18 ноября 2019 г. Понедельник | Время МСК: 11:32:41
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Хитрость в HR



Павел Горбачев
Источник: HRM
добавлено: 04-08-2008
просмотров: 14339
Определения хитрости, применение ее в управлении персоналом и аспекты морали. Обман и хитрость – что общего между этими вещами, и чем они отличаются?

Хитрость в HRКогда мы начинаем рассуждать о сложных вещах вроде грейдинга, сбалансированной системы показателей или системы мотивации, то становимся похожи на альпинистов, стремящихся к вершине: все слышали, все видели, но мало кто там был, а если и был, то всегда возвращается назад…

Если же идет беседа о простых вещах, вроде доверия или хитрости, то мы уподобляемся мудрецам: каждый знает об этом достаточно, чтобы считаться экспертом, каждый этим владеет в определенной степени, и всегда имеет возможность сравнить эти свои способности с чужими.

Начав тему о простых вещах, мы имеем возможность в суждениях человека увидеть его самого.

Толковый словарь русского языка Ожегова трактует это так: «Хитрость, -и, ас. 1. см. хитрый. 2. Хитрый поступок, прием. Пуститься на хитрости. * Не велика хитрость! (эка хитрость!) (разг. ирон.) - о чем-н. несложном, нетрудном, совсем простом».

Хитрость в нашем сознании является определенным инструментом, к которому мы прибегаем в случае, когда обычным путем не получается достичь цели. Если мы очень часто прибегаем к хитрости, то она становится одним из определяющих нас свойств личности, и мы становимся хитрыми.

У хитрости много определений и граней. В житейском понимании хитростью может называться смекалка, ловкость, изобретательность, то есть все, что делает жизнь проще и приятнее.
В профессиональном плане хитростью называют методы и приемы, которые позволяют делать работу быстрее, эффективнее и лучше.

Хитрость в кадровом менеджменте – это очень интересная грань нашей жизни, связанная с особыми аспектами психологии и манипуляции сознанием другого человека. От того, насколько компетентен эйчар в своей профессии, зависит и его умение пускаться на хитрости, не причиняя вред другим. То есть хитрость отличается от обмана тем, что обман причиняет вред и считается злом, а хитрость может привести как минимум к обоюдной пользе, и однозначно злом уже не считается. На то она и хитрость.

Конечная цель

Хитрость как инструмент не несет в себе изначально ни положительного, ни отрицательного. Ее можно сравнить с бензопилой, которую каждый готов применить в меру своей испорченности: ей можно построить дом, и все будут счастливы в нем, или можно устроить техасскую резню, и в итоге от этого проиграют все.

Оценку этого феномена определяет конечная цель, ради которой человек пустился на хитрость.
Этот инструмент мышления можно оттачивать и развивать, постоянно решая сложные задачи.

На практике часто оказывается, что хитрость - это манипуляции сознания с реальной информацией. Когда мы хитрим, то позволяем себе посмотреть на ситуацию под другим углом, и увидеть новые решения проблем. Так появляются на свет интерпретации и трактовки, которые могут являться частными случаями хитрости.
Может быть, интерпретация и не нарушит общепринятых моральных норм и запретов – и тогда хитрость остается в своих берегах. Если хитрость выходит за грань морали, то это уже обман. За хитрость обычно не наказывают, а вот за обман вполне могут покарать.

Хитрость – это свойство человеческого сознания, которое постоянно желает адаптироваться к сложным условиям существования, и, по возможности, адаптировать среду под свои нужды.

Один человек обладает большим набором умственных способностей, и у него в арсенале много хитростей. Другой же может полагаться в большей степени на силу, и именно ее привыкает использовать для достижения целей, и у него запас хитростей не обогащается.

Если сила старается себя продемонстрировать, чтобы постоянно сохранить влияние на должном уровне, то хитрость – наоборот старается не показывать себя, потому что когда она понадобится, эффект неожиданности сработал бы на нее. Хитрость хранит сама себя, и это хитрость в квадрате.

Профессиональные аспекты

Тему хитрости в управлении персоналом комментируют наши эксперты: Алла Новикова, генеральный директор «Искусства Деловой Жизни», Татьяна Панич, руководитель центра обучения и подбора персонала СК «Отечество», и Елена Виль-Вильямс, директор по развитию Школы менеджеров «Арсенал».

Татьяна Панич, руководитель центра обучения и подбора персонала СК «Отечество»HRM: Как часто вы прибегаете к хитростям в своей работе? Расскажите поподробнее.

Татьяна Панич: К хитростям со знаком «плюс»? Если вы об этом, то конечно прибегаю. Страховой бизнес, не смотря на бурное развитие, все еще имеет в массовом сознании некую негативную ассоциацию. И люди, которые обращаются к нам в качестве соискателей, не всегда понимают, что профессия страховой агент – это не просто новая специальность. Это аналог собственно бизнеса в сотрудничестве со страховой компанией. Чтобы им это объяснить, нужно, чтобы они прислушались и пришли на собеседование. Вот тут и приходиться применять хитрость, но ни в коем случае не обман.

Алла Новикова: Мне кажется, важно определиться, что мы называем хитростью. Если это манипулирование собеседником, использование его в своих целях, скрываемое воздействие во вред партнеру, то это для меня категорически неприемлемо. Во всех наших тренинговых программах (для продавцов, руководителей, тренеров) мы придерживаемся антиманипулятивного подхода. Это означает открытое и честное взаимодействие с поиском решений, дающих выигрыш обеим сторонам. Принципнашей работы – практиковать в жизни то, чему мы учим персонал наших заказчиков на тренингах.

Если хитростью называть применение специальных техник, инструментов, алгоритмов, повышающих эффективность коммуникации с учетом особенностей собеседника (но не против его интересов!), то все деловое общение из них как раз и состоит. Например, я использую все возможные инструменты повышения доверия и в результате углубляю контакт; следую технологии переговоров, то есть сначала задаю вопросы, а потом предлагаю решение и так далее. Это, собственно, и есть искусство деловой жизни. Можно ли считать это «профессиональными уловками»?

Елена Виль-Вильямс: Я бы назвала то, что я иногда делаю, не хитростью, а житейской мудростью. Ведь работа HR связана с нахождением взаимопонимания между разными точками зрения, это профессия своего рода хорошего переговорщика, а уж хороший переговорщик, если он хочет, чтобы две стороны между собой договорились, никогда не будет передавать слова одной стороны, имеющей свою точку зрения по какому-либо вопросу, другой стороне в прямой речи. Важно выделить суть, найти позитивный посыл, убрать излишнюю эмоциональность – и люди смогут договориться. Мудрый эйчар понимает, что организация – это система. А в системе все элементы взаимосвязаны, и прямое воздействие на какой-то из элементов чаще всего не принесет желаемого результата. Поэтому надо искать совсем другое решение, лежащее в иной сфере. Например, есть известная история о том, что люди жаловались на то, что в здании медленно ходят лифты. Решение, которое можно назвать хитростью, заключалось в том, что были повешены зеркала рядом с лифтами и в них. После такого действия никто не жаловался на скорость. Все были заняты!

Если говорить о конкретных примерах моей «хитрости», то она заключалась, в частности, в том, что я выслушивала пессимистичный прогноз при приеме нового сотрудника на работу от вышестоящего руководства, понимающе кивала и не спорила, а затем делала все, чтобы помочь новому сотруднику адаптироваться в компании, набрать компетентность и научиться справляться с работой. Зачастую руководитель через три месяца уже забывал, какой пессимистичный прогноз он давал, и радовался вместе со мной успехам нового сотрудника. Конечно, так «хитрить» можно только в том случае, если ты уверен в своих силах и компетентности, и реально видишь возможность помочь новому сотруднику стать профессионалом внутри своей компании.

HRM: Как вы поступаете, когда понимаете, что другой человек применяет против вас хитрости?

Алла Новикова, генеральный директор «Искусства Деловой Жизни»Алла Новикова: Если за хитростью стоит манипуляция, то ответ очень прост – я обозначаю то, что вижу, а потом задаю вопрос о намерениях. Кстати, при желании это тоже может быть названо «ухищрением». Например: «Вы сейчас мне очень подробно рассказали о … Могу я сделать вывод, что вы хотите переложить вашу ответственность на коллегу?»

Елена Виль-Вильямс: Хитрости бывают разные. Неприемлем обман, ложь, сокрытие и искажение информации. С другой стороны, если вы чувствуете, что человек по отношению к вам действует как-то аккуратно, выбирает слова, говорит не все и при этом имеет хорошие цели – это вполне понимаемая вещь.

Иногда понимание того, что с тобой хитрят, может помочь задать себе самому вопрос: «А почему с тобой человек не действует прямо? Что в тебе, твоем поведении мешает этому?» Это своего рода обратная связь. Если ты ее правильно поймешь – часть хитростей по отношению к тебе уйдет.
Кроме того, в организации бывает много очень сложных и деликатных вопросов. Не все и всегда говорится напрямую. Если ты иногда так действуешь по отношению к другим людям, они могут также действовать по отношению к тебе, просто потому что не могут все сказать, открыть все факты или объяснить все, что происходит.

В организации необходимо развивать умение читать между строк.

Татьяна Панич: Исходя из довольно большого опыта работы с людьми, то, что человек хитрит, как правило всегда видно. Другое дело если он хитрит «против» - это неприятно, и таких людей, я предпочитаю выводить на чистую воду. А если это «ложь во благо» - например, молодой специалист, не имеющий опыта работы, но очень желающий получить ее, немного приукрашивает свой опыт, чтобы работодатель дал ему шанс проявить себя, то таким людям готова помогать.
Хотя все же предпочитаю, чтобы кандидаты говорили о том, что умеют и чему хотят научиться, честно и без хитростей.

HRM: Бывали ли у вас случаи, когда вы вышли из уакой-либо запутанной ситуации, использовав хитрость и потом сказали себе: «Какой я молодец!»

Елена Виль-Вильямс, директор по развитию Школы менеджеров «Арсенал»Елена Виль-Вильямс: Думаю, что самая гениальная хитрость была предпринята нашим руководителем при найме на работу одного из самых замечательных наших сотрудников 16 лет назад.

Тогда у нас в компании не было бухгалтера. Этот сотрудник пришел к нам учиться и вовсе не бухгалтерии, а менеджменту. У него уже было бухгалтерское образование, но именно по его профилю он больше не хотел работать. Насколько я знаю, наш руководитель сразу увидел, что сотрудник может быть очень сильной поддержкой для организации. И вот время окончания обучения. Представьте себе грустного и печального руководителя, поздравляющего выпускника с дипломом. Выпускник, конечно, спрашивает: «Что случилось?» Из ответа директора он понимает, что в компании, которая о нем так заботилась в процессе обучения и которая ему так понравилась, нет бухгалтера, и, конечно же, по своей участливости с готовностью откликается временно поработать в организации бухгалтером.

Насколько я знаю, у этой истории очень счастливое продолжение. Сотрудник работает в нашей организации уже 16 лет, конечно же, уже менеджером и очень доволен, понимая, как 16 лет назад удачно схитрил его руководитель.

Татьяна Панич: Да, это уже из тренерской практики. Когда-то очень давно я приехала на переговоры к заказчику, для которого должна была сделать обучающую программу. Человек мне очень понравился, и мне хотелось сотрудничать с этой организацией. В процессе переговоров выяснилось, что не все то, что от меня требовалось, лежит в зоне моей компетенции. Но отступать было поздно, пришлось хитрить и уходить от обсуждения «опасной» темы, ведя разговор о том, в чем очень хорошо разбиралась. Переговоры прошли успешно, а неделя, проведенная за чтением специальной литература, не прошла даром - пробелы в знаниях были ликвидированы. Обучающая программа прошла успешно, заказчик остался доволен результатом.

Хотелось бы рассказать одну притчу о хитрости.

Восточный владыка приехал их дальних стран и привез с собой замечательные белые туфли, каких не было ни у кого и никогда в этой стране. И вот выходит он утром из спальни и видит, как его верный слуга чистит замечательные белые туфли черной ваксой.

-Что ты делаешь? – вскричал владыка – разве ты не знаешь, что белые туфли нельзя чистить черной ваксой?

-Но, господин! – ответил слуга, – один человек не может знать всего!

Мы не можем знать всего, и нам в работе иногда нужны маленькие хитрости.

Алла Новикова: Сильно помогает грамотный выбор времени контакта, когда собеседник наиболее готов к моей информации. Самая частая практикуемая мною «уловка» - оказаться в нужное время в нужном месте. Такие случаи, к счастью, бывали и помогали нам с собеседником обоюдно!

Исследование, проведенное на портале HRM.ru. Вопрос посетителям: «Что для вас хитрость в работе?»Итоги опроса

В небольшом исследовании, проведенном на портале HRM.ru мы задали вопрос посетителям: «Что для вас хитрость в работе?»

Вот результаты:

·  инструмент для достижения целей 42,26%
·  крайняя мера для выхода из трудной ситуации 33,21%
·  признак профессионализма 15,85%
·  признак НЕпрофессионализма 8,68%

(Всего приняли участие 266 чел)

Мораль раскрытой темы такова: для специалистов в области управления персоналом хитрость является в первую очередь инструментом для достижения целей. А какие цели обычно ставят себе эйчары – это тема для новой статьи!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.199 сек.
Яндекс.Метрика