Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Куда заведут лебедь, рак и щука экономики?Источник: POINT.RU добавлено: 16-02-2012
просмотров: 4652
Инфляция в России "заморозилась" – стоит почти на месте. Одновременно совершенно застыл и не растет спрос на товары. Зато вприпрыжку скачет потребительское кредитование. Так, куда же заведут лебедь, рак и щука российской экономики? По последним данным Росстата, инфляция в январе составила всего 0,5%. Однако эксперты считают, что радоваться тут нечему, поскольку рост цен в последние месяцы сдерживается главным образом ограниченным спросом. Иными словами, товары дорожают медленно, потому что их плохо покупают. Экономисты полагают, что низкий спрос мы будем наблюдать весь этот год, и это следствие того, что замедлились темпы роста доходов. Парадокс в том, что одновременно существенно увеличивается объем потребительского кредитования. В этой ситуации, чтобы снизить риск невозврата, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) , знают "Новые Известия", уже предлагает установить некую планку соотношения годового дохода заемщика к сумме, которую берет взаймы у банка. В целом же в 2011 году граждане взяли займов на 36% больше, тогда как ожидалось 25-процентное увеличение. Банкиры объясняют такой бум несколькими причинами. Во-первых, это отложенный спрос. Предыдущие два года кредитование сначала снижалось, потом начался слабый подъем, а прошлый год был как раз периодом активного роста. А потребительское кредитование – очень прибыльный вид бизнеса, ведь ставки по этим займам в несколько раз выше, чем по иным видам кредитов. Порой возникает вопрос: а нужно ли вообще в нынешних условиях наращивать потребительское кредитование? Не опасно ли это банкам и их клиентам? Вот косвенный ответ: на днях ФАС направила в министерство финансов предложения о защите прав потребителей финансовых услуг. Ведомство предложило два индикатора, чтобы снизить риск невозврата кредитов: - речь идет о так называемом "ростовщическом" проценте, который при выдаче банком кредита населению не должен быть выше определенного, установленного государством уровня; - служба предлагает установить планку соотношения годового дохода клиента к размеру займа, который может быть ему выдан. Так, например, в Польше размер кредита не должен превышать 65% уровня годового дохода состоятельных граждан и 50% – зарплат граждан с доходом ниже среднего. По словам первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, банки накапливают риски, которыми не могут потом управлять. Он убежден, что необходимо изменить поведение банкиров в отношении клиентов. К кредитованию можно и должно привлекать только то население, которое в состоянии реально обслуживать заем при разумном уровне риска. Очевидно, что, заклиная банкиров не рисковать, регулятор реагирует на сложившийся сегодня парадокс: с одной стороны, потребитель проявляет активный спрос на длинные деньги, с другой – доходы у него растут медленно, либо не растут вовсе. Если в 2010 году по отношению к 2009 реальные доходы граждан выросли на 5,1%, то в 2011 годовой рост составил всего 0,8%. Если в 2010 реальные зарплаты по сравнению с 2009 годом выросли на 5,2%, то в 2011 – на 3,5%. Не лучше ситуация и со сбережениями. Наименьший запас прочности у молодых семей с детьми, которые проявляют едва ли не наибольшую активность на рынке потребительского кредитования. Если говорить о рисках, то получает так: события 2008 года показали, что российские потребители прочно следуют поговорке "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Российский потребитель надеется на лучшее до самого последнего момента и старается не сокращать свои потребительские запросы, пока кризис уже не становится очевидным. И только после этого люди начинают задумываться об экономии. Поэтому, пока никаких шоков не произойдет, темпы роста потребления будут положительными, но несколько ниже, чем в 2011 году. Для сравнения: в мае-2011 к маю-2010 ввоз товаров увеличился на 45%, но уже в сентябре показатель снился до 16,8%. Подобная ситуация с импортом может свидетельствовать о вялой динамике потребительского спроса. В этой связи аналитики прогнозируют, что всплеска потребительского спроса в нынешнем году не будет. На это указывают и прогнозы по инфляции, которая ожидается примерно на уровне прошлого года, а именно 6–6,6%. То есть инфляционное давление будет ослабляться в результате низкого спроса. По словам социологов, для характеристики нынешнего года в наибольшей степени подошло бы такое слово, как "стагнация". Последние полтора-два года оценки текущего положения дел в стране не ухудшались, но ожидания и социальные настроения остаются более чем умеренными. Общая тенденция сегодня – это действительно стагнация: с одной стороны, люди не видят серьезных ухудшений, но с другой – существует неуверенность в завтрашнем дне, связанная с полной неопределенностью будущего. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|