![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Как создать в компании новый отдел МСФОИсточник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 16-07-2013
просмотров: 7050 Если при переходе на МСФО компания приняла решение составлять отчетность самостоятельно и не передавать ее на аутсорсинг, есть смысл подумать о создании нового подразделения - отдела МСФО. Как это сделать эффективно, и какие преимущества получит компания, рассказал Роман Розанов, начальник управления финансов и экономики ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ». Место отдела МСФО в структуре компанииВозможны разные решения по месту отдела МСФО в организационной структуре компании. В ряде организаций этот отдел находится в ведении бухгалтерии, в других – выделен в отдельную службу. Нет единого правильного рецепта и единственно верного варианта. Каждая компания делает выбор на основании ряда аргументов, которые в большей мере соответствуют модели ее управления, отрасли, величине и сложности организации, целей подготовки отчетности. Приведем несколько критериев, которые могут повлиять на выбор оптимальной организационной структуры. Критерий 1. Взаимосвязь системы планирования и отчетности по МСФОЧем больше взаимосвязь отчетности и планов по развитию компании, тем больше оснований для объединения планово-экономического отдела (или группы) и отдела МСФО в единый блок, отдельный от бухгалтерии. Насколько велика эта взаимосвязь во многом зависит от специфики отрасли. К примеру, наша компания работает в строительной отрасли, где дата начала выполнения договора и дата его завершения приходятся на разные отчетные периоды, рассказывает Дмитрий Судницын, начальник отдела МСФО исполнительного аппарата ОАО «ТГК-2». Критерий 2. Цели подготовки отчетности по МСФОЕсли отчетность по международным стандартам составляется только для внешних пользователей, можно сформировать отдел МСФО в составе бухгалтерии. В этом случае сотрудники отдела международной отчетности должны будут запрашивать разъяснения и комментарии в планово-экономическом отделе. Если же управленческая отчетность и отчетность по МСФО интегрированы друг с другом, это может быть аргументом в пользу выделения отдела МСФО из состава бухгалтерии. Управленческая отчетность и отчетность по международным стандартам в этом случае станут дополняющими (необязательно идентичными) источниками информации для принятия управленческих решений. Критерий 3. Требования к оперативности отчетностиЕсли компания решила вести параллельный учет по МСФО, возможно, оптимальным будет совместить все функции учета в одном подразделении – в бухгалтерии. Если же отчетность составляют методом трансформации, возможны разные варианты. Таблица 1. Место отдела МСФО в структуре компании в зависимости от различных критериевВ нашей компании отдел МСФО сформирован в составе управления финансов и экономики в связи с существенной отраслевой взаимосвязью механизмов подготовки отчетности по МСФО, планирования и управленческой отчетности, отметила Наталья Фокина, заместитель главного бухгалтера ОАО «Минудобрения». Функции отдела МСФОПосле того как определено место нового отдела в организационной структуре компании, необходимо во внутренних документах компании закрепить функции нового отдела. Блок 1. Решение методологических и методических вопросовСотрудники отдела МСФО должны разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии методику формирования отчетности, в том числе разрабатывать и систематизировать формы первичного сбора информации. Рекомендация Следует отметить два наиболее важных момента, без которых сложно достичь успеха. Во-первых, регламент подготовки отчетности по МСФО с указанием сроков и ответственных лиц должен быть утвержден представителем генерального руководства компании. Это обеспечивает реальную исполняемость регламента. Во-вторых, следует организовать ознакомительный семинар и дальнейшее обучение новым задачам всех вовлеченных в процесс сотрудников компании. Блок 2. Организация и поддержка бизнес-процессаСледующая функция отдела МСФО – организация сбора и систематизация первичных форм для получения и последующей корректировки данных отчетности, составленной по РСБУ, и информации, полученной из других источников. Отдел МСФО контролирует заполнение первичных форм, проверяет и при необходимости уточняет представленные данные. Блок 3. ТрансформацияЭто одна из ключевых функций отдела. Отдел МСФО формирует свод данных для подготовки корректировок и выполняет непосредственно трансформацию отчетности по РСБУ в финансовую отчетность по международным стандартам. Блок 4. Формирование отчетности по МСФОСотрудники отдела МСФО формируют отчетность по международным стандартам с текстовыми комментариями на русском и английском языках, организуют работу с аудиторами. Специалисты отдела должны давать квалифицированные комментарии внешним аудиторам и внутренним пользователям отчетности. КадрыСоздание отдела МСФО разумно начинать с приема на работу начальника отдела. Если в организации отчетность по международным стандартам раньше не составлялась, то наличие в штате сотрудника, успешно практиковавшего МСФО, маловероятно. Поэтому в качестве начальника отдела лучше всего принять квалифицированного специалиста со стороны. При этом надо обращать внимание на то, чтобы кандидат имел опыт руководящей работы, так как организационная функция – одна из важнейших для руководителя, которому необходимо успешно взаимодействовать не только с собственными сотрудниками, но и со специалистами других подразделений, задействованных в процессе, а также с консультантами и аудиторами. Рекомендация Если компания приняла решение о найме сотрудника со стороны, необходимо обратить особое внимание на его мотивацию к переходу. В противном случае появляется возможность впустую потратить ресурсы компании на того специалиста, который вскоре уйдет. Этапы формирования отдела МСФОЧтобы создать полноценный отдел МСФО, который будет самостоятельно формировать отчетность, надо: 2. Найти квалифицированного специалиста, который возглавит отдел МСФО и будет осуществлять оперативное руководство проектом. Этот этап идет параллельно с предыдущим. 3. Начальнику отдела МСФО организовать эффективные коммуникации с консультантами, активно участвует в решении методологических вопросов, а также составляет положение об отделе МСФО и должностные инструкции. 4. После утверждения методологии, которая должна быть одобрена руководителем, консультантам вместе с начальником отдела надо заняться построением трансформационной модели (адаптацией модели к особенностям компании). 5. Начальнику отдела МСФО составить временный регламент подготовки отчетности по международным стандартам. Необходимо, чтобы регламент был утвержден представителем генерального руководства и был обязателен для исполнения всеми сотрудниками вне зависимости от подразделения. Это необходимо, чтобы структурировать информационные потоки и определить контрольные точки при подготовке отчетности в рамках первого применения МСФО. Для последующего быстрого перехода на подготовку отчетности собственными силами нужно, чтобы сбор первичных данных и их свод уже на данном этапе выполнялись сотрудниками компании. 6. Продолжить работу по комплектации отдела МСФО. Откладывать набор остального персонала не имеет смысла, так как в процессе выполнения консультантами трансформационных процедур сотрудники отдела должны проходить соответствующее обучение и быть готовыми выполнить трансформацию в последующие периоды. 7. Консультантам трансформировать и сформировать отчетность. Затем передать в отдел МСФО созданную трансформационную модель (со всеми настройками и связями) и провести завершающее обучение персонала отдела МСФО. Отчетность должна пройти аудит. 8. Завершить формирование отдела международной отчетности. Его сотрудники готовят постоянный регламент подготовки отчетности. Особое внимание здесь необходимо обратить на исключение дублирующих процедур. Всю работу нужно четко распределить между сотрудниками: специалисты подразделений, ответственные за разные участки деятельности (бухгалтерия, кадры, юристы, производственники и др.), готовят документы, в которых необходимо детальное знание конкретных участков. Сотрудники отдела МСФО занимаются трансформацией и формированием отчетности. Вторая отчетность (например, полугодовая, если первая – за предыдущий год) уже без проблем может быть подготовлена отделом МСФО. Консультанты на данном этапе уже будут работать не столько как аутсорсеры, а именно консультировать по сложным вопросам. Если же есть необходимость в том, чтобы сразу перейти на более плотный график, например ежеквартальный или ежемесячный режим, степень участия консультатнтов, конечно, возрастает. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|