17 августа 2022 г. Среда | Время МСК: 00:55:12
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Читаем Минцберга



Юрий Тазов
Источник: E-xecutive
добавлено: 06-11-2009
просмотров: 5452
Русские влюблены в Запад. Мы свято верим, что идеальные правила бизнеса придуманы за океаном, и научиться всему можно только там же. Автор книги «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» думает иначе. Чем Генри Минцбергу не угодили западные бизнес-школы и что обсуждают на российских MBA-выставках — рассказывает Юрий Тазов.

Читаем МинцбергаКажется, ничто не способно поколебать веру россиян в волшебные свойства западного бизнес-образования. Ни экономический кризис, вызванный управленцами с дипломами ведущих западных бизнес-школ, ни немалая стоимость программ МВА, ни трудности жизни в отрыве от дома. На прошедшей седьмого октября выставке «Executive MBA и обучение для топ-менеджеров» презентации западных бизнес-школ проводились при полных залах. Еще год назад я заметил, что российский рынок стал для них интересен. Сегодня иностранное присутствие на профильной выставке достигло 50%.

Вслед за Поэтом хочется задать вопрос: «что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?». Неужели здесь идет расчет на ту тысячу молодых менеджеров, которая ежегодно уезжает пытать счастья за морем? При выросших «в разы», по свидетельствам западных СМИ, кризисных наборах в бизнес-школы? Одно из двух: или с наборами на программы МВА у них обстоит не так радужно или идет игра вдолгую: целенаправленная работа по формированию общественного мнения. А, может быть, и то, и другое.

Вновь услышанное на выставке и ставшее ходовым заблуждение «если западному бизнесу уже несколько сотен лет, то и учиться ему нужно на Западе» приводит к серьезным негативным последствиям. Во-первых, к тому, что счастливые обладатели западного МВА частенько проваливаются в России, столкнувшись с нешаблонной российской действительностью. Во-вторых, это порождает у россиянина неверие в собственные силы. Я не проповедую идеи чучхе, а призываю использовать имеющийся богатый творческий потенциал. Примером удачного сочетания западных (американских) идей управления с самобытной философией, менталитетом и культурными ценностями является знаменитая японская система менеджмента, ставшая примером для ведущих экономик мира.

Еще одно наблюдение с выставки. Ощутимо меняется состав пришедших на выставку 2009 года: стало больше девушек с рассеянным взглядом и меньше вдумчивых (и въедливых) деловых людей. Наверное, последствия кризиса: директору нужно вкалывать, а найти для себя программу ЕМВА можно послать референта или НRа. Если это так, то господа топ-менеджеры рискуют получить совсем не то. Ведь на что ориентируется сотрудник, не слишком знакомый с тонкостями программ МВА? На бренды, поэтому принести директору листовки и брошюры Rotterdam Business School или НЕС — дело, наверняка, верное. Не могу сказать ничего плохого про упомянутые бизнес-школы, но совет топ-менеджерам — программы бизнес-образования для себя нужно подбирать самим. Приходить на выставки, анализировать информационные материалы, задавать вопросы стендистам (как ни удивительно, они для этого там находятся), иными словами, копать глубже…

Теперь обратимся к уважаемому Генри Минцбергу, последнюю книгу которого «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» я бы посоветовал прочитать всем. И молодежи, настойчиво стремящейся поступать в западные бизнес-школы, озабоченной TOEFL, GMAT, грантами и admission procedures. И сотрудникам российских бизнес-школ, слепо верящих в эффективность западных технологий бизнес-образования на российской почве. Эта книга — не антиреклама программ МВА, которые уже стали составной частью развитых экономик и общественной жизни. Она являет собой критический взгляд на проблемы обучения бизнесу. Глубокий и профессиональный. Скажем сразу, о российском МВА в книге ни строчки — похоже, о его существовании Минцберг не знает.

Так вот, по мнению Минцберга, в западные бизнес-школы приходят «неподходящие» люди, то есть люди без опыта управления. Слова гуру управления подтверждает сайт Harvard Business School: «many promising candidates are optimally prepared for the HBS MBA after two or three years of experience—or even, in some cases, directly from college». Вот так — на МВА сразу после колледжа!

«Неподходящими методами» Минцберг считает распространенные в школах бизнеса «игры в менеджмент», то есть симуляторы бизнес-ситуаций, в то время как основным фактором реальной практики управления является ответственность за принимаемые решения. Кроме того, «игры в менеджмент» порождают впечатление, что управление — гораздо более упорядоченный и поддающийся анализу процесс, чем он является на самом деле. Или повальное увлечение «кейсами», этими «моментальными снимками» практики бизнеса, когда анализируется ситуация, а знания, выводимые из обстоятельств отсутствуют и потому игнорируются.

Интереснейшую книгу Минцберга пересказать невозможно; она будит воображение и зовет к поиску творчески настроенных людей из бизнес-образования, стремящихся наполнить классический образ МВА более совершенным содержимым. Критикуя старое и пытаясь его переосмыслить, мы двигаемся к новому, более совершенному. Но критика не должна быть огульной, как это продемонстрировал один из посетителей выставки, с усмешкой заявивший о том, что «МВА устарел лет на семь». Когда мы спросили его, что он делает на выставке, посвященной МВА, он ответил: «пришел поискать новые идеи по бизнес-образованию»!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика