26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:30:36
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

VIP по дешевке



Ольга Бахлина
Источник: Свой бизнес
добавлено: 05-08-2011
просмотров: 5103
Гендиректор и совладелец интернет-магазина KupiVIP Оскар Хартманн родился в семье «русских немцев» в Казахстане, а в шестилетнем возрасте с семьей перебрался в Германию. «Поначалу мы жили в лагере для беженцев. В ту пору я не мог позволить себе даже помечтать о красивых брэндовых вещах, и, конечно, не мог предполагать, что когда-нибудь открою бизнес, связанный с продажей модной одежды», - говорит предприниматель. Сегодня он владеет крупнейшей в России компанией в сфере электронной коммерции, годовой оборот которой уже перевалил за $100 млн. При этом сходство с акулой капитализма у Оскара Хартманна есть разве что самое отдаленное. Во время интервью он часто говорит про свою жену, и даже от вопроса про венчурные инвестиции каким-то образом умудряется плавно перейти к обсуждению семейных ценностей.

Материал публикуется с сокращениями. Полную версию читайте в журнале "Свой бизнес" №102 (июнь-июль 2011).

«Я открыл свою компанию в ноябре 2008 года, в разгар финансового кризиса, когда финансисты выпрыгивали из окон небоскребов на Уолл-стрит, - вспоминает Оскар Хартманн. – Катаклизмы отмечают начало больших перемен, а значит, открываются возможности для создания собственного бизнеса». До того, как основать KupiVIP, Хартманн довольно долго проработал в консалтинговой фирме Boston Consulting Group на хорошей позиции с отличной зарплатой и соцпакетом. «Если бы я трудился на аналогичной должности в Германии, то ощущал бы себя «топом», человеком, который достиг вершин карьеры, - замечает он. - Но в Москве высокая должность дает иные ощущения. Я наблюдал за своими коллегами - талантливыми ребятами, и видел в их глазах ту же неудовлетворенность. Например, хорошая квартира в Москве стоит $1 млн., то есть доступна немногим. Если брать кредит, придется выплачивать в год $200 тыс., это тоже внушительная сумма. И вот они ходят в поникшем настроении». Осознав, что даже успешные люди в России чувствуют свою неполноценность, Хартманн решил сделать одежду престижных брэндов более доступной для российских покупателей – и заработать на этом.

Бизнес-модель KupiVIP была скопирована с европейской компании Ventre-Privee.сom, которая позволяет владельцам брэндов избавляться от товарных излишков, а потребителям – покупать продукцию Giorgio Armani, Chloe, Jean Paul Gaultier и других престижных марок со скидками, размер которых доходит до 70%. Чтобы массированные распродажи не подрывали имидж «крутых» брэндов, Ventre-Privee ввела систему членства. Попасть в клуб охотников за скидками можно только по приглашению, что усиливает ощущение избранности и уникальности. Участники сообщества ежедневно получают по электронной почте специальные предложения (каждая распродажа длится 40 часов). После того, как все заказы в рамках отдельной акции собраны, компания осуществляет доставку товаров. «Когда я понял, что могу реализовать эту бизнес-идею в России, во мне зажглась искра, я ни о чем другом уже не мог думать, - вспоминает Оскар Хартманн. - На следующий же день я уволился из Boston Consulting Group и начал воплощать свою мечту».

Найти партию брэндовых вещей со скидкой можно разными способами: стоковый товар, неправильная закупка, закрытие магазина и т.д. Когда товар попадает из Европы в Россию, он здесь остается, реэкспорт – дело невыгодное. И когда возникает необходимость от этого товара побыстрее избавиться, продавать его приходится со скидкой. «В России большой потребительский рынок. Причем этот рынок очень сильно фрагментирован, товар переходит от одних людей к другим множество раз, - объясняет Хартманн. - Вещь, которая найдет своего покупателя где-нибудь в Иркутской области, зачастую отгружается оптовиками в Москве, долго добирается до Иркутска, а потом уже через третьи руки попадает в розничную точку в области. Согласно экономической теории, на фрагментированном рынке всегда появляются товарные запасы».

Поскольку продукция модных брендов имеет высокую наценку, возникает интересный феномен. Если дистрибутор закупит слишком мало товара, то появляется неудовлетворенный спрос. В этом случае ущерб для бизнеса будет больше, чем в случае закупки избыточного количества товара. Товар в оптовой партии стоит вполовину дешевле, чем тот же товар в рознице, а следовательно, баерам выгодно покупать с запасом. Образование излишков товара практически неизбежно, и сервисы, подобные KupiVIP, оказываются очень кстати, когда приходит пора избавляться от этих излишков.

Рецессия оказалась KupiVIP на руку. В октябре 2008 года, когда в России в полной мере почувствовался мировой финансовый кризис, владельцы модных бутиков уже успели сделать заказы на следующий год. При этом стоимость заемных денег возросла. Хозяева магазинов, разместив предзаказы без учета снижения спроса и внеся 30% предоплаты за товар, сидели и гадали, закрывать им свой бизнес или нет. В этот момент перед ними появлялся Хартманн и подсказывал решение: товары, которые было невозможно сбыть через основные каналы, предлагалось продать со скидкой через KupiVIP. Оскар едва ли не с ностальгией вспоминает пик кризиса: «Были случаи, когда люди говорили, что благодаря нам у них появился оборотный капитал, они смогли выплатить зарплаты и не разориться».

<...>

«Здравствуйте! Меня зовут Оскар. У меня есть идея, которую я хочу реализовать, и мне нужна ваша помощь», - так начинались письма, которые Оскар Хартманн рассылал представителям венчурных фондов. Если фонд не откликался, Хартманн выходил на его учредителей и жаловался им, что данный фонд игнорирует письма предпринимателей, то есть не выполняет свою работу. После чего Оскар довольно быстро получал отклик.

Итогом этой бурной деятельности стало привлечение венчурных инвестиций на общую сумму более $86 млн. Ни одна другая российская компания, работающая в сфере электронной коммерции, таких солидных вливаний не получала, однако Хартманн уверяет, что не лез вон из кожи, пытаясь заинтересовать инвесторов:  «Если бы можно было проанализировать, чем мой мозг был занят в последние три года, то вы бы увидели, что на долю вопросов, связанных с поиском инвестиций, приходится лишь 0,05%», - говорит он. Необходимость в инвестициях Оскар сравнивает с выбором транспортного средства: «Я люблю скорость, а скорость стоит денег. Можно, конечно, пешком идти до Санкт-Петербурга – это бесплатно, и достичь цели вполне реально, но если время дорого, лучше воспользоваться самолетом. Инвестиции – то же самое, что самолет». Первым поверил в потенциал старт-апа и предоставил «самолет» венчурный фонд Mangrove Capital Partners. «Помню, я сидел в кафе с представителем этого фонда, и у меня не было с собой ни бизнес-плана, ни красиво оформленной презентации – только ручка и бумага. Я набросал идею: как можно устраивать краткосрочные акции и продавать брэндовую одежду со скидкой. И этого оказалось достаточно, Mangrove согласился вложить $2 млн. в нашу компанию».

<...>

«Конечно, я писал бизнес-план, - отвечает Хартманн на наш вопрос, и для большей убедительности кивает на картину с изображением Наполеона, застигнутого врасплох русской зимой. - Вот Наполеон не писал бизнес-планов – и где он оказался?! Пошел на Россию, взял с собой 900 тыс. человек, а дошли в итоге 500 тыс. Эта картина у меня висит как напоминание, что свои действия нужно тщательно планировать. Когда открываете свое дело, время должно находиться на все – и бизнес-план писать, и поставщиков искать, и маркетингом заниматься». Впрочем, даже самый блестящий бизнес-план не предскажет все события и подводные камни, которые могут встретиться на пути: «Нет такой программы, которая предлагала бы умную модель планирования и подсчетов, чтобы в конце вышел ответ: «Да! Делать нужно вот так, не иначе». От ошибок и падений нельзя застраховаться». Оскар акцентирует внимание на психологическом настроении предпринимателя и считает его важным фактором, играющим решающую роль в успехе бизнеса: «Бизнес строить тяжело. Нет низко висящих фруктов. Приходит время, когда ни один аналитик помочь не может, и важные решения приходится принимать самому – на свой страх и риск». Помимо бизнес-плана хорошо бы еще иметь такие ресурсы как энергия, запал и влюбленность в свой бизнес».

<...>

Оскар Хартманн уверен, что Россия, по площади являющаяся самой большой страной в мире, имеет огромный потенциал для развития электронной торговли: «Если вы заедете в самый захолустный городок Америки, то наверняка вдоль дороги увидите сразу несколько крупных универмагов – Macy’s, 5th Avenue, TJ Max, Target, Walmart. Плотность розницы там огромная. В наших регионах ситуация обратная – магазинов нет, и желающим хорошо одеваться приходится идти на разные ухищрения. Потребители в регионах покупают то, что им привозят из Москвы, причем накрутив столичную цену втридорога. На фоне этой безрадостной картины предложения KupiVIP выглядят отличным вариантом обновления гардероба, особенно для тех, кто живет далеко от Москвы».

<...>

Сегодня в компании работает 750 человек, ежедневно на работу принимается в среднем по два новых сотрудника. На вопрос, кого берут на работу в KupiVIP, Хартманн без раздумья отвечает: «Людей с предпринимательским складом ума. Можно, конечно, нанимать людей более комфортных, но у меня компания находится на стадии роста, поэтому мне стратегически необходимы талантливые и энергичные люди». Компания тратит $500 тыс. в год только на тренинги, на которых сотрудников обучают разным аспектам интернет-маркетинга. «HR – это не супермаркет, по которому можно гулять с тележкой и выбирать, - подчеркивает Хартманн. – Готовых сотрудников не бывает, нужно их развивать. Мы почти каждый день проводим тренинги. Нельзя только «выжимать» талант и энергию из своих сотрудников, нужно им и давать что-то». Cвоей главной задачей в сфере управления персоналом Оскар считает поиск завтрашних «звезд»: «Взять на работу тех, кто сегодня блистает в интернет-маркетинге может каждый, но найти или вырастить тех, кто станет звездой завтра – это уже сложнее».

<...>

Оскар Хартманн

29 лет

Окончил школу управления WHU (Германия) по специальности «Международная экономика», прошёл обучение на программе МВА в University of Hawaii (США). С 2004 по 2006 год работал в представительстве BMW в Малайзии, с 2006 по 2008 год в офисе Boston Consulting Group в Москве. В 2008 году основал KupiVIP, занимает пост гендиректора компании.

KupiVIP

Компания основана в 2008 году.

Штаб-квартира – Москва.

В штате 750 человек.

Оборот в 2010 году – около $100 млн.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика