19 марта 2019 г. Вторник | Время МСК: 17:55:42
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сложности применения МСФО (IFRS) 8



Анна Узорникова
Источник: НСФО
добавлено: 06-12-2007
просмотров: 17550
Применение нового стандарта всегда сопряжено с подготовкой дополнительных данных, корректировкой учетной политики компании, изменением процедуры составления отчетности. Для специалиста по МСФО важно не упустить момент и вовремя оценить объем предстоящих работ. Заблаговременная подготовка к применению МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» позволит снизить вероятность возникновения ошибок и возможные негативные последствия для компании.

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Operating Segments) не влияет на порядок расчета и представления показателей финансовой отчетности компании, он регулирует вопросы раскрытий в примечаниях.

Согласно новым правилам специалисты по МСФО должны составлять примечания по сегментам, используя данные управленческой отчетности. Таким образом, информация, представляемая руководству в составе управленческой отчетности, будет отражаться в отчетности по МСФО. Новый подход к представлению информации по сегментам может привести к появлению новых отчетных сегментов, изменению порядка раскрытия информации и повлиять на другие участки учета.

Новый стандарт распространяется на большее количество компаний, чем предыдущий. В сферу действия МСФО (IAS) 14 включены компании, чьи долевые или долговые инструменты обращаются на открытом рынке, а также компании, которые готовятся к выпуску таких инструментов для обращения на рынке. МСФО (IFRS) 8 распространяет свое действие и на компании, которые только регистрируют выпуск инструментов в регулирующих органах.

Управленческий подход

Ключевым отличием МСФО (IFRS) 8 является ориентация на раскрытие информации об операционных сегментах с использованием так называемого управленческого подхода. Это означает, что теперь операционные сегменты должны определяться так, как они установлены менеджментом компании для принятия решений о распределении ресурсов и оценки результатов деятельности компонентов бизнеса.

Операционный сегмент - это подразделение компании:

  • которое может получать доходы и нести расходы от операций как внутри компании, так и с внешними контрагентами;
  • результаты работы, которого регулярно анализируются высшим органом оперативного руководства при принятии решений о наделении его ресурсами и оценке его деятельности;
  • которое имеет обособленную финансовую информацию (пар. 5 МСФО (IFRS) 8).

Деятельность, которая еще только начинается (start-up operations) и не приносит доходов, также может быть операционным сегментом.

В соответствии с МСФО (IFRS) 8 предприятие раскрывает информацию по каждому операционному сегменту, выручка, прибыль (убыток) или активы которого превышают установленные пороговые значения, в том числе по сегментам, большая часть выручки которых получена от операций внутри группы компаний, представляющих консолидированную финансовую отчетность. Такие сегменты называются отчетными (reportable segments).

Информация о работе операционных сегментов важна для пользователей отчетности при оценке работы компании, и новый подход к ее раскрытию позволит им не только увидеть результат деятельности сегмента, но и понять, каким образом принимаются решения, а значит, оценить качество управления. С одной стороны, управленческий подход может вызывать отторжение у руководства компании и восприниматься как посягательство на важную информацию, коммерческую тайну, ноу-хау ведения бизнеса. С другой стороны, он является несомненным плюсом нового стандарта. У компании появляется возможность лучше объяснить пользователям отчетности результаты деятельности: она больше не обязана выделять сегменты по географическому признаку и типу производимой продукции и может раскрывать ту информацию, которая действительно имеет значение для оценки эффективности ее работы. Теперь есть возможность показать данные, имеющие важное значение с точки зрения руководства, и объяснить внешнему пользователю логику принятия бизнес-решений.

Изменения в раскрытии информации

Принятие МСФО (IFRS) 8 может привести к значительным изменениям в раскрытии информации в примечаниях у некоторых компаний. Это может произойти по нескольким причинам.

Во-первых, МСФО (IFRS) 8 вводит новое понятие «высший орган оперативного руководства». Высший орган оперативного руководства (chief operating decision maker) - это главное лицо, высший орган в компании, отвечающий за операционную деятельность. Таким органом в компании может являться президент, управляющий (генеральный) директор или группа исполнительных директоров. В функции высшего органа оперативного руководства входит распределение ресурсов и оценка эффективности деятельности сегментов. Информация, которая при этом используется высшим органом оперативного руководства, должна быть раскрыта в примечаниях.

На практике необходимо будет определить, какой орган (или кто) является высшим органом оперативного руководства в компании по существу, а не только и не столько формально в соответствии с учредительными документами.

Во-вторых, раньше компания выделяла два вида сегментов: по виду производимой продукции или оказываемых услуг и географическому принципу. Согласно МСФО (IFRS) 8 компания должна самостоятельно на основании управленческой отчетности определить, какие виды сегментов раскрыть в примечаниях, и описать базу их определения (то есть описать схему, по которой руководство организует деятельность компании: выделяя сегменты по видам продукции и услуг, по географическому признаку, нормативному регулированию отдельных сфер экономики или основываясь на комбинации факторов).

Для многих компаний, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО, новые требования представления сегментной информации позволят привести в соответствие внутреннюю и внешнюю отчетность, что в свою очередь может значительно снизить нагрузку, требуемую для поддержания двух различных систем отчетности внутри одной компании. Для других внедрение нового стандарта потребует значительных изменений в системе выделения отчетных сегментов и представления информации о них в отчетности.

В-третьих, раскрываемая информация должна основываться на данных, используемых руководством в текущей деятельности, в то время как по МСФО (IAS) 14 требовалось, чтобы показатели по сегментам рассчитывались так же, как при подготовке отчетности по МСФО. Поэтому теперь общие суммы выручки, прибыли (убытка), активов и других показателей в основных формах отчетности и примечаниях по сегментам могут отличаться друг от друга, и специалистам необходимо проводить их выверку (пар. 28 МСФО (IFRS) 8).

На практике необходимо продумать, насколько целесообразно и безопасно с точки зрения защиты коммерческой тайны компании может оказаться раскрытие той или иной внутренней информации. Могут потребоваться значительные изменения в системе

внутренней отчетности с тем, чтобы обеспечить раскрытие информации не в ущерб интересам компании. Однако эти изменения должны быть реальными, а не формальными. Так, в финансовой отчетности должна будет все-таки раскрываться информация, которая на самом деле используется высшим органом оперативного руководства при принятии решений. Создание второй управленческой отчетности только для целей представления данных в финансовой отчетности недопустимо.

В-четвертых, в отличие от МСФО (IAS) 14 новый стандарт не определяет, как рассчитывать выручку, расходы, финансовый результат, активы и обязательства сегмента. Компания должна раскрывать эти показатели в суммах, представляемых высшему органу оперативного руководства, и пояснять методы их расчета.

На практике необходимо проанализировать достоверность представляемой высшему органу оперативного руководства информации. Поскольку управленческая информация будет теперь включаться во внешнюю отчетность, то для отчетности компаний, подлежащей аудиту, это означает, что она будет включена в объем проверяемой аудиторами информации.

Раскрытие данных по сегментам в отчетности

Согласно пар. 23 МСФО (IFRS) 8 должны; быть раскрыты, как минимум, показатель прибыли (убытка) и общая сумма активов по каждому отчетному сегменту. Количество отчетных сегментов не ограничено. Но оно не должно мешать пониманию характера и финансовых результатов деятельности компании и экономической среды, в которой она действует.

В примечаниях по сегментам должны быть раскрыты следующие показатели, если они анализируются высшим органом оперативного руководства и при этом не учитываются при расчете общего показателя прибыли (убытка) или общей суммы активов:

1. По выручке и расходам раскрывается следующая информация:

  • выручка, полученная от внешних покупателей, а также от операций с другими сегментами компании;
  • сумма амортизации;
  • доля предприятия в прибыли (убытке) зависимых компаний и совместных предприятий, учитываемая по методу долевого участия;
  • расход (доход) по налогу на прибыль;
  • процентный доход и расход;
  • существенные неденежные статьи прибылей и убытков (в дополнение к амортизации) и другие существенные статьи прибылей и убытков.

2. По активам каждого сегмента специалистам нужно раскрыть:

  • величину инвестиций в зависимые компании и совместные предприятия, если они учитываются по методу долевого участия;
  • увеличение суммы внеоборотных активов, кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов и прав, возникающих по договорам страхования.

Далее нужно пояснить, как была подготовлена информация о сегментах и как она соотносится с показателями бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Например, если высший орган оперативного руководства при оценке результатов деятельности сегментов и распределении ресурсов в компании анализирует информацию, подготавливаемую в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета, то и в примечаниях по сегментам необходимо раскрыть показатели, рассчитываемые по РСБУ. При этом нужно пояснить способ расчета этих показателей, а также привести основные причины расхождений с цифрами, включенными в баланс и отчет о прибылях и убытках по МСФО.

Влияние МСФО (IFRS) 8 на ЕГДС

Применяя МСФО (IFRS) 8, многие компании выделят операционные сегменты, отличные от определенных в соответствии с МСФО (1AS) 14. Это может изменить группировку единиц, генерирующих денежные средства (ЕГДС) компании для проведения теста на обесценение некоторых активов (например, гудвила). В соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (Impairment of Assets) наивысший уровень группировки активов (ЕГДС) для целей проведения теста на обесценение гудвила не может быть выше уровня операционного сегмента, поэтому его нужно будет пересмотреть.

Все существенные различия в способе расчета (измерения) показателей по операционным сегментам и в основных формах отчетности должны быть также раскрыты в количественном выражении.

Если высший орган оперативного руководства использует для принятия решений информацию, подготавливаемую исходя из принципов, отличных от МСФО, то выверка сегментной информации с данными, включенными в баланс и отчет о прибылях и убытках по МСФО, может оказаться трудной для понимания пользователями. В этом случае компаниям стоит подумать о выпуске отдельного пресс-релиза (или использовать любые другие формы коммуникации с пользователями внешней отчетности, доступные компании) для обеспечения понимания нового набора информации.

МСФО (IFRS) 8 требует и ряд других обязательных раскрытий. Например, компании должны раскрывать степень их зависимости от крупных покупателей (пар. 34 МСФО (IFRS) 8). По каждому клиенту, на долю которого приходится более 10% выручки компании, необходимо указать: общую сумму доходов от операций и название сегмента или сегментов, к которым они относятся.

Если компании известно, что ряд ее покупателей находится под общим контролем, то такие клиенты объединяются в группу и информация по ним раскрывается как об одном клиенте. Для целей МСФО (IFRS) 8 государство и контролируемые им компании также считаются одним клиентом.

Готовы ли вы к применению МСФО (IFRS) 8

Для первого применения МСФО (IFRS) 8 специалистам компаний необходимо провести подготовительную работу и определить следующие моменты:

1. Кто выполняет функции высшего органа оперативного руководства в компании.

Эта информация необходима для определения объема данных, которые будут раскрываться в примечаниях по сегментам.

2. Каково качество информации, используемой высшим органом оперативного

руководства для принятия решений о распределении ресурсов и оценке деятельности сегментов. В каком виде она представляется: объединена в единый отчет или используются разрозненные данные. Каким образом обеспечиваются полнота и точность информации, необходимо ли ввести дополнительные процедуры для оптимизации ее сбора, Как изменится перечень отчетных сегментов компании.

3. Каким образом представление новой информации может повлиять на восприятие компании внешними пользователями финансовой отчетности. Какие положительные и негативные последствия могут возникнуть от раскрытия новой информации? Как можно устранить отрицательный эффект?

Каждый из этих моментов важен при подготовке компании к применению МСФО (IFRS) 8, Они могут потребовать от специалиста большой и кропотливой работы, однако это позволит не только правильно применить стандарт, но и избежать возможных негативных последствий от раскрытия важной для компании информации.

Справка

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Operating Segments) опубликован Правлением Комитета по МСФО 30 ноября 2006 года. Он был принят в рамках краткосрочной программы сближения (конвергенции) МСФО и US GAAP и практически идентичен стандарту финансовой отчетности SFAS 131 «Раскрытие информации о сегментах бизнеса и связанной информации» (Disclosures about Segments of an Enterprise and Related Information).

Стандарт заменяет МСФО (IAS) 14 «Отчетность по сегментам» (Segment Reporting) и должен применяться для отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2009 года. Старый стандарт продолжает действовать до вступления в действие МСФО (IFRS) 8. Компания может применять новый стандарт досрочно, раскрывая этот факт дополнительно. Независимо от того, для какого отчетного периода стандарт будет применен впервые, необходимо привести соответствующие сопоставимые данные за предыдущий период.

Анна Узорникова, FCCA, директор отдела консультаций по финансовой отчетности ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.213 сек.
Яндекс.Метрика