24 мая 2022 г. Вторник | Время МСК: 23:38:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Успех изменяет мозг



Скотт Беринато
Harvard Business Review Russia
Добавлено: 2012-03-11
Просмотров: 3581

Нейробиологи давно заметили, что мозг человека преображается в зависимости от полученного опыта — этот феномен называют нейропластичностью. Однако до недавних пор никто не мог объяснить, что придает пластичность серому веществу и заставляет его меняться. Прорыв в этой области совершили исследователи из Института обучения и памяти Пикауэра Массачусетского технологического института: они определили, что именно запускает процесс трансформации. Оказалось — успех. Не менее важен и в некоторой степени удивителен другой вывод: противоположное по характеру событие, то есть неудача, на мозг никак не воздействует.

По мнению Эрла Миллера, руководителя исследовательской группы, это открытие — ключ к совершенствованию способов обучения и мотивации, ведь оно объясняет, как мы учимся (результаты исследования были опубликованы летом 2009 года в журнале «Neuron»). Согласно полученным данным, успех дает нам больше, чем неудача.

В ходе исследования коллеги Миллера давали обезьянам простое задание. Они показывали им одну из двух картинок: увидев первую, обезьяны должны были посмотреть налево, другую — направо. Если обезьяны поворачивались в нужную сторону, им давали сок. Во время эксперимента ученые следили за деятельностью мозга своих подопечных.
«Нейроны префронтальной коры и полосатого тела (то есть областей головного мозга, которые фиксируют удачи и поражения) перестраиваются в случае успеха», — говорит Миллер. Более того, изменения фиксируются на протяжении нескольких секунд — поэтому при выполнении следующего задания мозг обезьяны работал все лучше и лучше. Это значит, что обезьяна усвоила материал. «А вот после неудачи, — отмечает Миллер, — деятельность мозга почти не изменялась». Другими словами, мозг не сохранял информацию о поражениях и не использовал ее в следующий раз. Обезьяна пыталась угадать правильное решение снова и снова.

Это означает, говорит Миллер, что на неврологическом уровне удача оказывается намного более информативной, чем поражение. Если вы получаете вознаграждение, мозг запоминает, что он сделал правильно. В случае неудачи он не может точно определить, что именно нужно сохранить, и не изменяется (кроме ситуаций, когда налицо очевидный негативный результат: например, ребенок засовывает что-то в розетку, и его ударяет током).

Значит ли это, что, акцентируя внимание на сильных сторонах и успехах своих сотрудников, руководители поступают правильно? Миллер не рекомендует проводить параллели между его исследованием и, скажем, рабочими ситуациями. «Может быть, — говорит он, — надо просто уяснить, что мозг сам обучается благодаря удачам, и зацикливаться на них не стоит. Лучше внимательнее изучать поражения и пытаться понять их причину».

Исследователи под руководством Миллера наверняка откроют нам глаза и на другие относящиеся к менеджменту явления. Чтобы объяснить, как работает мозг в деловых ситуациях, нужно одновременно регистрировать деятельность нескольких его областей. Группе Миллера это по силам: в ее распоряжении самые передовые технологии. Миллер собирал данные о функционировании трех участков мозга сразу — их ему поставляли, ни больше ни меньше, 50 электродов.

И это только начало. Чем больше электродов для регистрации мозговой активности будут использовать неврологи, тем лучше они будут понимать механизмы, скажем, принятия решений и сосредоточения внимания. В докладе, опубликованном осенью 2009 года в журнале «The Scientist» (кстати, статья Миллера была названа в нем «статьей месяца», поскольку ее цитируемость в 50—100 раз превысила цитируемость большинства статей), один из исследователей назвал использование большого количества электродов «технологией будущего».

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.077 сек.
Яндекс.Метрика