23 мая 2022 г. Понедельник | Время МСК: 23:25:35
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

За чей счет экономим



Михаил Малыхин
Источник: Газета "Ведомости"
добавлено: 29-04-2008
просмотров: 6759
В периоды экономического спада американские менеджеры традиционно либо прибегают к сокращению штатов, либо пытаются сэкономить на материальном вознаграждении. Российским управленцам больше по вкусу второй метод.

О кризисе в России пока речь не идет, но с развитием рынка усиливается конкуренция и компаниям приходится задумываться об эффективности бизнеса и сокращении издержек, в том числе о необходимости оптимизации бизнес-процессов, связанных с персоналом, отмечает Светлана Миклуха, консультант по персоналу «Нексиа Пачоли».

Прежде чем начать сокращения

Решая вопрос сокращения затрат на вознаграждение персонала, необходимо проанализировать несколько факторов, советует Ольга Шестакова, менеджер отдела консультационных услуг по управлению персоналом PricewaterhouseCoopers. 1. Сопоставить уровень затрат на вознаграждение своей компании с рыночными данными и убедиться, что существующие затраты не ниже среднерыночных, в противном случае дальнейшее сокращение вознаграждения может повлечь отток персонала. 2. Проанализировать систему базовой оплаты труда: есть ли «переплаченные» сотрудники, на каком уровне устанавливается зарплата новичков, обладающих меньшей компетенцией. 3. Убедиться, что в ходе индексации применяется принцип привязки зарплаты к результативности. И индексировать зарплату только высокорезультативным работникам.

Умрем, но не выгоним

Основатель и руководитель производителя компьютеров Dell Майкл Делл сообщил, что компания планировала к 2011 г. уволить свыше 8800 человек, или 10% персонала, чтобы снизить себестоимость производства на $3 млрд к 2010 г. Но чаще о сокращении штата можно слышать от представителей банков. На этой неделе агентство Reuters сообщило, что Citigroup рассматривает возможность сокращения штата на 5-10% (более 30 000 человек). Ранее Bank of America заявил о сокращении 3000 сотрудников, а британский Northern Rock уволит в ближайшие три года свыше 2000 человек.

Сокращение персонала — болезненный, но часто необходимый шаг, комментирует Миклуха. Опыт успешных зарубежных компаний (Sony, Nissan) показывает: для ежегодного «обновления» необходимо проводить 10%-ное сокращение персонала на основании аттестации и оценки. На любом предприятии есть ряд вспомогательных должностей. Этот персонал требует серьезных затрат времени и сил на подбор, обучение, адаптацию. Поэтому такие категории сотрудников целесообразно выводить за штат, тем самым сокращая издержки, подчеркивает она.

По мнению директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимира Гимпельсона, в России увольнения — крайняя и непопулярная мера, которой работодатели предпочитают снижение материального вознаграждения.

«Даже в кризис 1998 г. мы не сокращали штат, а изменили схемы стимулирования или перераспределили обязанности, — утверждает Татьяна Пономарева, коммерческий директор компании Binatone. — В крайнем случае мы изыщем возможность оптимизировать другие статьи расходов. Оптимизация логистики позволяет нашей компании сократить издержки направления на 5-6% в год».

Своего не отдают

После того как месяц назад швейцарский банк UBS из-за убытков (за год были списаны активы почти на $19 млрд) на 90% урезал вознаграждение гендиректора Марселя Оспела (он заработал 2,57 млн швейцарских франков, или $2,62 млн, по сравнению с 26,6 млн франков в 2006 г.), еще восемь CEO крупнейших американских компаний объявили, что отказываются от бонусов в пользу сотрудников, ссылаясь на кризис.

«На финансовое состояние компании эти суммы никак не повлияют — это скорее политическое решение, призванное поднять корпоративный дух», — полагает Маргарита Кошман, старший консультант хедхантинговой компании Heidrick & Struggles. Прецедентов отказа менеджера от бонуса в пользу сотрудников в России она не припоминает: «Сейчас в России нет кризиса, подобного американскому, а во время кризиса 1998 г. просто нечем было делиться».

По мнению юриста Дмитрия Кофанова, консультанта центра NS Consulting, формально отказаться от зарплаты в России никто не может: «Если работник не берет в кассе денег, работодатель в соответствие со статьей 236 ТК РФ может быть еще и привлечен к ответственности за задержку выплаты. Взять же деньги, но перечислить их другим работникам или на какие бы то ни было другие нужды, служащий вправе».

Не обирать рабочего

В прошлую субботу на площади конгресса в Любляне порядка 35 000 человек, представляющих профсоюзы 29 стран Европы, провели марш протеста. Джон Монкс, возглавляющий Конфедерацию профсоюзов Европы, озвучил основное требование протестующих: повышение зарплаты на фоне роста инфляции.

В России госслужащим индексировать зарплату предписывает закон (статья 134 ТК РФ), в частных же компаниях условия повышения окладов в привязке к повышению цен и каким-либо иным экономическим условиям регулируют положения в коллективном трудовом договоре (если таковые есть), комментирует Кофанов.

По мнению Миклухи, следует понимать, что если уменьшение зарплаты руководителям в кризис выглядит логично, то сокращение выплат рядовым сотрудникам становится демотивирующим фактором и может сократить издержки ненадолго. А в будущем приведет к увеличению расходов на персонал — волна увольнений повлечет за собой расходы на подбор, обучение и адаптацию новых людей.

«Сегодня очевидно, что квалифицированного персонала в финансовых организациях в таком количестве, чтобы обеспечить активное развитие розничных банков, просто не хватает, — говорит Александр Тютюнник, партнер отдела бизнес-консультирования КПМГ. — А значит, сокращения, замораживание зарплат и проч., которые применяются по отношению к персоналу западных банков, в России определенно вводиться не будут».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика