8 февраля 2023 г. Среда | Время МСК: 07:45:32
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Не создавайте стартап с приятелями из бизнес-школы



Майкл Фертик
Источник: Harvard Business Review Russia
добавлено: 12-12-2013
просмотров: 2451

Подумываете основать компанию вместе с товарищем по бизнес-школе? Оставьте эту мысль!

Сюжет вроде «Классные ребята сделали вместе бизнес» хорошо известен. Однако на каждую компанию вроде Warby Parker или Rent the Runway приходятся сотни тихонько загнувшихся на заднем дворе без славы и фанфар. В предыдущем блоге я уже рассуждал о том, как приятно воображать себя командой типа Бэтмена и Робина, которая все превозможет, но в реальности ничего не выйдет (во всяком случае, у 99,998% новоявленных предпринимателей).

Во-первых, слепые пятна у вас с сокурсником окажутся одинаковые: в бизнес-школы идут люди схожего типажа, с близкими взглядами на жизнь. Поскольку ваши точки зрения совпадают, если один из вас не замечает ключевых проблем, факторов, влияний, которые следует принять во внимание, обдумывая свой рынок, услугу или продукт, то и другой их не видит, и вы оба не сможете умно управлять компанией среди непредвиденных обстоятельств.

Во-вторых, иметь одинаковые преимущества так же скверно, как иметь одинаковые с партнером слабости. Слишком часто опыт человека, поступающего на программу MBA, сводится к работе в инвестиционном банке или с частными акциями, к финансовым услугам, консалтингу и т.п. 56% будущих выпускников Уортонской школы бизнеса — из тех, кто закончит программу MBA в 2015 году — попадают в эти категории. Стартапу же требуется технический специалист, тот, кому знаний и способностей хватит, чтобы создать ценный, годный, сами понимаете, на продажу товар. А еще требуется человек, разбирающийся в том, что и как можно продать, умеющий точно оценить рынок и решительно продвинуть на него новый продукт.

Кстати говоря, то, что вы обучались в одной бизнес-школе, отнюдь не гарантирует, что и системы ценностей у вас совпадают. Это так кажется: учились вместе, значит, человек свой в доску. Вам ведь было так классно — точно так же объединяет людей попойка в Кембридже или жизнь в роскошных апартаментах Шваба. Но учтите: сути человека вы не узнаете, пока не зададите ему очень трудные, проникающие в самую душу вопросы. Или пока вы не обнаружите эту суть в самый неподходящий для вас и вашего бизнеса момент. Тут-то и выяснится, что ваш сотоварищ подписал соглашение с авантюристами или что он умышленно скрывал от совета директоров неудачные эксперименты. Выясниться может всякое, но закладывается ошибка в самом начале, когда люди не сверяют свои системы ценностей — и такое несоответствие вряд ли удастся преодолеть.

Деньги больной вопрос — и еще один потенциальный источник конфликтов. Скорее всего, вы возомните, что выпускник той же школы — да это само собой разумеется! — относится к деньгам в точности, как вы. И снова ошибетесь. У каждого своя предыстория, каждый распоряжается деньгами на особый лад. Человек может носить Fendi, а водить Ford. А главное, порог допустимого риска у каждого свой — и расхождения тут случаются в тысячи миль. Вы почти уговорили сокурсника присоединиться к стартапу, но он вернулся домой, глянул на свой банковский счет, на детишек и понял, что нужно срочно искать «нормальную работу». Возможно, на рациональном уровне вы оба приблизительно одинаково понимаете свою задачу основателей новой компании, но ощущения у вас в повседневной борьбе, когда вы делаете выбор и принимаете решения — разные. Особенно в тех непростых ситуациях, из которых сплошь состоят детские годы стартапа.

И наконец, не так уж вы хорошо знаете этого человека. Отношения в бизнес-школе складываются в искусственной обстановке, эти знакомства столь же поверхностны, как общение на коктейль-пати. Нельзя быть уверенным в том, что эти люди справятся со сложными задачами за пределами тщательно организованной учебной ситуации, поощряющей амбиции и нацеленность на успех. Партнерство с таким знакомцем — все равно, что брак после короткого романа в отпуске, под звездами и среди пальм. В жестком свете обыденности перед вами, скорее всего, предстанет совсем другой человек. А вдруг он завалит разговор с инвестором, даже если он прекрасно справлялся с подачей рефератов в срок и убедительно сочинял бизнес-планы?

Значит ли это, что партнерство выпускников одной бизнес-школы обречено на провал? Конечно же, из правила есть исключения. Но в большинстве случаев я бы не уповал на долгосрочный успех.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2023, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика