и соблюдения являются лишь вопросом времени, потому что выгода от применения стандартов финансовой отчетности общемирового масштаба очевидна.

Работа СМСФО активно продолжается. МСФО (IFRS) все чаще рассматриваются мировым сообществом в качестве универсального набора стандартов глобального уровня. Скорее всего, основные расхождения относятся к сфере малого и среднего бизнеса, страхованию и добывающей отрасли.

Как только данные расхождения будут устранены, доказательство необходимости новых стандартов либо существенных поправок к уже имеющимся ложится на плечи СМСФО (IASB). Он должен будет провести более глубокую консультационную работу и обосновать свою рабочую программу не только SEC США и Еврокомиссии, но и всем заинтересованным лицам в общемировом масштабе, тем, кто понесет издержки, связанные с обучением, распространением и практической реализацией данных изменений.

Деятельность АССА посвящена мировым стандартам финансовой отчетности и работе СМСФО. Однако давление, направленное на проведение более детальных консультаций, и соответствующее юридическое оформление последующих изменений непреодолимо и должно быть устранено, иначе поддержание нынешнего уровня прогресса в сближении стандартов невозможно.

03 августа 2007

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.205 сек.
Яндекс.Метрика