15 августа 2020 г. Суббота | Время МСК: 23:03:50
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Добро пожаловать в новый мир!



Ольга Бедарева
Источник: E-xecutive
добавлено: 19-02-2008
просмотров: 7460
И это будет мир глобального бизнеса, считает всемирно признанный стратег, доктор Кеничи Омае. Как сориентироваться в мире новых возможностей, выбрать наиболее эффективную стратегию развития компании и получить свой честно заработанный кусок пирога? В эксклюзивном интервью E-xecutive стратег не только ответил на эти вопросы, но и дал нашей стране весьма полезные рекомендации.

Добро пожаловать в новый мир! Глобализацию можно пытаться не замечать, всеми силами искать способ противостояния, плыть против течения или же, смирившись с собственным бессилием, замереть на обочине, однако отрицать факт ее существования нельзя. Насколько этот процесс управляем? Каковы положительные и отрицательные стороны формирования нового миропорядка? Как глобализация видоизменяет политику компаний, и какие горизонты открывает? В чем особенности нового стратегического мышления современного менеджера, и от чего зависит выбор компаниями конкретных стратегий? Какая стратегия ведения бизнеса наилучшим образом подходит для России? Какое место ей уготовано в новом мире?

Эти другие вопросы глобального и локального масштаба E-xecutive задал одному из самых известных мировых консультантов в области управления, доктору Кеничи Омае, которого журнал The Economist включил в пятерку самых влиятельных бизнес-гуру в мире. Доктор Омае – автор более ста книг, посвященных бизнес-анализу и формированию стратегий, он неоднократно занимался консультированием правительства Японии. Его перу принадлежат многочисленные статьи в ведущих изданиях, в том числе Wall Street Journal, Harvard Business Review, Foreign Affairs, New York Times. На протяжении более 23 лет Омае был партнером McKinsey&Company. 17 мая 2007 года стратег провел в Москве семинар, посвященный развитию стратегического мышления и построения новых успешных стратегий, где нам и удалось побеседовать с ним.

Бизнесмены всех стран, глобализуйтесь!

«Новый мир открывает перед нами новые возможности, и у нас есть все инструменты для того, чтобы быть успешными», - воодушевляющее рассказывает Кеничи Омае.

Из-за возрастающей сложности экономики старые экономические теории уже не работают, вследствие чего меняется как наше восприятие, так и подход к бизнесу. В этих условиях научиться вести за собой глобальную корпорацию, активно используя киберпространства и человеческого потенциала, – значит обеспечить себе настоящий успех.

Еще десять лет назад мы не смели об этом думать, а уже сегодня глобализация стала неотъемлемой частью мирового самосознания, рассказывает доктор Омае. Ее активному росту и повсеместному распространению способствует динамичное развитие компаний, которые растут в десять раз быстрее, нежели десять лет назад, активное задействование кибер-культуры и повсеместная рыночная капитализация. Кроме того, объединению людей и созданию обширных связей способствует использование мощных общих платформ, позволяющих облегчить многие жизненные процессы. В качестве одной из них доктор Омае привел платежные системы Visa и MasterCard.

Гуру выделяет четыре составляющие экономики XXI века:

  • наличие кейнсианской традиционной экономической модели;
  • новый мир имеет границы лишь на карте;
  • практически повсеместное внедрение кибепространства, в том числе и в экономику;
  • господство математических коэффициентов и показателей.

Последние три пункта в списке являются следствием глобализации. Комментируя четвертый пункт, Омае отмечает, что компании оцениваются с точки зрения перспектив, то есть будущей, потенциальной, а не настоящей стоимости.

По его словам, возможности роста для компаний существуют по всему миру. В глобальном росте и развитии участвуют все страны, однако у многих из них не хватает видения и чутья, для того чтобы оценить перспективы своего развития  в мировых масштабах. Один из факторов, препятствующий быстрому принятию быстрых и эффективных решений на государственном уровне, – чрезмерная централизация. Кеничи Омае настоятельно рекомендует брать пример с Китая, где мэры наделены обширными полномочиями, что способствует оперативному решению многих вопросов без привлечения центра.

Несмотря на общий характер многих аспектов, доктор Омае считает стратегию XXI века весьма конкретным понятием. Пытайтесь выглянуть за пределы своей страны и используйте новые возможности киберрынка. Ваша стратегия – это ваше же конкретное понимание того, нужен ли ваш товар клиенту или нет. Сконцентрируйтесь на одной области, на одном бренде и работайте в этом направлении. Спросите себя: чего хочет клиент? Какими путями мы можем ему это дать? Что конкретно мы можем сделать? Какие из этих предложений самые дешевые? В качестве примера Омае привел процесс модернизации кофе-машины. «В свое время в Японии люди постоянно жаловались на то, что кофе, производимый кофе-машинами, был невкусным. Долгое время мы не могли понять, в чем дело, – кофе был свежемолотым, вода – чистой. А потом стало ясно – используемая вода была хлорированной. Мы быстро изобрели аппарат, который фильтровал воду. В результате кофе стал получаться очень ароматным», - поведал доктор.

«Определив ключевой фактор успеха в своей отрасли и инвестировав в него необходимое сочетание ресурсов, можно добиться реального и устойчивого конкурентного преимущества», - говорит мастер. После этого наращивайте позиции, анализируя при этом потенциальные улучшения в плане расходов, добавленной стоимости и стратегического преимущества.

Еще один хороший пример – изменение своей политики компанией Nokia. В свое время она производила широкий спектр бытовых приборов, затем, поняв, что для достижения успеха необходимо фокусирование усилий, сосредоточила свое внимание на мобильных телефонах и… победила.

E-xecutive: Процесс глобализации заставляет бизнесменов перестраивать не только политику компаний, но и образ мышления, как корпоративного, так и частного. Какие возможности дает глобализация участникам рынка, вне зависимости от их положения на нем?

Кеничи Омае: Один из основных положительных моментов – в этом процессе задействован каждый вне зависимости от страны, где он проживает. Даже если вы родились в бедном государстве – глобализация даст шанс и вам. Важно, что если у вас есть хорошая идея, во многих странах компании будут готовы заплатить за нее и дадут возможность претворить ее в жизнь. Посмотрите, какими темпами развиваются Индия, Китай, Вьетнам. И все это благодаря глобализации. У молодежи есть отличная возможность заявить о себе и реализовать свои идеи. Главное, чтобы они были действительно стоящими.

всемирно признанный стратег, доктор Кеничи ОмаеДаешь новую модель образования!

Ментальность XX века устарела, и использовать ее мастер настоятельно не рекомендует. В этом плане нас можно назвать жертвами. Посмотрите на политиков и дипломатов. Эти люди отстали от жизни и живут по законам, которые были актуальны в XIX веке. Именно поэтому многие современные государства, даже очень мощные и развитые, живут в своем локальном мире. Например, США и Япония. Ничего удивительного здесь нет – люди учатся на примерах из прошлого, которые уже давно не имеют никакой ценности, рассказывает Кеничи Омае. К примеру, Гарвард. Кейсы, используемые для обучения в этом университете, разрабатываются, как минимум, 9 месяцев. За это время компании, которые приводятся в качестве примера, могут обанкротиться или вовсе прекратить свое существование. Поэтому прошлые кейсы должны быть заменены кейсами текущими.

Кеничи Омае выделяет следующие особенности образования XXI века:

  • ни на один вопрос невозможно дать точный ответ;
  • ответы непостоянны и все время изменяются;
  • учителя бесполезны, поскольку их знания основаны на прошлом опыте, потерявшем свою актуальность;
  • действительно эффективные люди учатся каждый день у друзей и коллег по работе. В Японии есть термин, в дословном переводе означающий «натаскаться на улице». Это значит, что человек получил практический жизненный опыт, основываясь на чутье и интуиции. Это гораздо полезнее, нежели получение знаний, которые быстро устаревают.
  • желание действовать и достигать результата гораздо важнее, чем знание правильного ответа;
  • ваш ответ на вопрос должен быть уникальным. Дайте людям возможность додумать ответ и предложить свою версию. Учитесь интегрировать их ответы и выделять в них самое ценное, то, что может быть использовано в практике. Делайте ставку на гипотезу и сделайте все, чтобы доказать правоту.

По словам Омае, это помогает сформировать новый тип мышления, весьма эффективный в условиях современного рынка. Следует помнить о том, что большинство успешных компаний – «плоские», то есть устроены не по принципу административной пирамиды, а по принципу равенства сотрудников. Все работники имеют право высказаться, предложить свою идею, в равной степени занимаются поиском фактов, гипотез. Именно в такого рода компаниях наиболее выражены предпринимательство и лидерство.  И это как раз то, что сейчас нужно России, полагает стратег.

Е-xecutive: Почему бы не использовать пусть и прошлый, но положительный опыт? Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

К.О.: Учеба – очень важный процесс, через который должен пройти каждый. Профессоры старые и уже не могут научить ничему новому. Молодежь не должна ориентироваться на опыт прошлого, когда мир вокруг меняется так быстро. Пусть опыт и положительный, но его время прошло. Мир вокруг меняется очень быстро. А студенты вынуждены постигать то, что было актуально 10 или 20 лет назад. Поэтому самые лучшие учителя – друзья, сверстники и сама жизнь. Самое главное – не упускать возможность учиться самостоятельно.

E-xecutive: Как правило, у выпускников нет опыта работы, в их копилке только теоретические знания. Что можно посоветовать молодым предпринимателям, решившим открыть свое дело в условиях современного бизнеса?

К.О.: Думаю, нужно начинать работать, попробовать вести свой бизнес, а позже вернуться в университет. Когда ты просто студент, то у тебя нет возможности получить реальный опыт – ты только учишься, получаешь теоретические знания. Однако практическая деятельность гораздо важнее, поскольку она позволяет обнаружить пробелы в знаниях и понять, что еще тебе действительно необходимо узнать. Вот почему полезно вернуться к учебе позднее. Жизнь такая длинная. Не знаю, как в России, а в Японии ее средняя продолжительность – 85 лет. Поэтому торопиться просто нет смысла. Пытайтесь поступать так, как считаете нужным, и, получив опыт, возвращайтесь за парту. Средний возраст моих учеников – 35 лет. Знаете, почему мои студенты – одни из самых лучших? Они обладают большим багажом знаний, но еще больше знают про то, чему им еще необходимо научиться. Я сам многое беру у них, и мне это нравится. Эти люди не только получают знания, но и делятся ими. Именно поэтому они очень сильные.

Формула стратегии

Доктор Омае учит, что в эпоху новой экономики эффективная стратегия немыслима без следующих преобразований:

  • В масштабах государства: деление страны на административные единицы в целях создания стратегических бизнес-единиц.
  • В масштабах регионов: формирование эффективных групп предприятий, для того чтобы привлечь иностранные инвестиции.
  • В масштабах компаний: больше внимания скрытым возможностям, использование недоиспользованных ресурсов. Концентрирование внимания и расчет сил.
  • В масштабах отдельного сотрудника: ставка на персоналии, а не на коллективное «пение под караоке».

E-xecutive: Можно ли вывести идеальную, универсальную формулу бизнес стратегии? Означает ли это, что все модели развития могут быть подчинены самой прогрессивной и доминирующей?

К.О.: Люди, компании, страны – все это индивидуально. И утверждать, что существует идеальная формула бизнес стратегии, нельзя. Все зависит от того, кто ее реализует. Стратегия безлика до тех пор, пока у нее не находится хозяин. У каждого должна быть своя оригинальная стратегия. Я давал советы многим топ-менеджерам. Однако при этом я всегда руководствовался тем, насколько я знаю этого человека, его характер, а также саму компанию. Если что-то шло не так, не работало, то я вносил коррективы в мои рекомендации. Стратегия изменяется, дополняется, совершенствуется в течение всей жизни.

Новый мир и место России в нем

По словам стратега, самое ценное в России – люди. Они умны и имеют хорошее образование. В настоящее время благодаря нефти и газу дела в России идут хорошо. Но вопрос заключается в том, как долго страна может вести такой образ жизни. Люди почивают на лаврах благодаря энергетическим ресурсам, становятся ленивыми, теряют интерес к развитию и не видят смысла стремиться к чему-либо. Это пагубная тенденция. России необходимо вернуться к основам, задействовать богатый человеческий потенциал в полном объеме. Новая стратегия России должна быть основана на двух факторах – продуманной экономике и человеческом потенциале. Кроме того, акцент должен быть сделан именно на регионах. Можно сказать, что вашей стране нужна не столько общая стратегия, сколько продуманное стратегическое развитие регионов. К сожалению, несмотря на динамичное развитие российской экономики, прогресс наблюдается только в центральной части страны. Что касается окраин – там все пока находится в зачаточном состоянии.

E-xecutive: Что Россия может предложить миру?

К.О.: Во-первых, русским следует немного остыть и понять, что страна не может идти по пути, которым она идет сейчас, – жить за счет энергетических ресурсов. Во времена Советского Союза экономика опиралась на фундаментальные основы – технологии, позволяющие производить собственный оригинальный продукт. Ваша страна была сильна во многих сферах. В настоящее же время каждый торопится импортировать из таких стран как США, Япония, а также из Европы. Но это не российская традиция, и это не ее путь. Я уверен, что России необходимо создать свой собственный продукт и предложить его мировому рынку. К примеру, можно сделать ставку на систему образования. Во времена СССР она была очень мощной.

E-xecutive: Многие русские предприниматели не хотят ждать, пока пройдут годы и они смогут увидеть результат своей деятельности, а желают быть успешными здесь и сейчас. Какой совет вы могли бы дать им?

К.О.: Это отрицательное качество. Когда делаешь что-то в спешке, не успев предварительно все хорошо обдумать, то совершаешь ошибки одну за другой и тратишь массу времени на то, чтобы их исправить. Успех требует времени. Однако если вам не терпится достичь признания, я могу дать одну рекомендацию. В этом случае можно создать коалицию с тем, кто уже сумел состояться. Я прекрасно понимаю тех, кто ищет быстрых решений. Найдите победителя, и он выведет вас на мировую арену. В качестве таких проводников можно использовать лидеров своих областей. Если вы назовете мне область деятельности, я смогу дать название компании, к которой можно «прицепиться». Однако такой маневр нельзя считать стратегией в полном смысле этого слова. Это лишь способ заработать деньги и затем создать что-то действительно фундаментальное.

E-xecutive: Какой вы видите Россию через пять лет?

К.О.: Думаю, каждый российский регион должен состояться в своей области. Дать рекомендацию всей России очень сложно. Если бы вы дали мне задание, к примеру, составить программу развития для Западной Сибири, я бы смог помочь. И так с каждым регионом. На мой взгляд, Россия должна быть децентрализована, мэры и губернаторы должны иметь больше полномочий и самостоятельности, как, примеру, в Японии, а не ждать, пока указания придут из Москвы. В этом случае чиновники получат реальную возможность развивать регионы. Начнется «региональное соревнование». Россия должна пригласить в свои регионы весь мир, и он, в свою очередь, принесет свои деньги. Если это произойдет в течение ближайших нескольких лет – это будет одно из лучших решений.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.223 сек.
Яндекс.Метрика