![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Влияние без властиМарк Кролл Источник: Элитариум добавлено: 07-08-2009
просмотров: 6267 Влияния без формальной власти можно добиться благодаря «закону взаимности» — почти универсальному убеждению людей, что за проделанную ими работу нужно платить, что один хороший или плохой поступок порождает другой. Поскольку люди уверены, что их действия будут вознаграждены в той или иной форме, на них можно воздействовать.
Взаимность является основным принципом всех организационных процессов. Так, обмен лежит в основе трудового договора: «за честный труд — справедливую оплату». Даже работа, выполненная сверх нормы или не входящая в трудовые обязанности, требует обмена. Человек, который выручил другого в сложной ситуации,не обязательно получает или ожидает получить немедленное вознаграждение, однако рассчитывает на некую возможную компенсацию.
Эквивалент: источник обменаЕсли в основе организационного воздействия лежит взаимовыгодный обмен, на людей можно воздействовать только в той степени, в которой они могут предложить что-либо, необходимое другим. Следовательно, власть проистекает из способности познать чужие потребности. Чтобы наглядно представить себе работу обменного процесса, можно использовать метафору «ценностного эквивалента». Это позволит очень четко представить, что важно для властвующего и подвластного. Сколько видов денежных эквивалентов обращается на мировом финансовом рынке, почти столько же видов эквивалентов обращается и в организациях. Люди слишком часто думают только о деньгах или о повышении. Однако эти «эквиваленты» обычно годятся только руководителям для влияния на подчиненных. Равные по званию, которые хотят воздействовать на своих коллег, или сотрудники, которые хотят влиять на своих начальников, часто чувствуют себя бессильными. Им необходимо понять, что видов вознаграждения очень много, и стремиться расширять границы средств обмена. Несколько основных эквивалентов, которые обычно ценятся и обращаются в организациях, представлены в таблице 1. Хоть список и не исчерпывающий, но он очевидно показывает, что человеку необязательно быть на верхушке организации или иметь покровительство, чтобы распоряжаться многочисленными ресурсами, которые ценят другие. Воздействие эквивалентов часто не вполне однозначно. Например, существует много способов выразить благодарность или оказать помощь. Руководителю, который более всего ценит эквивалент признания, можно отплатить словами благодарности, похвалой, публичным признанием на собрании, неформальными отзывами о нем среди равных ему по званию и/или упоминанием о нем его начальнику. Тем не менее та же самая благодарность, которую одни рассматривают как знак признательности, другими может расцениваться как попытка лести, а третьими — как самый дешевый способ добиться расположения и покровительства. Таким образом, эквивалент имеет не какую-то абстрактную ценность, ценность его всегда привязана к ситуации. Таблица 1. Самые распространенные организационные эквиваленты
Хотя мы подчеркнули взаимопроникающую сущность обмена, вознаграждения могут не всегда исходить от другого человека. Они могут появиться сами собой в виде подтверждения доброго отношения, благожелательности или преданности делу организации. Человек может выполнить требование другого, потому что это подкрепляет его принципы, чувство принадлежности к организации или чувство своей значимости. Обмен стимулируется межличностными отношениями, потому что тот, кто хочет повлиять на кого-либо, создает условия, которые позволяют возникнуть этому виду взаимного обмена самому по себе, предлагая сотрудничать ради достижения целей организации. В то же время человек, который предпринимает ответные действия, потому что «это правильно», и которому нравится чувствовать себя «человеком, который действует исходя не только из своих узких интересов», производит ценностный эквивалент или добродетель, тем самым пробуждая в себе чувство комфорта. Конечно же, пять категорий эквивалентов, представленных в таблице 1, не исключают друг друга. Когда от человека многого требуют, ему стараются отплатить разными ценностными эквивалентами разных категорий. Например, можно подчеркнуть значение его предложений для организации, обещать содействовать ему в будущем, намекнуть на то, что это повысит его престиж в организации, и указать на его ценность для организации. Как отплатить другому участнику обмена так, чтобы обмен был для него эквивалентным? Чем нужно отплатить человеку за помощь в составлении отчета? Достаточно ли сказать ему просто «спасибо»? Или необходимо также сказать его начальнику что-нибудь хорошее о нем? Чей стандарт справедливости надо использовать? Что если представление одного человека о справедливом возмещении сильно отличается от представлений другого? Поскольку две стороны — участницы обмена могут, естественно, по-разному понимать значение одного и того же действия, то установление такого обмена, который обе стороны признали бы справедливым, может быть довольно проблематичным. Следовательно, очень важно понять, что ценит человек, на которого оказывается воздействие. Без ясного представления о том, что человек думает и ценит, будет очень сложно осуществить взаимовыгодный обмен. Чтобы обменный процесс был эффективным, воздействующий субъект должен:
Когда люди замечают, что определенный подход эффективен во многих ситуациях, они часто начинают применять его и там, где он не годится. Из-за такого экстенсивного использования этого подхода они отказываются от применения более подходящих методов. Чем выше степень доверия, которое создал влияющий человек в отношениях с потенциальным союзником, тем легче пойдет процесс обмена. Каждая из сторон сможет определить, какой эквивалент желает противоположная сторона и какова степень сложности ситуации, а также каждая сторона сформирует обоюдно плодотворный стиль взаимодействия. Благодаря доверию расходуется меньше сил на выяснение намерений союзника и возникает меньше сомнений по поводу того, когда и чем он отплатит. Отношения внутри организации редко носят одноразовый характер. Кто знает, когда этот человек понадобится снова, или кто окажется в его подчинении в дальнейшем. Поэтому в большинстве случаев обмена значение имеют два результата: успешное достижение цели при выполнении задания и успешное улучшение взаимоотношений, благодаря чему последующее взаимодействие будет еще более полезным. Слишком часто люди, которые пытаются приобрести влияние, сосредоточиваются лишь на задании и действуют, будто завтра им не жить. Хотя выполнение задания и налаживание контактов не всегда достижимы одновременно, в некоторых случаях последнее может быть более важным, чем первое. Победа в сражении, но поражение в войне — очень дорогостоящий результат. Влияние усиливается при использовании стратегических альянсов, целью которых является вовлечение потенциальных союзников во взаимовыгодный обмен. Даже если это не всегда приносит успех, шансы его достижения заметно увеличиваются. Во времена резких перемен в тактике конкуренции, технологиях, управлении и потребителях людям и их организациям необходима любая помощь, которую они способны оказать или принять. Автор: Марк Кролл (Mark J. Kroll), профессор, декан факультета менеджмента Колледжа делового администрирования государственного технического университета Луизианы (штат Миссисипи). Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|