22 мая 2019 г. Среда | Время МСК: 04:43:34
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

МСФО: Раскрытие информации по сегментам




Источник: Минфин России
добавлено: 23-06-2008
просмотров: 15886

Таблица 1. Сфера регулирования и общая степень разработанности проблемы

Наименование

МСФО

РСБУ

Комментарии

Применение

В МСФО раскрытие информации по сегментам регулируется  МСФО (IFRS) 8  «Операционные сегменты» (Operating segments), который был опубликован в ноябре 2006 года. Он заменяет собой МСФО (IAS) 14 «Отчетность сегментов» и вступает в силу с годовых отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2009 года и позднее. МСФО 8 применяется к отдельной или консолидированной отчетности компаний, чьи акции или долговые инструменты обращаются на открытом рынке или компания находится в процессе подготовки к получению листинга.

В РПБУ раскрытие информации по сегментам определяется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», которое было разработано в соответствии с МСФО (IAS) 14 «Отчетность сегментов».
ПБУ 12/2000 предназначено для применения коммерческими организациями, как в индивидуальной, так и в сводной  отчетности. (за исключением малых и кредитных организаций) которые осуществляют:
 - различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;
- свою деятельность в различных географических регионах.

Основное различие состоит в том, что и МСФО (IAS) 14 и МСФО (IFRS) 8  предназначены для применения публичными компаниями, т.е. теми чьи ценные бумаги обращаются на открытом рынке или компаниями, находящимися в процесс подготовки выпуска ценных бумаг на открытый рынок, ПБУ 12/2000 распространяется на все организации (за исключением малых и кредитных)..

Таблица 2 . Принципы сегментирования

Наименование

МСФО

РСБУ

Комментарии

Идентификация сегментов

Основной принцип – компания должна раскрывать информацию, которая позволит пользователям финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия разных видов деятельности, которые она осуществляет и экономические условия, в которых она работает.

Операционный сегмент – компонент компании,
- который осуществляет хозяйственную деятельность и может получать доходы и нести расходы (включая доходы и расходы по операциям с другими компонентами компании);
- операционные результаты которого регулярно анализируются руководителем, принимающим операционные решения в отношении ресурсов сегмента и оценки его деятельности;
-  по которому имеется отдельная финансовая информация.

Согласно ПБУ 12/2000 существует два вида сегментов: операционный и географический.

Операционный сегмент  - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

При выделении операционных сегментов несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
- назначению товаров, работ, услуг;
-процессу производства товаров, выполнения работ;
- оказанию услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
- системам управления деятельностью организации (если применимо).

 При выделении географических сегментов следует исходить из:
а) сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
б) наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
в) сходства деятельности;
г) рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
д) общности правил валютного контроля;
е) валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов  или по местам расположения рынков сбыта  товаров, работ, услуг).

Основой для идентификации сегментов в МСФО является внутренняя информация, на основе которой менеджмент принимает операционные решения. МСФО 8 требует анализа внутренней управленческой отчетности компании, которая регулярно анализируется руководителем, принимающим операционные решения, причем это может быть как единоличный, так и коллегиальный орган.  Таким образом, в МСФО при определении сегментов  руководствуются не самим фактом наличия разных видов продукции (деятельности) или присутствие организации в разных географических регионах, а структурой управления и принятия решений в организации

Отчетные сегменты

Компания должна предоставлять отдельно информацию отдельно по каждому операционному сегменту, который:
- был идентифицирован в соответствии с определением операционного сегмента или является объединением сегментов;
- превышает количественные пороги для отчетных сегментов

Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям

Существенным отличием является включение с точки зрения МСФО в операционные, а потенциально и в отчетные сегменты компонентов компании, которые продают свою продукцию или оказывают услуги преимущественно или исключительно другим операционным сегментам.

Пороговые значения

-выручка, как внешняя так и внутрисегментная , равна или выше 10 процентов совокупной выручки, как внутренней, так и внешней, всех операционных сегментов;

-абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна или выше 10 процентов большего из абсолютных величин: (i) совокупной прибыли всех прибыльных сегментов; (ii) совокупного убытка всех убыточных сегментов;
-активы равны или превышают 10 процентов совокупных активов всех операционных сегментов.

Если совокупная внешняя выручка операционных сегментов, выделенных как отчетные, составляет меньше 75 процентов всей выручки компании, необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты. (даже если они не удовлетворяют пороговым значениям).
Если операционный сегмент начал соответствовать критериям отчетного только в отчетном периоде, информация по нему должна быть пересчитана за предыдущий период, несмотря на то, что в прошлом периоде он не соответствовал критериям отчетного

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
- активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации.

 

Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде пороговым значениям.

В пороговых значениях различия отсутствуют, однако по иному раскрывается информация, если сегмент, в предыдущем отчетном периоде, не удовлетворяющий пороговым значениям, в отчетом периоде превышает указанные значения.
В МСФО фокус делается на структуру сегментов, действующую на отчетную дату, а данные за прошлый период изменяются, с тем, чтобы выделить информацию о сегменте, ставшем в текущем периоде отчетным.

В ПБУ 12/2000 отмечается, что организацией должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. ПБУ. При этом основной акцент сделан на том, что при изменении структуры сегментов данные текущего года предоставляются в соответствии с прошлогодней структурой, кроме того раскрывается информация по новым сегментам.

Объединение сегментов

Два или более операционных сегментов могут быть объединены в один операционный сегмент, если такое объединение согласуется с основным принципом этого стандарта и сегменты имеют схожие экономические характеристики и также схожи по всем следующим факторам:
- характеру продукции или услуг;
- характеру производственного процесса;
- типу или классу покупателей товаров или услуг;
- методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
- специфике нормативно-правового регулирования деятельности, например, банковская деятельность. страхование или ЖКХ (если применимо).

Отдельные требования по объединению сегментов отсутствуют, однако, сам процесс выделения сегментов происходит с учетом факторов объединения, предусмотренных в МСФО.

Отсутствие в РСБУ требований по объединению нескольких сегментов в один отсутствует, так как в РСБУ при сегментации рассматривается не процесс принятия операционных решений, а схожесть экономических условий, что в МСФО является вторичным.

 

Таблица 3 . Оценка

Наименование

МСФО

РСБУ

Комментарии

Оценка доходов, расходов, активов и обязательств  сегмента

Оценка суммы, каждого показателя, включенного в сегмент, должна быть оценкой, сообщаемой руководителю, принимающему операционные решения для целей распределения ресурсов сегментов и оценки результатов их деятельности.
Корректировки и исключения, которые делаются при подготовке финансовой отчетности должны отражаться в составе прибыли или убытка, активов и обязательств  сегмента только в тех случаях, если они включены в состав показателей сегмента, используемой руководителем, принимающим операционные решения.

Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации, применяемой для целей бухгалтерского учета. т.е в той оценке, в которой используется при подготовке бухгалтерской отчетности.

Различие существенно, так как по МСФО 8 в публичной отчетности необходимо раскрывать информацию, которая готовится компанией для своих внутренних целей при оценке финансовых показателей отдельных сегментов.

Использование в МСФО такой оценке – попытка приравнять пользователя финансовой отчетности, не имеющего доступа к внутренней информации и менеджера, принимающего решения, основываясь на данных управленческой отчетности.

 

Состав показателей по сегментам

МСФО определяет, что в состав активов, обязательств, выручки и расходов сегмента будут включаться только те элементы, которые включаются при формировании отчетов руководству, принимающему операционные решения.

МСФО требует раскрытия основы измерения следующих показателей:
- прибыли или убытка сегмента
- активов сегмента
- обязательств сегмента
- отдельных статей доходов или расходов, данные по которым регулярно предоставляются руководителю, принимающему операционные решения.

Компания должна дать разъяснения по оценке показателей прибыли или убытка сегмента, активам и обязательствам сегмента по каждому отчетному сегменту. Компания должна раскрывать, как минимум, следующее:

а) основу учета операций между отчетными сегментами;
б) характер разницы между:
- показателями прибыли или убытков, активов и обязательств отчетных сегментов; и
- прибылью или убытком компании до расходов налога на прибыль (или соответствующего дохода), прекращенной деятельности, активами и обязательствами (если она не очевидна из сверки).
Разницы в совокупных показателях сегментов и организации в целом могут быть обусловлены расхождениями в способах установленных учетной политикой принятой для подготовки финансовой отчетности и политикой распределения централизованных затрат и совместно используемых активов и обязательств между сегментами.
в) характер изменений в сравнении с предшествующими периодами в методах оценки, используемых для определения прибыли или убытка отчетного сегмента, и влияния (при наличии такового) этих изменений на показатели прибыли или убытка сегмента.
г) характер и влияние асимметричного распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами. Например, компания может распределить амортизационные расходы на сегмент, не распределяя соответствующие активы на этот сегмент.

 

При формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующее:
а) выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:
- проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;
- доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;
При формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен.
б) расходами отчетного сегмента не являются:
- проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;
- расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;
- налог на прибыль;
- общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом;
в) финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства;
г) в обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения.
Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.
Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов.
При распределении между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, могут применяться разные способы.
Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов.

 

В отличие от РБСУ в МСФО регламентация состава показателей, включаемых в активы, обязательства, доходы и расходы сегмента, является менее жесткой и ориентируется, в первую очередь, на  порядок формирования соответствующих показателей для целей внутренней отчетности, используемой руководством, принимающим операционные решения.


Таблица 4. Раскрытие информации

Наименование

МСФО

РСБУ

Комментарии

Первичная – вторичная сегментация

Требования по делению сегментов на первичные и вторичные отсутствуют.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

МСФО 8 отменил деление сегментов по признакам первичный – вторичный. основа сегментирования теперь только внутренняя структура принятия операционных решений.

Состав раскрываемой информации
(общая информация)

Общая информация
- факторы, определившие идентификацию сегмента.
- виды продукции или услуг от которых каждый отчетный сегмент получает свои доходы.
Информация, раскрываемая по организации в целом:
-выручка по каждому виду продуктов и услуг от внешних покупателей;
- выручка от внешних покупателей и внеоборотные активы в стране регистрации и во всех зарубежных странах;
- информация об основных покупателях.

Если выручка от продажи одному внешнему покупателю составляет 10 процентов и более от выручки организации, организация должна раскрыть этот факт, указав совокупную выручку по каждому такому покупателю и сегмент (сегменты), в отчетности которых отражена эта выручка без распределения отдельно по каждому сегменту. Группа взаимосвязанных организаций должна рассматриваться в качестве единого покупателя.

Требования по раскрытию общей информации отсутствуют.

Необходимость раскрытия информации  о выручке в разрезе продуктов и географических регионов, а также внеоборотных активах  вытекает из общего порядка раскрытия информации о первичных и вторичных сегментах.

В РСБУ отсутствует требование раскрытия информации по крупным клиентам организации, а также описание походов к идентификации сегментов.
 
Согласно МСФО общая информация раскрывается во всех случаях, даже если у организации существует всего один отчетный сегмент.

На практике раскрываемая информация о структуре выручки и внеоборотных активов также может различаться, так как порядок сегментации выручки, в том числе и при объединении отчетных сегментов в РСБУ  может отличаться от аналитики, требуемой  МСФО (IFRS) 8.

Состав раскрываемой информации
(информация о прибыли и убытках, активах и обязательствах сегментов)

Компания обязана представить оценку прибыли и убытка и суммарных активов по каждому отчетному сегменту. Компания должна представлять показатели обязательств по каждому отчетному сегменту, если такие суммы регулярно представляются на рассмотрение руководству, принимающему операционные решения.

Компания также должна раскрывать следующую информацию по каждому отчетному сегменту, если соответствующие суммы включены в состав прибыли или убытка сегмента, рассматриваемого руководством, принимающим операционные решения (или регулярно представляются ему при осуществлении иных процедур), даже если эти суммы не включены в состав прибыли или убытка сегмента:
- выручку от продажи внешним клиентам;
- выручку по операциям, осуществляемым с другими операционными сегментами одной и той же компании;
- процентные доходы;
- процентные расходы;
- амортизацию (в том числе нематериальных активов);
- существенные статьи доходов и расходов;
- долю компании в прибыли или убытке ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая отражается на основе долевого метода;
- расходы (или доход) по налогу на прибыль;
- существенные неденежные статьи, отличные от амортизации.

По каждому отчетному сегменту компания должна раскрывать следующую информацию, если конкретные суммы включены в показатели активов сегмента, рассматриваемые руководством, принимающим операционные решения, или регулярно представляемые ему при осуществлении иных процедур, даже если не включены в показатели активов сегмента:
- инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия, которые отражаются на основе долевого метода;
- суммы приобретенных долгосрочных активов, за исключением финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования.

По каждому отчетному сегменту компания должна представлять в отчетности процентные доходы отдельно от процентных расходов. Исключение составляют случаи, когда большая часть выручки сегмента получается за счет процентов, и руководство, принимающее операционные решения, полагается в основном на чистую процентную выручку при оценке результатов деятельности сегмента и принятии решений о выделении ресурсов этому сегменту. 

В данной ситуации компания может представить в отчетности процентную выручку сегмента за вычетом процентных расходов, раскрыв факт проведения соответствующих расчетов.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
- финансовый результат (прибыль или убыток);
- общая балансовая величина активов;
- общая величина обязательств;
- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
- общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
- совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

По вторичному сегменту:
- выручка от продажи внешним покупателям;
- балансовая величина активов;
- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.(примечание 1 -прописать особенности раскрытия   информации по вторичным сегментам в зависимости от того какова основа первичной сегментации.

 

Сверка показателей сегментов с показателями компании в целом

Компания должна представить результаты сверки следующей информации:

- совокупной выручки отчетных сегментов с выручкой компании;

- совокупных показателей прибыли или убытка отчетных сегментов компании с прибылью или убытком компании до налоговых расходов (налогового дохода) и прекращенной деятельностью.
Если компания распределяет на отчетные сегменты такие статьи как налоговые расходы (налоговые доходы),  можно провести сверку совокупных показателей прибыли или убытка сегментов с прибылью или убытком компании после указанных статей.
- совокупных активов и обязательств отчетных сегментов с активами и обязательствами компании;
- совокупных показателей отчетных сегментов со всеми соответствующими показателями иных существенных статей, раскрываемых по компании в целом.

Имеется аналогичное требование, в отношении показателей, раскрываемых по первичным сегментам.

Несмотря на схожие требования смысл проведения сверки различен ввиду различных оценок, применяемых для предоставления сегментной информации. В МСФО выручка по организации в целом определяется в соответствии с принятой учетной политикой организации, разработанной на основе МСФО, а выручка по сегментам предоставляется в оценке, используемой для внутренних нужд компании, в частности для принятия решений, поэтому смысл сверки заключается в сопоставлении двух разных оценок, в то время как в РСБУ сверка заключается в простом суммировании показателей сегментов.

Пересчет ранее предоставленной информации

Если компания изменила свою внутреннюю структуру, вследствие чего изменилась структура ее отчетных сегментов, информация предоставленная за предыдущие периоды должна быть пересчитана, за исключением случаев если необходимой информации не имеется в наличии и затраты на ее получение были бы значительными.
Если компания не смогла выполнить пересчет по предшествующему периоду, необходимо представить по периоду, в котором изменилась структура, данные основанные как на старой, так и  на   новой сегментации.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов.
Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде пороговым значениям.

 

РСБУ не рассматривает случаи изменения внутренней структуры организации. При этом ПБУ 12/2000 ориентировано, в первую очередь, на обеспечение сопоставимости с предыдущим периодом.

Таблица 5. Переходные положения

 

В первый год применения МСФО 8 компания обязана пересчитать информацию, представленную за предыдущие периоды в соответствии с МСФО 8, за исключением случаев если необходимая информация отсутствует и затраты на ее подготовку были бы значительны.

Переходные положения отсутствуют

Ввиду отсутствия переходных положений, в случае внесения изменений в стандарт, в первый год его применения может возникнуть  несопоставимость  с информацией, предоставленной за предыдущий отчетный период.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.319 сек.
Яндекс.Метрика