![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Адекватная обратная связь, или Общаемся по-человеческиВиталий Жандаров, Лидия Шаймиева Источник: КАДРОВИК.РУ добавлено: 10-04-2013
просмотров: 5053 Конфликты… Им посвящены тонны книг, диссертаций, тренингов; с ними борются, пытаются сделать людей «правильнее», «рациональнее» и более ориентированными на результат, но страсти в нашей жизни и офисах продолжают кипеть. Причем, как на грех, все это происходит одновременно: работа кипит, сроки горят, эмоции бьют ключом. Невыполненная или выполненная не в срок работа, сверхурочные часы, вымотанность – и снова ошибки, эмоции. И так – по кругу, снова и снова. Где же выход из этого замкнутого круга?
Есть множество самых популярных решений: «надо договариваться», «будьте терпимы», «переходите на рациональный формат обсуждения» и т. д. Но говорить «по‑взрослому» и рационально в разгар событий не просто не хочется (или очень хочется!), но порой так тяжело, что кажется невозможным. Тут, к сожалению, большинство технологий, направленных на решение конфликтных ситуаций, выдает нездоровое противопоставление:
При этом подходе предлагается или контролировать себя (свои чувства, эмоции) – что бывает полезно, но не всегда, или «играть роль» взрослого и рационального человека, который решает подобные вопросы иначе. Здесь сложности кроются и в том, чтобы играть, и в том, чтобы изменить себя: это – тем более быстро – не всегда возможно. А еще – все мы люди. И несостыковки интересов, а также недопонимания и ошибки (т.к. все мы разные и смотрим на одно и то же различно) неизбежны. Вопрос – как с этим быть? Здесь возможны несколько вариантов. Подчас руководители условно делят весь коллектив на крайне ответственных, дисциплинированных людей, на которых можно положиться (от 1% до 10%), и остальных, с которыми сложно и которые – сколько ни мучайся, ни учи – по большому счету не изменятся. Ко вторым приходится приспосабливаться и изобретать все новые способы мотивации и стимуляции, чтобы добиться желаемого результата. Знакомо? (см. Рисунок 1). Однако наша практика показывает, что с этими 90% не все так однозначно. Да, среди них есть 10%, глядя на которых понимаешь – «клиника». С остальными 80% ситуация иная: в различных случаях они ведут себя по‑разному. В определенные моменты и с инициативой выходят, и ответственность на себя берут, и голову в сложных ситуациях включают. Хотя да, иногда мы видим и безответственность, и «игру в дурачка», и многое другое. При таком раскладе картина становится чуть более интересной – мы получаем три группы сотрудников (см. Рисунок 2):
С точки зрения конфликтных ситуаций с первыми 10% легче всего – они могут понять чужую точку зрения, проще выходят на диалог, более заинтересованы в результате и чаще всего сами замотивированы к разрешению сложных моментов. С «нижними» 10% тоже все более-менее понятно – или не работать с ними, или – если все‑таки с ними приходится работать, – то полезно придумать, как максимально снизить их влияние на остальной коллектив (задачка не из простых, но решаемая). А вот как быть с основными 80%? Если им свойственно реактивное поведение, и они легко ведутся на эмоциональные и прочие провокации, но при этом способны работать как первые 10% (или, по крайней мере, близки к ним)? Годы работы (более 12 лет) с компаниями и руководителями разных рангов по повышению производительности труда позволяют нам с уверенностью сказать, что в современном мире в условиях информационной экономики, когда технологии давно обогнали человеческие возможности – именно человек (снова!) вышел на первый план. Производительность труда в компании в сегодняшнем мире сильнее всего зависит не от машин, а от человека, от людей и взаимоотношений, т.к. любое внедрение и апгрейд технологического характера предъявляет все большие требования к людям, которые будут с ними работать. И ни изменения в технологии, ни смена оборудования не повышают КПД так, как изменения в человеческом факторе. И как вам в такой ситуации видеть 80% персонала компании, тратящих свой запал и мотивацию на конфликты и оттого имеющих КПД не выше «нижних» 10%? Большинству владельцев бизнеса бывает крайне сложно признаться себе в такой ситуации. И потому именно HR-менеджер подчас начинает искать ее решения. А что можно действительно результативно предпринять? Можно качественно менять людей, менять их поведение, способ мышления – по сути менять мировоззрение, менталитет. Но это (как минимум на уровне мышления), поверьте нашему опыту, долго и дорого. И… можно достичь этого лишь по собственному желанию людей. Можно пытаться поменять их поведение тренингами «про конфликты» и договариваться – но результат обычно если и появляется, то ненадолго, т.к. суть системы не меняется. Есть вариант значительно проще, который можно использовать самим в своей работе и советовать руководителям соседних подразделений, – задавать формат взаимодействия(и влиять на коллектив посредством него):
Один из самых удобных и результативных форматов, который мы любим использовать сами и давно и активно советуем нашим компаниям-клиентам, – это формат Адекватной обратной связи (см. Рисунок 3). На практике он выглядит так: при получении результата у сотрудника, в разговоре с представителями соседних подразделений и в решении смежных задач, в сложных ситуациях невыполнения или частичного выполнения поставленной задачи доносить важное для вас сообщение в формате: К примеру, вы поставили задачу – проработать проблему и принести несколько вариантов решения, чтобы можно было их сравнить. Сотрудник принес варианты, но в каждом из них учтены лишь денежные расходы. (+) «Ты нашел много вариантов, которые мы можем использовать. И два варианта вообще новые, мы с этой стороны к вопросу еще не подходили. Это нам добавляет возможностей». (–) «Теперь смотри – во всех вариантах в расходах только деньги, а сколько придется потратить времени рабочего – не указано, и мы корректно сравнивать варианты между собой не cможем». Поэтому нужно в каждом варианте, помимо денежных, добавить затраты времени: кто и на сколько часов будет задействован. (+) «И тогда мы варианты сравним четко и объективно, выберем лучший. Кроме того, каждый задействованный будет знать заранее, сколько времени потребуется, заранее учтет это время – тем самым мы избежим накладок, и все будет вовремя». По форме Адекватная обратная связь напоминает давно известный «плюс-минус-плюс», но имеет качественные отличия. Мы категорически против подхода «похвали–поругай–похвали», ибо на деле он выглядит примерно так: «Ты, конечно, молодец, но сделал все неправильно, это никуда не годится, хотя и здорово, что ты постарался». «Вот садись сам и делай», – хочется сказать в ответ. Вполне разумно: наезд на наезд (хоть и немного прикрытый, «завернутый в похвалу», но этим лишь более неприятный). Да, от таких фраз легче не становится, и конфликты не уменьшаются. Более того, настроя рабочего нет, и в следующий раз ожидание такой же порции «одобрения» только отбивает желание что-то делать. Почему? Потому что человек, которого при таком подходе начинают хвалить, – уже с первых слов похвалы слышит / чувствует что‑то неладное и готовится поднять все «вооружение», чтобы защищаться от следующего захода, фразы. Затем чаще всего звучит шикарный оборот: «НО при этом», – и вся дальнейшая информация воспринимается как ругань или наезд с подробностями о том, «какой же он нехороший человек, всех подвел, и вообще…» И в итоге сотрудник за такой защитой совершенно не слышит то важное, что ему хотят сообщить, – ту самую нашу обратную связь. И к концу фразы, когда уже собеседник прочувствовал всю степень своей виновности и раскаяния, любой «плюс» звучит как лесть жуткая. Кто бы ее слушал и слышал после такого разноса? Итого получаем: сотрудник вас не слышит, закрыт, немотивирован. А нам чего изначально хотелось? Так какой же должна быть обратная связь, чтобы она помогала людям слышать друг друга? Формат Адекватной обратной связи не касается вопросов, кто здесь «хороший», а кто – «плохой». В нем нет задачи отругать или похвалить. Наоборот – есть задача максимально объективно взглянуть на полученное и вынести из него всю ту пользу, которую можно извлечь, а также все то, что в результате стоит изменить. В итоге можно еще и дополнить картину результата важными для вас моментами. И тогда мы получаем:
Вуаля! Но! Это не значит, что, имея человек 20–50 в подчинении, вы должны теперь с каждым по 15 минут разбирать каждую ошибку. Нет! Но натренировать себя говорить в таком формате, чтобы и короткая реплика звучала также результативно, – очень даже полезно. Для эффективного выполнения формата Адекватной обратной связи крайне важно обращать внимание на несколько моментов (и избегать их). Оценочные утверждения Чем вредны оценки? – Запускают состояния и переживания «я плохой» и «я хороший», обиды, игры в «кто виноват» вместо ответственности, манипуляции и прочую «инфантильность». А инфантильность – всегда почва для безответственного отношения к делу. Тотальная критика Когда при обратной связи основное внимание уделяется тому, что «не так». При таком подходе – да, сотрудник узнает все минусы и недочеты, но останется в состоянии демотивированном («все плохо»). А с опущенными руками у него больше шансов снова ошибиться, причем он вряд ли пойдет исправлять сделанное сразу после разговора. Впрочем, может пойти, если в ходе подобной критики хорошенько припугнуть – тогда страх и печаль сделают свое дело (правда, о высокой эффективности в формате такого «разгрома» можно забыть). При этом в каждом результате есть то, что можно использовать в работе. Хотя бы опыт на будущее – именно на нем люди учатся, становятся опытными специалистами. К тому же наши основные 80% людей не машины, им свойственно ошибаться. А если вы видите работающие и полезные моменты в каждом результате, то и ваши сотрудники научатся их выделять и использовать в дальнейшей работе. Добавим лишь еще, что людям важно, чтобы их видели и слышали. И именно так вырабатывается понимание человека, которое не противоречит результату. Но здесь стоит быть внимательнее, т.к. можно увлечься и перейти в следующую крайность… Заглаживания или тотальная похвала Если основное внимание при обратной связи уделять только положительным моментам (когда хочется мотивировать человека, или когда хочется и недостатки показать, и накала страстей избежать) – можно попасть в ловушку, в которой высока вероятность как зазнаться, так и потерять объективную суть вещей: человек не научится и не будет делать лучше. Бегать вокруг него и уговаривать на каждое действие – оно вам надо? Таким образом, Адекватная обратная связь не снимает с исполнителя ответственности за полученный результат! Наоборот, это формат ответственных отношений, который позволяет видеть человека за каждым поступком. И именно в подобных форматах наши основные 80% сотрудников переключаются в эффективный режим работы с большим КПД. Да и жить при этом в компании становится проще и приятнее. Конечно, бывает и такое, что сотрудник вообще ничего не сделал. В таких случаях работает другой формат: разговор о его ответственности, где также не стоит играть в «кто виноват». Минимум эмоций и обвинений, максимум здравого прагматизма. В идеале, в здоровом коллективе у внутренне зрелых людей эмоции не являются причиной конфликтов – наоборот, они помогают эффективнее решать сложные ситуации. Если ситуация сама по себе непростая – то дело даже не в людях, а в неверно выстроенной работе, непродуманном функциональном пересечении и т.д. И вовремя заметить неверное и исправить его – лишь полезное дело. Зрелых вам сотрудников и только приятных эмоций на работе и в жизни!
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|