15 сентября 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 18:07:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Управление творчеством. Идеи для тех, кто изменяет мир



Мария Амнуэль
Источник: КАДРОВИК.РУ
добавлено: 03-12-2008
просмотров: 7706
Душа организации – материя тонкая. Для большинства руководителей она рано или поздно становится настоящими потемками. Приступы пессимизма, отсутствие интереса к рутинной работе, охватывающие порой целые подразделения, зачастую выявляются уже на этапе массовых увольнений. Даже регулярные попытки HR-службы вдохновить персонал на творческую активность не всегда увенчиваются успехом.
Идеи для тех, кто изменяет мир

Зачем нам чужое вдохновение?

В конце 90-х годов среди американских офисных служащих был популярен анекдот: Работник читает заголовок статьи в газете – «Билл Клинтон создал 8 млн. рабочих мест» и устало комментирует: «Да, и я получил целых три из них».

Большая нагрузка и стрессы на рабочем месте сейчас и для нашей страны стали вполне привычными явлениями. Руководители компаний не могут управлять эмоциями работников с помощью приказов сверху, поэтому ответственность за корпоративное настроение ложится на службу персонала. HR-менеджмент уже привык выдумывать всевозможные мероприятия, цель которых – не только разнообразить рабочие будни коллектива, но и направить созидательный потенциал людей в полезное для компании русло.

Творческая активность персонала – серьезный ресурс. Ее плоды ценятся прежде всего в компаниях, уделяющих особое внимание поиску инновационных идей. Так ли она необходима всем остальным? Посмотрим, на что именно влияет ее наличие или отсутствие.

1. Аккумуляция талантов. Книга McKinsey «Война за таланты» была опубликована на русском языке совсем недавно – в 2005 г. Однако сегодня практически каждый кадровик очно или заочно знаком с этим понятием. Компания, обладающая талантами, имеет большие конкурентные преимущества – отрицать этот факт невозможно. Наряду с их привлечением, переманиванием у конкурентов, HR-менеджмент старается откопать клад и внутри собственной организации. Один из проверенных инструментов – стимулирование творческой активности персонала. Именно креативные сотрудники совершают прорывы и дают мощные толчки развитию бизнеса.

2. Сплочение команды. «Существует неоспоримый факт: в настоящих сильных командах царит атмосфера доверия, такие команды мотивируют и вдохновляют, они держат курс к намеченной цели и способны оперативно и грамотно действовать, если курс приходится менять», – пишут американские профессионалы в области развития талантов Роберт Гэндосси и Марк Эффрон в своей книге «Как вырастить руководителя». Команда – это прежде всего группа единомышленников, стремящихся к достижению одних целей. Современный бизнес нуждается в ней не меньше, чем в талантливых управленцах. Однако из-за сложности организационных структур и слабости менеджмента работники порой перестают ощущать необходимость сотрудничества друг с другом и замыкаются на себе и своем участке работы – их не беспокоят те проблемы, за которые не придется отвечать.

– Создание творческой атмосферы сближает людей, повышает их доверие друг к другу и способствует развитию взаимопонимания и взаимопомощи, – считает заместитель директора по персоналу «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» Сергей Васильев (г. Санкт-Петербург). – И кто как не кадровик должен способствовать формированию творческого настроя.

3. Поддержание лояльности к организации. Дух совместного творчества, как правило, является серьезным аргументом для сотрудника в пользу работы в компании.

– Когда людям позволено высказывать свое мнение, у них рождается ощущение соучастия в бизнесе, – объясняет Татьяна Борисова, руководитель дирекции по работе с персоналом Уральской региональной дирекции ФК «УРАЛСИБ». – А это одно из основополагающих условий для формирования лояльности, которая в условиях кадрового голода играет огромную роль.

4. Повышение производительности труда. Одна из целей творческих проектов – использование новаторского потенциала работников. Некоторые компании убеждены, что даже если мероприятие само по себе не сулит прямой выгоды и, казалось бы, только отнимает рабочее время, нужно учитывать, что «вдохновение» может принести свои плоды в основной деятельности. Состояние творческой активности персонала легко можно направить на достижение высоких целей компании.

5. Укрепление имиджа. Напрямую с лояльностью персонала связан имидж фирмы на рынке труда.

– Для большинства работников, – отмечает Татьяна Борисова, – корпоративная атмосфера является одним из ключевых факторов при выборе места работы. Зарплата – два раза в месяц, а ходить на работу нужно каждый день, разумеется, хочется получать от этого удовлетворение.

Как и на что вдохновлять?

Пожалуй, самый распространенный способ создания творческой атмосферы в коллективе – всевозможные конкурсы и совместные проекты. Причем одинаковой популярностью пользуются как профильные задания, так и совсем не связанные с деятельностью компании: и те, и другие дают сотруднику возможность проявить себя в новом качестве.

В инжиниринговой компании «ЭнергоСтройКомплект» (г. Тула) один из инструментов, стимулирующих творческую активность работников, – корпоративная газета «Живая энергия», которую издает служба персонала. Каждый желающий может опубликовать в ней свою заметку, то есть не просто поделиться впечатлениями об отпуске, но и проявить свой писательский талант.

Если компании необходимо не просто зажечь огонь творчества в сотрудниках, но и получить от этого прикладной результат, то мероприятие, как правило, носит характер открытого «профессионального вызова».

Для активизации творческой активности одинаково полезны как профильные задания, так и совсем не связанные с деятельностью компании: и те, и другие дают сотруднику возможность проявить себя в новом качестве.

– В моей практике был пример: менеджерам среднего звена предоставили возможность повлиять на дальнейшее развитие своего отдела, прописав «дерево развития» (что-то сродни бизнес-плану), – делится опытом Татьяна Борисова. – Конкурсную комиссию составляли руководители компании. Сотрудник, предложивший лучший проект, в качестве награды получал право его возглавить. Не скажу, что от желающих пришлось отбиваться. Представили порядка 4–5 проектов, но зато каких! И, конечно, лучший был реализован, а из остальных взяли на вооружение некоторые полезные мысли.

Творческая атмосфера на работе у многих ассоциируется либо с нестабильностью, либо с низкой зарплатой – в общем, с каким-то минусом, который она компенсирует. Это всего лишь стереотип, однако весьма показательный. HR-специалисты считают, что стимулирование корпоративного творчества в напряженные периоды жизни компании вполне оправдано.

– В период резкого роста, например, будут важны идеи сотрудников по развитию бизнеса и, соответственно, уместны конкурсы на лучшую бизнесидею, – поясняет Татьяна Борисова. – А при стагнации творчество просто необходимо, чтобы не засосала трясина и скука. Тут подойдут любые задания, лежащие в стороне от рабочих вопросов. Например, конкурс на лучшую стенгазету или корпоративный спектакль.

Почему механизм не срабатывает?

Состояния творческой активности персонала достичь не так уж просто. Ведь, по сути, к каждому сотруднику нужен индивидуальный подход. Кто-то жаждет поощрения руководства и признания коллег, кто-то способен на свершения только ради материальной выгоды, а кто-то фанат – своей профессии и не будет делать ничего, что не развивает его в конкретной области. Поэтому идеи службы персонала нечасто встречают массовым энтузиазмом.

Анна Степанова, директор по персоналу управляющей компании «Инвестгрупп», считает, что наиболее распространенные причины неудач внутрикорпоративных конкурсов и прочих стимулирующих творческую активность мероприятий могут быть следующими:

1. HR-служба неверно выявила потребность, для удовлетворения которой сотрудники будут стремиться проявлять свои способности. Например, за победу в конкурсе фотографий сотрудникам обещают комплект книг по дзен-буддизму, когда большинству из них гораздо нужнее карта памяти для персонального компьютера.
2. Мероприятие не имеет связи ни с профилем компании, ни с корпоративной жизнью, ни с личными интересами, и даже не приурочено ни к какому событию.
3. Служба персонала плохо «отпиарила» свою затею, плохо провела подготовку и слабо стимулировала активность людей.
4. Фирма терпит трудности (смена учредителей, дефицит денежных средств, прямым следствием которого является задержка зарплаты, сгорел или смыт дождями офис и пр.). В этом случае кадровику следует очень глубоко задуматься о том, какие меры действительно сплотят и вдохновят команду.
5. HR-отдел в компании не уважают, не ценят, не прислушиваются к его мнению. Тут уж не только конкурсы будут восприниматься, мягко говоря, прохладно, но и вообще любые предложения кадровиков. И все же стараться преодолевать эти трудности надо обязательно. Эксперты в области человеческих ресурсов уверены: даже компаниям, деятельность которых не подразумевает креативного мышления у сотрудников, творческий настрой в коллективе необходим.

Мнение эксперта

Наталья Захарова , руководитель отдела по работе с персоналом, ООО «Оптима-М», г. МоскваНаталья Захарова , руководитель отдела по работе с персоналом, ООО «Оптима-М», г. Москва

–Давайте разберемся: везде ли нужны творческие подходы в сфере управления персоналом.
На моей практике было и такое: сотрудница отдела кадров, дабы привнести некий позитив в свою работу и как она потом аргументировала – «чтобы подойти творчески к рутинной работе делопроизводителя», заполняла трудовые книжки красивым почерком с завитушками, выводя вензеля зеленой пастой! Смотрелось очень красиво, как будто гравировка «На долгую память». Это она считала творчеством! И получила, так сказать за приложенные усилия, «по шапке». Разумеется, не нужно объяснять, почему.

Выходит, что творческие подходы кадровику нужно применять, когда они:

  1. Разрешены законодательством.
  2. Не запрещены правилами и принципами компании.
  3. Должны привнести нечто новое в работу, удобное и интересное, а главное – НУЖНОЕ.

Согласитесь, что разработка различных проектов, корпоративных газет, конкурсов и викторин – это творческая работа, требующая смекалки, находчивости, юмора, фантазии, ну и, конечно, знаний специфики бизнеса, кадровой политики компании.

А вот описание бизнес-процесса, разработка инструкций, правил, процедур – это уже серьезно. Поэтому для себя нужно разграничивать эти области деятельности, несмотря на то что в реальности, как правило, кадровик – это тот, кто и проанализировать успеет, и фельетончик набросать в газету, и еще и кадровое делопроизводство в полном объеме ведет.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.186 сек.
Яндекс.Метрика