23 октября 2019 г. Среда | Время МСК: 00:01:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Налоги должны стимулировать инновации



добавлено: 20-11-2008
просмотров: 13124
Для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые смогут появиться в случае снижения уровня налоговой нагрузки. Вступивший с 1 января 2008 года закон, призванный способствовать формированию благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, вызвал много споров. Насколько эффективными оказались принятые поправки и что еще изменится в этой сфере? На эти и другие вопросы ответил директор Департамента по законодательству ТПП России Сергей Васильев.

Директор Департамента по законодательству ТПП России Сергей ВасильевДля осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые смогут появиться в случае снижения уровня налоговой нагрузки. Вступивший с 1 января 2008 года закон, призванный способствовать формированию благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности1, вызвал много споров. Насколько эффективными оказались принятые поправки и что еще изменится в этой сфере? На эти и другие вопросы ответил директор Департамента по законодательству ТПП России Сергей Васильев.

Сергей Витальевич, как ТПП и бизнес-сообщество оценивают эффективность изменений, определенных Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»? Достиг ли закон поставленной цели?

Сначала скажу, что ТПП России был проведен мониторинг и анализ экономической эффективности норм указанного закона. Мы опросили нашу членскую базу, профильные комитеты, палаты на местах и получили интересные результаты. Лишь около четверти опрошенных оценили эффективность внесенных изменений как высокую. Подавляющее же число предпринимателей и главных бухгалтеров отметили низкую эффективность изменений, обосновав это тем, что предусмотренные законом льготы касаются крайне узкого сегмента инновационной деятельности и не могут оказать значимого влияния на изменение направленности отечественной экономики в сторону внедрения новейших технологий.

Не могли бы вы пояснить, какие положения закона имеют наибольшее значение для активного стимулирования инновационной деятельности?

Среди наиболее существенных положений закона для развития инновационных производств и более активного внедрения новых технологий мы выделяем следующие: прежде всего, освобождение от обложения НДС реализации исключительных прав (в том числе передачи по договору отчуждения или лицензионным договорам) на следующие объекты интеллектуальной собственности: изобретение, полезную модель, промышленный образец, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), топологию интегральных микросхем2. Освобождение от НДС отдельных работ по НИОКР, связанных с разработкой и внедрением инновационных технологий3.

Кроме того, учет в составе расходов по УСН затрат на НИОКР, покупку исключительных прав на изобретения4. Не стоит забывать и о предоставлении налогоплательщикам права применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не более трех5) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

А что касается менее существенных положений, наверняка, есть и такие?

Безусловно, есть. Ряд опрошенных высказали мнение, что наименьшее значение для активного стимулирования инновационной деятельности имеют следующие нормы закона. Во-первых, это освобождение от обложения НДС операций по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки6.

Справка

Сергей Васильев
Директор Департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 3-го класса, подполковник юстиции запаса. Является автором более 100 публикаций по вопросам гражданского, налогового, жилищного и семейного законодательства.

Во-вторых, освобождение от обложения налогом на прибыль предприятий доходов в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций7.

И наконец, увеличение включаемого в состав расходов по налогу на прибыль организаций норматива отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»8, до 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика9.

Как вы оцениваете уровень налоговой нагрузки на инновационную деятельность до и после вступления закона в силу?

Думаю, что общий уровень налоговой нагрузки практически не изменился либо снизился, но явно недостаточно для того, чтобы перевести предприятия на «рельсы» инновационного развития, так как остались без изменения такие налоги, как ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

Закон предоставил для предприятий, применяющих общую схему налогообложения, только возможность уменьшить налог на прибыль за счет ускоренной амортизации. Для предприятий, применяющих УСН по схеме «доход», уровень налоговой нагрузки остался прежним.

Кроме того, после вступления закона в силу10 прошло очень мало времени и не накоплены статис тические данные об изменении уровня налоговой нагрузки на инновационную деятельность.

Низкая эффективность указанных льгот, по мнению ТПП РФ, обуславливается рядом обстоятельств. Первое – льготы по УСН снижают налоговую нагрузку только для предприятий, применяющих УСН по схеме «доход-расход», второе – льгота по НДС, кроме упрощения бухучета, никак не влияет на уровень налоговой нагрузки предприятий. Третье – организации могут воспользоваться коэффициентом ускоренной амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Данное обстоятельство не дает возможности предприятиям, которые, наряду с научно-технической, осуществляют и другие виды инновационной деятельности (например, производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции), права воспользоваться по таким основным средствам коэффициентом ускоренной амортизации. Не могу также не отметить, что, согласно новому подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 1 января 2008 года не подлежат налогообложению выполняемые организациями за счет любых привлеченных источников НИОКР и технологические работы, относящиеся к созданию новой продукции (технологий) или усовершенствованию производимой продукции (технологий).

Освобождение от НДС данных операций экономически эффективно для налогоплательщиков, поскольку основные расходы, связанные с выполнением НИОКР, приходятся на зарплату сотрудников и социальные отчисления и, следовательно, сумма НДС к начислению значительно превышает налоговый вычет. Однако перечень документов, подтверждающих право налогоплательщиков на освобождение от НДС выполненных НИОКР, нормами НК РФ не предусмотрен, что приводит к определенным сложностям при подтверждении данной льготы в налоговых органах.

Необходимо также сказать, что закон улучшает налоговые условия для научно-технических организаций, однако не в полной мере учитывает интересы предприятий производственной сферы, осуществляющих инновационную деятельность. Кроме того, в законе отсутствуют льготы для предприятий, которые внедряют организационные, маркетинговые, технологические инновации. И в завершение хочу отметить, что не разработаны методические рекомендации по оценке товаров, услуг, видов деятельности, технологий и критерии их отнесения к инновационным (новым, усовершенствованным), что в ряде случаев затрудняет применение предоставленных законом льгот.

Являются ли предусмотренные законом меры достаточными? Какие дополнительные меры, по вашему мнению, необходимо предпринять в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности?

Внесенные в НК РФ поправки являются явно недостаточными и малоэффективными. В законодательстве следует дополнительно предусмотреть льготы: по НДС при реализации новых видов продукции; по ЕСН для малых и средних инновационных предприятий; по налогу на имущество организации в отношении нового оборудования, используемого в производстве наукоемких видов продукции; возможность определять остаточную стоимость имущества в целях обложения налогом на имущество организаций с учетом механизма ускоренной амортизации, предусмотренного законом. По моему мнению, не стоит забывать и о льготах по земельному налогу для научных организаций и инновационных предприятий; увеличении «амортизационной премии» с 10 до 30% для малого и среднего инновационного бизнеса; освобождении от обложения налогом на прибыль доходов от операций по реализации исключительных прав. Кроме того, не стоит списывать со счетов налоговую амнистию, дополнительные преференции для инновационных предприятий при постановке на учет и ежегодном учете интеллектуальной собственности, являющейся базисом инноваций; субсидии на уплату процентов по банковским кредитам, направленным на приобретение нового технологического оборудования и создание современных производственных мощностей; льготы по стимулированию использования изобретений, предусмотренные ранее ст. 28 Закона СССР «Об изобретениях в СССР»11, и расширение круга объектов интеллектуальной собственности, включая товарные знаки и другие средства индивидуализации12.

Справка

1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.07 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Данным законом был освобожден от НДС ряд операций по передаче исключительных прав и прав на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР); увеличен коэффициент амортизации основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности; в перечень расходов, учитываемых по УСН, включены расходы на НИОКР и патентование.

И в конце концов не будем забывать про расширение перечня налогов, по которым можно получить инвестиционный налоговый кредит, а также устранение действующего ограничения по сумме соответствующего налога, которая может быть направлена на получение инвестиционного налогового кредита, и увеличение сроков предоставления данного кредита, преференции в отношении страховых организаций и кредитных учреждений, в том числе лизинговых компаний, венчурных фондов и т.д., тоже являющихся участниками инвестиционной деятельности в целях повышения доступности кредитных ресурсов, а также роста защищенности всех участников инновационной деятельности при неблагоприятном развитии событий.

Справка

Торгово-промышленная палата РФ
ТПП РФ объединяет весь спектр отечественного предпринимательства - от представителей малого бизнеса до крупных концернов, промышленных и финансовых групп. В палату входят 171 территориальная торгово-промышленная палата, 192 объединения предпринимателей и 68 коммерческих организаций федерального уровня, около 350 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне, 16 зарубежных представительств в 15 странах мира, а также пять смешанных палат, образованных с другими странами. При палате действует Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд и Ассоциация диспашеров. В ТПП РФ ведется Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для коммерческой деятельности в России и за рубежом. Проводится аккредитация иностранных фирм.

Какие существуют проблемы с реализацией закона на практике? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для их устранения?

Я считаю, что реализацию закона во многом затрудняют отсутствие четких определений и алгоритма расчета льготируемых инноваций, механизма оформления сублицензионных договоров, а также недостаточно четкие разъяснения порядка применения его норм в письмах Минфина России.

Кроме того, для реализации норм закона необходимо внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие систему бухгалтерского учета в части постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности и коммерческого оборота прав на объекты интеллектуальной собственности.

Известно, что ТПП России анализировала региональное законодательство в сфере инноваций. Какая там ситуация?

В большинстве регионов для инновационных и научных организаций преференции по региональным и местным налогам не предусмотрены. Применяются только льготы, установленные федеральным законодательством.

Если говорить о состоянии регионального законодательства, то можно отметить Закон Ярославской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»1, которым предусмотрены следующие льготы:

  • от обложения налогом на имущество организаций освобождаются объекты основных средств, которые созданы или приобретены для реализации приоритетного инвестиционного проекта Ярославской области (ст. 20 закона);
  • от обложения транспортным налогом освобождаются транспортные средства, вновь приобретенные для реализации приоритетного инвестиционного проекта Ярославской области (ст. 22 закона);
  • для доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг), произведенных в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, снижена до 13,5% (ст. 21 закона).

В Нижегородской области, к примеру, льготы предприятиям, работающим с применением инновационных технологий либо их разрабатывающим, реализуются в форме компенсации процентов по ставкам банковского кредита.

В заключение хотел бы отметить, что меры налогового стимулирования, предусмотренные в законе, не носят комплексного характера и решают только небольшую часть вопросов, связанных со стимулированием инновационной деятельности. Работу в этом направлении следует продолжать, и палата планирует не сбавлять темпы в решении данных вопросов.


  1. Федеральный закон от 19.07.07 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». – Прим. ред.
  2. Подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. – Прим. ред.
  3. Подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. – Прим. ред.
  4. Подпункты 2.1–2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. – Прим. ред.
  5. Абз. 5 п. 7 ст. 259 НК РФ. – Прим. ред.
  6. Подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ. – Прим. ред.
  7. Абз. 12 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. – Прим. ред.
  8. Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ. – Прим. ред.
  9. Абз. 1 п. 3 ст. 262 НК РФ. – Прим. ред.
  10. С 1 января 2008 года. – Прим. ред.
  11. Закон СССР от 31.05.91 № 2213-1. – Прим. ред.
  12. Подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. – Прим. ред.
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.248 сек.
Яндекс.Метрика