![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Документ: заявление![]() Андреева Валентина Ивановна добавлено: 30-06-2010 просмотров: 67437 Официальное определение заявления дается в единственном нормативном акте, не имеющем отношения к кадровому делопроизводству. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет заявление как просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Используя основные признаки, дадим определение заявления применительно к трудовым отношениям: заявление - это личная просьба работника, направленная на реализацию его трудовых прав. В тех случаях, когда личная просьба работника облекается в письменную форму, и создается данный документ - заявление. НУЖНО ИЛИ НЕТ? Традиционный вопрос работников кадровой службы: должен ли работник писать заявление в той или иной ситуации или достаточно устного обращения к работодателю? Ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Только в ТК РФ, не го-воря уже о других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, существует несколько обозначений для ситуаций, в которых работник должен или может обратиться к работодателю с определенной просьбой. Очевидно, что письменная форма обращения работника к работодателю обязательна тогда, когда работодатель должен совершать какие-либо действия только «по письменному заявлению» или «по письменной просьбе» работника. Например, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ). Также не вызывает сомнений, что письменное заявление не требуется в тех случаях, когда речь не идет о волеизъявлении работника. Например, прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основе заключенного работником и работодателем трудового договора. Очевидно, что заявление о приеме на работу - это лишний документ, так как вопрос о приеме на работу должен решаться не по просьбе работника, а по соглашению сторон. В подобных ситуациях письменное оформление волеизъявления работника не является нарушением трудового законодательства. Однако оно нежелательно, потому что создаются лишние документы, усложняющие процедуры оформления. Обратите внимание! В ТК РФ указывается, что многие вопросы должны решаться «по соглашению сторон» или «с согласия работника». В этих ситуациях, как правило, создаются не заявления, а другие документы - заключаются письменные соглашения; работнику направляются письменные предложения и др. Необходимо учитывать, что просить о чем-либо и давать свое согласие - это разные процессы, которые не могут оформляться одним и тем же документом. Например, работник может обратиться к работодателю с просьбой о переводе его на другую постоянную работу, написав соответствующее заявление. В случае же, когда инициатором такого перевода выступает работодатель, личной просьбы работника нет, нет и заявления, но есть, например, виза работника на полученном предложении о переводе, в которой он выражает свое согласие на перевод. Основные затруднения вызывают указанные в ТК РФ ситуации, когда работодатель может или должен произвести какие-либо действия «по заявлению», «по просьбе» или «по желанию» работника. Сотрудница нашей компании - бухгалтер Н. вот уже несколько лет по совместительству работает бухгалтером в другой организации. Мы об этом знаем, и никаких проблем никогда не возникало. Недавно она зашла к нам в отдел кадров и попросила внести ей в трудовую книжку запись о работе по совместительству, представив копию приказа о приеме на работу в ту организацию. Должна ли она эту просьбу изложить в заявлении или достаточно устного обращения? Кодекс говорит, что такая запись вносится «по желанию» работника. А должно ли оно быть формализовано? В крупных организациях с большим документооборотом, как правило, все просьбы работника оформляются письменно. Это облегчает работу канцелярии и отдела кадров, да и работник всегда уверен, что его заявление зарегистрировано и на просьбу ответят по существу. Однако в небольших организациях, где любой работник всегда может достичь соглашения с работодателем, например, побывав на приеме у руководителя организации, потребности в письменных заявлениях по каждому вопросу, конечно же, нет (если только Кодексом не предусмотрена обязательная письменная форма обращения работника). Желательно, чтобы случаи обязательного оформления письменного заявления были зафиксированы работодателем на локальном уровне, например в Инструкции по делопроизводству. Кроме работника, к работодателю с соответствующими заявлениями могут обратиться:
Наш совет ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ Прежде всего, следует отметить, что заявление - это документ, который со¬ставляется работником в свободной форме. Основная часть заявления - это текст, содержащий личную просьбу заявителя (работника или иного лица из перечисленных выше). Текст может быть написан заявителем от руки или полностью набран на компьютере. Заявление содержит следующие реквизиты:
Внимание, ошибка! Работница К. была вынуждена срочно уехать в другой город (тяжело заболела мать), взяв для этого отпуск. Когда отпуск подходил к концу, в телефонном разговоре с непосредственным руководителем К. сообщила, что состояние матери не улучшается, за ней необходим уход, поэтому на работу она выйти не сможет. Руководитель был крайне недоволен. Произошел конфликт. После этого К. направила нам телеграмму с просьбой об увольнении по собственному желанию. Можно ли такую телеграмму воспринимать как аналог заявления об увольнении? Необходимо помнить, что заявление недействительно без личной подписи заявителя. Поэтому на вопрос, можете ли вы уволить работника, получив заявление об увольнении в виде телеграммы, следует ответить отрицательно. В телеграмме нет подписи, а заявление без личной подписи заявителя недействительно. Расположение реквизитов на заявлении различное, в зависимости от того, является ли заявитель работником организации или нет. Для заявлений, составленных лицами, не являющимися работниками организации, расположение реквизитов обычно следующее: Работники, как правило, составляют заявление на бланке со следующим расположением реквизитов:
ДВИЖЕНИЕ ДОКУМЕНТА Для всех документов, требующих учета, исполнения и использования в справочных целях, обязательна регистрация - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 №28). Заявления, поступающие от граждан, не являющихся работниками организации, регистрируются в день поступления. Обычно для их регистрации используют журнал, предназначенный для регистрации входящей документации. Форма журнала разрабатывается работодателем. При регистрации входящему документу присваивается регистрационный номер, а на заявлении в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа документа проставляется отметка о поступлении документа в организацию - с помощью специального регистрационного штампа или от руки. В регистрационный штамп входят: наименование организации - получателя документа, место для даты поступления и место для регистрационного номера. При отсутствии такого штампа от руки пишутся регистрационный номер и дата поступления документа. Обычно для регистрации заявлений используют журнал, предназначенный для регистрации внутренних документов. Это может быть отдельная регистрационная форма, предназначенная для учета только заявлений работников. При регистрации документу присваивается регистрационный номер, который проставляется на заявлении рядом с датой, проставленной работником. После регистрации заявление передается руководителю организации или иному уполномоченному представителю работодателя для решения вопроса по существу. Руководитель организации проставляет на заявлении резолюцию, содержащую принятое им решение. На заявлениях, написанных гражданами, не являющимися работниками организации, резолюция проставляется, как правило, в левом верхнем углу документа. На остальных заявлениях - в правом верхнем углу между реквизитами «Адресат» и «Текст». В резолюции фиксируется решение, принятое по существу заявленной работником просьбы. Причем трудовое законодательство выделяет ситуации, в которых работодатель обязан удовлетворить просьбу работника, и отдельно - ситуации, в которых тот или иной вопрос должен решаться по соглашению сторон трудового договора. Если руководитель организации или иной полномочный представитель работодателя не должен удовлетворить просьбу работника и не согласен ее выполнить, то это и следует отразить в резолюции, а не подменять волеизъявление работника своим решением. Заявление об увольнении по собственному желанию подано работником и зарегистрировано работодателем 2 ноября 2009 г. Работник в заявлении просит уволить его 6 ноября 2009 г. (т. е. до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении). Руководитель возражает и настаивает на «отработке» двух недель. При этом у работника нет обстоятельств, в связи с которыми работодатель обязан уволить его в срок, указанный в заявлении. Ошибка! Между тем в приведенном примере работник не просит уволить его 16 ноября 2009 г. Правильное решение В резолюции называется работник, ответственный за выполнение поручения. После того как к нему поступило заявление, он должен оформить соответствующие кадровые документы в срок, указанный в резолюции. Исполненные документы, в т.ч. заявления, оформляются для последующего хранения. На заявлении в левом нижнем углу проставляется отметка об исполнении и направлении в дело. Заявления работников, вошедшие в состав личных дел (если они ведутся работодателем), хранятся 75 лет (ст. 337 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.2000); не вошедшие в состав личных дел - 5 лет (ст. 343 указанного Перечня). Случаи обращения работника к работодателю с личной просьбой, предусмотренные ТК РФ
Курсивом выделены те случаи, в которых работодатель может, но не обязан удовлетворить просьбу работника (во всех остальных случаях работодатель обязан удовлетворить просьбу работника). Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|