26 мая 2022 г. Четверг | Время МСК: 04:54:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Отучились шиковать



Ольга Кувшинова
Газета "Ведомости"
Добавлено: 2010-06-04
Просмотров: 4308

Несмотря на рост доходов, население не спешит тратить полученные деньги, помогая экономике, а продолжает копить. И хотя Минэкономразвития заметило “активизацию покупательского спроса” в марте, говорить о смене модели поведения потребителей еще рано.

Тенденция сокращать расходы в пользу сбережений, пришедшая в 2009 г. на смену потребительскому буму, продолжается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития за I квартал 2010 г. Расходы людей на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы: за январь — март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период 2009 г. и 5,3% — за весь 2008 год. А доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%.

Между тем сами денежные доходы за I квартал выросли на 13,8% (к такому же периоду 2009 г.) во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменился спадом на 2,8-2,9% (к предыдущим месяцам). Индексация вызвала временный рост спроса и цен на социально значимые продукты, пишет министерство, к марту этот спрос исчерпался и рост цен на продовольствие замедлился.

Зато в марте стартовала госпрограмма “деньги за автохлам”. Продажи легковых автомобилей в сравнении с февралем выросли на 32,7%, зафиксировало Минэкономразвития. И хотя россияне по-прежнему тратятся на продукты питания в ущерб промтоварам (доля продовольствия в товарообороте розницы выросла до 49,1% против 48,5% за январь — март 2009 г.), министерство замечает “активизацию покупательского спроса”: в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти — на 1,8% к марту-2009 (вся розница выросла на 2,9%). Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников, мобильных телефонов, перечисляет министерство в мониторинге.

Реализация программы “деньги за автохлам” добавила розничному обороту в марте порядка 5 млрд руб., это менее 1% оборота всей непродовольственной розницы, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. “Автопром — достаточно мультипликативная отрасль, он влияет на производство шин, металлов, красок, лаков, стекла и т. д., но связывать рост спроса на все промтовары с оживлением автопрома я бы не стал”, — говорит Миронов. Как в докризисный год, так и в 2009 г. продажи марта превышали продажи февраля на 2%, а в 2010 г. — на 14%, отмечает представитель “Евросети”, объясняя причины всплеска снижением цен на рынке, заменой отслуживших свое аппаратов и оживлением потребкредитования. Торговцы бытовой техникой всплеска продаж не зафиксировали, говорит Надежда Киселева, пресс-секретарь “М.видео”: “В целом по рынку ситуация ровная, незначительный рост мы зафиксировали лишь в апреле”.

Говорить о смене потребительских настроений по итогам одного месяца рано, осторожничает Миронов. Рост спроса будет устойчивым, не ранее чем возобновится рост потребкредитования, считает он: “Вряд ли люди будут сейчас тратить сбережения — кризис еще не кончился”. По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 г. вырастет примерно на 10%. Но зафиксированный в марте первый прирост обязательств населения перед банками оказался вызван несколькими краткосрочными сделками банка “Уралсиб”. Тем не менее смог нарастить розничный кредитный портфель Сбербанк, а выдача ипотечных кредитов и вовсе вышла на докризисный уровень, уверяет представитель этого банка.

При этом в I квартале вклады граждан в российских банках, по данным ЦБ, выросли на 4% (до 7,8 трлн руб.). Но ставки по вкладам уже не способствуют наращиванию сбережений, указывает начальник отдела BNP Paribas Юлия Цепляева: в марте средние ставки по депозитам населения до года составили 7,4% против 10% в октябре 2009 г. (максимум 2009 г.). Из-за укрепления рубля сбережения в валюте тоже потеряли привлекательность. В течение нескольких месяцев население пересмотрит структуру использования своих доходов в пользу потребления, полагает Цепляева: “Потребление — главный источник для восстановления экономики, и оно будет расти”.

Потребительское поведение отстает от общеэкономического тренда, считает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева: если экономика прошла дно в середине 2009 г., то для социальной сферы худшим будет именно 2010 год. Февральский опрос ВЦИОМ показывает, что в сравнении с декабрем боязнь безработицы у россиян увеличилась (индекс вероятности увольнений составил 33 пункта против 30), а шансы на трудоустройство остаются неизменными с лета 2009 г. Между тем потребительские ожидания улучшаются, говорит начальник отдела холдинга “Ромир” Наталья Обухова: “Если не будет новых потрясений, то стагнация потребления продлится недолго, люди увеличат траты”.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.079 сек.
Яндекс.Метрика