25 мая 2022 г. Среда | Время МСК: 12:22:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Новые правила делопроизводства в ФОИВ впервые использованы в ходе судебного спора



Храмцовская Н.А., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы», член Гильдии Управляющих Документацией и ARMA International
Источник: Объединённая редакция деловых журналов
добавлено: 04-03-2010
просмотров: 6706
По оценке специалистов в области управления документами, одним из наиболее важных моментов, связанных с введением в действие новых правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, является обязательность их применения. Я уже писала в одной из своих статей, что «коммерческие организации и граждане могут использовать положения «Правил», содержащие обязательные требования к оформлению документов, а также нюансы данных в «Правилах» определений ключевых терминов для того, чтобы требовать признания выпущенных государственными органами документов недействительными ввиду нарушения правил их оформления».

Эти предположения начали оправдываться. В Арбитражном суде Калужской области (дело № А23-5965/09А-9-289 от 14 декабря 2009 года) впервые на основании положений Правил была предпринята попытка признать незаконным и отменить постановление Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении.

Заявитель – индивидуальный предприниматель – оспаривал данное постановление, в том числе и на основании того, что его бланк «не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»».

К сожалению, в постановлении суда не указано, какой конкретно пункт правил, по мнению заявителя, был нарушен. Поэтому предлагаю рассмотреть все пункты Правил, в которых упоминаются бланки организаций. Их всего четыре.

Фрагмент документа

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477)5. Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) или А5 (148 х 210 мм).

6. Бланки федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу листа. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля.

7. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, должен иметь поля не менее 20 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм верхнее и 20 мм – нижнее.

8. Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти.

В постановлении суда приведено официальное мнение государственного органа: «В отношении нарушений норм, связанных с оформлением оспариваемого заявителем постановления, Управление считает, что эти нормы не регулируют вопросы, связанные с порядком привлечения заявителя к административной ответственности, поэтому их нарушение не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным».

Переводя слова чиновника на русский язык, мы получаем следующее: территориальное управление Росрыболовства считает, что нарушение установленного нормативными актами порядка оформления документа не может служить основанием для признания его незаконным. Однако стоит обратить внимание на то, что вопрос о законности или незаконности того или иного принятого государственным органом решения – лишь одна сторона медали. Чтобы придать решению государственного органа юридическую силу, необходимо его правильно задокументировать, и именно в этот момент обязательные положения Правил начинают играть важную роль.

Суд решил спор в пользу предпринимателя, основываясь на положениях других законодательно-нормативных актов. В решении суд старательно обошел вопрос об оценке нарушений правил делопроизводства, указав, однако, что «иные доводы заявителя, в том числе связанные с нарушением норм о делопроизводстве, не подтверждают наличие оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены оспариваемого постановления».

С моей точки зрения, этот аргумент достаточно важен и на него стоит обратить внимание. В статье 211 АПК речь идет о том, что суд при оспаривании решения о привлечении к административной ответственности исследует вопрос о том, соответствует ли действующему законодательству само принятие решение (т.е. содержание документа) и порядок его принятия (т.е. процедура):

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 211 «Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В данном случае заявитель попытался сыграть и на том, что постановление территориального управления Росрыболовства было напечатано на бланке, не удовлетворяющем обязательным нормативным требованиям. Согласна, что под данную статью это нарушение подвести сложно.

С моей точи зрения, в такой ситуации выгоднее настаивать на том, что вследствие нарушения обязательных правил оформления документов государственных органов юридически значимый документ вообще не был создан – не затрагивая содержание этого документа.

Можно с уверенностью сказать, что данное разбирательство – лишь первая ласточка и что скоро мы увидим новые судебные дела, где положения Правил делопроизводства в ФОИВ будут использоваться против органов государственной власти. Да и рассмотрение данного дела тоже может продолжиться в вышестоящих судебных инстанциях.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика